Мифы и легенды удмуртии короткие. Удмуртские мифы и сказания

Мифы и легенды

удмуртского народа

Презентацию подготовила заведующая библиотекой МБОУ «СОШ №90» г. Ижевска Волынина Светлана Владимировна 2012 год


Между седым Уралом и голубой Волгой

в краю родников и лесных рек

издавна селились охотники и землепашцы - предки удмуртского народа


Эта земля была по-своему прекрасна. Лес не только грозил опасностями, но и одаривал щедрыми дарами.

Чтобы выжить здесь, надо было быть выносливым, сильным, мужественным



В древности удмурты считали, что духи и боги сопровождают человека везде и всегда, помогая или мешая ему, в зависимости от того, в каком согласии с миром и людьми он живет.

Подводное царство


Высшие божества удмуртов: Имнар, Кылдысим, Куазь .

Эти боги занимают главные места в жизни удмуртского народа


Инмар

творец неба, создатель мира, создатель земли. Живет постоянно на солнце, - добр настолько, что люди не боятся его. Ему приносятся только благодарственные жертвы.

Сосна –священное дерево

место поклонения древних удмуртов богу Инмару. Просили его о дожде и хорошем урожае. Возле сосны совершались различные обряды.


Легенда о сотворении мира

Задумав сотворить мир, Инмар посылает Шайтана достать землю со дна мирового океана. Отдав землю Инмару, Шайтан утаивает ее крупицы за щеками, но когда земля, по повелению Инмара, начинает разрастаться, он вынужден выплюнуть ее. и на земле образовались горы, болота, кочки. Если б Шайтан не обманул Инмара, то земля осталась бы ровной и гладкой.


В древности, по преданиям удмуртов,

на земле жили великаны - алангасары.

Дремучий лес был для них как крапива. Где ступала нога великана - появлялся лог, где он вытряхивал песок из лаптей - образовывались холмы.


Развлекались алангасары тем, что метали чугунные шары и плели веревки из сосен, сражались вырванными с корнем деревьями. Человека, долбящего борть для пчел, принимают за дятла;

разглядывают его на ладони, сажают в карман или кладут за пазуху




Вторым божеством является Кылдысин или Кылчин - это бог-творец, заботящийся о земле, бог плодородия,

покровитель детей.

Он появлялся в виде старика в белой одежде и ходил по межам, поправляя упавшие колоски, следил за посевами.


Куа́зь - повелитель погоды,

атмосферных явлений.

Куазь молились под елью, которая воспринималась деревом этого бога, ему жертвовали коня или жеребёнка.


Предки удмуртов почитали

Ин-мумы богиня плодородия, мать самого Инмара

Шунды- мумы (мать Солнца),

Гудыри-мумы (Мать грома),

Инву - мумы (Мать небесной воды)

Музьём-мумы - (Богиня земли)


Воршуд (шуд вордысь) –

дух - покровитель и хранитель рода, семьи, домашнего очага.

Обитает в молельне (куале)


В удмуртской мифологии весьма многочисленны низшие духи: вумурт - водяной, гидмурт - дух хлева, нюлэсмурт - дух леса, тӧлпери - дух ветра, коркамурт - домовой, ягпери - дух бора, лудмурт - дух луга и поля, и др. Кроме божеств и полубожеств, покровительствующих людям и могущих дать им счастье и несчастье, вотяки верят в духов, причиняющих человеку только одни беды и несчастья, духов злых. К числу их принадлежит Кутысь, Чер и Вожо.


Нюлэсмурт («нюлес» - лес, чаща) -леший, хозяин леса, хозяин зверей.

Живет в лесу, имеет собственное хозяйство и семью. По одежде и образу жизни он похож на людей, у него длинная борода и волосы. Способен изменять свой облик: в лесу он вровень с деревьями, на лугу – с травой, среди людей –чуть выше человека.

Нюлэсмурты разрешают зверям залегать в норы и берлоги; посылают охотникам добычу, скотине - корм, помогают войску одерживать победу.


ВУКУЗЁ –(«хозяин воды»)

Вукузё (ву- вода, кузё – хозяин)-властитель водной стихии, обитатель первичного океана. Подражая творению Инмара - собаке, творит козу, затем водяных - ву-муртов. Вукузё представляли в виде старика с длиной бородой


Вумурт -водяной (ву- «вода», мурт – «человек»)

Дух с длинными волосами, иногда в виде щуки. Живет в озерах, речках, прудах. У него есть жена, необыкновенно красивая, сыновья и дочери.

Вумурты почти ничем не отличаются от обычных людей. Отличить их можно по тому, что левая пола армяка у Вумурта непременно сырая. Вумурт очень богат и награждает богатством тех людей, кого он полюбит, если же не возлюбит - топит в болоте скотину и нагоняет разные болезни.


Коркамурт (корка - изба) -домовой. Живет за печью или в подполье. Он заведует работами, происходящими в избе и всем, что в ней хранится. Где его уважают и угощают он оберегает членов семьи, если же домового обижают или не уважают (шумят, свистят в доме или бросают кусочки хлеба на пол), щекочет по ночам, путает волосы на голове и в бороде.

У Коркамурта множество имен:

корка кузе (хозяин дома),

корка бече (сосед, друг),

корка сюсетка (суседко),

гулбеч мурт (хозяин подполья).


Гонды́р (удм. Медведь) - ближайший помощник коркамурта. Живёт в подполе, погребе, амбаре и заведует хранящимися там домашними припасами. По внешности неотличим от медведя. Если Гондыру чем-то не понравились или не угодили хозяева, то в доме с неестественной быстротой уменьшаются припасы.


Гидмурт («гид»-конюшня)

дух конюшни и хлева

Гидмурт - помощник домового (Коркамурта), покровитель конюшен и хлевов.

Если он любит лошадь, то будет расчёсывать и заплетать ей гриву, и даже перекладывать сено и овёс от соседних лошадей.

Если же Гидмурт невзлюбил какую-то лошадь, то он может скакать на ней целыми ночами и изнурять тяжёлыми грузами.


Тэлькузё – леший, дух леса.

Толмурт (тӧлпери - дух ветра) - он похищал девушек.


Лудмурт (луд - поле) - Луговик, Полевик

Это маленький человек, отвечающий за луга и поля.

Он охранял животных,

следил за посевами

Иногда Лудмурта называли Мушвозьмась (удм. - охраняющий пчёл


Тодьымурт (тодьы - белый) - дух, живущий в темном углу на полке в бане. По рассказам предков он любит подшучивать над людьми в бане.


ПАЛЭСМУРТ (пал-половина, «получеловек»)

Палэсмурт - половинный человек: однорукое, одноногое, одноглазое злое существо, живущий в лесу. Популярный персонаж сказок

Палэсмурты имеют огромный рост, они несколько глуповаты, очень смешливы, любят смешить других: могут защекотать до смерти, любят кататься на лошадях, пасущихся ночью на лугу. Любят пугать одиноких путников, особенно в лесу.


Искал-Пыдо-Мурт (искал - корова; пыд- нога) - дух с коровьими ногами.

Баба Обыда -леший в образе женщины с длинными волосами, косматая, высокого роста.

В сказках Баба Обыда, если захочет, помогает людям.

Кузь-Пине-Мурт - человек с длинными зубами

Ирина Семакина
Конспект НОД в старшей группе «Мифы и легенды Удмуртского народа»

Цель : Познакомить детей с мифами и легендами Удмуртов .

Задачи :

1. Познакомить с мифами и легендами .

2. Формировать умение работать с картой Удмуртской Республики ;

3. Воспитывать чувство любви к своей малой родине.

Материал : карта Удмуртской Республики , книги, иллюстрации героев легенд , цветные карандаши, фломастеры, краски, бумага белая А4 (на каждого ребенка) ноутбук,домовёнок (игрушка) .

Предварительная работа. Рассматривание книг «Мифы и легенды » и их иллюстраций, объяснение новых слов коркакузё (домовой, инмар, вумурт, вукузё, алангасар.

Звучит удмуртская народная мелодия (музыку подбирает воспитатель) .

На стене висит карта Удмуртской Республики . Воспитатель обращает внимание детей на карту.

Ход занятия:

В.: Ребята, посмотрите, сегодня к нам в гости пришёл коркакузё и принёс очень интересные книги.

А знаете ли вы, кто такой коркакузё? (ответы детей) . Давайте посмотрим отрывок мультфильма и поймём, кто же такой коркакзё (домовой) (просмотр мультфильма про домовёнка кузю) .

Итак, ребята коркакузё- это хозяин дома, хозяин нашего детского сада. Сегодня он пришёл, чтобы познакомить нас с мифами и легендами удмуртов о происхождении земли.

Кто из вас знает, что означают слова «Миф» и «легенда »

Мифы и легенды - устные рассказы о богах и героях, которые передавались из поколения в поколение. В них отразились представления людей об окружающем мире. В отличие от мифов, где главными персонажами были боги, в основе легенд - жизнь обычных людей и реальные события. Но, передавая из поколения в поколение, их приукрашивали, а героев наделяли необыкновенными способностями. (показ слайдов – изображения богов и рассказ о них)

Итак, давайте сядем поудобнее и послушаем Мифы и легеды , которые нам принёс коркакузё.

Чтение отрывков из книги «Мифы и легенды удмуртов » .

Беседа после прочтения :

В.: Скажите, что было до сотворения Земли, по легенде Удмуртов ?

Д.: Вода, солнце и небо.

(На фланелеграфе выставляем соответствующие рисунки) .

В.: Правил всем этим….(выставляем на фланелеграфе изображение Инмара)

В,: Хозяином воды был…

Д :. Вукузё (выставляем)

КОРКАКУЗЁ. Молодцы ребята. А теперь давайте отдохнём немного. Поиграем в игру «Водяной»

Игра «ВОДЯНОЙ»

К.: Молодцы, ребята, хорошо справились. А кто же такой вумурт?

(ответы детей)

Обратите внимание на наш земной шар. Посмотрите, наша земля состоит и из материков, морей и океанов, гор и низменностей… А как же это всё произошло? Изначально были только небо, солнце и вода. (ответы детей, по очереди передаём мяч для продолжения пересказа.)

Молодцы. Итак, по мифам Удмуртов , землю сотворили Инмар и Вукузё.

А что же ещё сотворили Инмар и Вукузё расскажите, пожалуйста, коркакузё.

(инмар – собаку, алангасаров, вукузё – козла) .

Чем занимались алангасары и почему они себя так вели? (забыли дать разум)

Расскажите, а как же тогда произошёл человек по мифам от алангасар. (алангасарёнок нашёл разум и съел его) .

Как вы думаете, что было бы на земле, если не нашли бы алангасары разум.

(ответы детей) .

Коркакузё.: Молодцы, ребята, многие из вас очень внимательно слушали мою историю. Вы, наверное, устали, хотите я познакомлю вас с удмуртскойфизкультминуткой ?

Физкультминутка : Виг,Ваг Аргане…

Художественное творчество :

Ребята, скажите, кто из героев вам запомнился, понравился. Почему?

Давайте вспомним каждого героя. Опишем. (Чтение описания каждому из героев, названых детьми.)

Сегодня мы с вами сделаем выставку героев мифов и легенд Удмуртов . Ваша задача – нарисовать понравившегося героя.

Обратить внимание детей на средства для работы : краски, кисточки, карандаши, фломастеры, белые листы А4.

Выставка работ. Обсуждение работ.

Описание презентации МИФОЛОГИЯ ДРЕВНИХ УДМУРТОВ Главное божество удмуртов-язы чниковИнмар по слайдам

Главное божество удмуртов-язы чников. Инмар. Это - источник всего доброго; он - творец неба, живет постоянно на солнце, - добр настолько, что удмурты не боятся его. Ему приносятся только благодарстве нные жертвы.

Этимология имени В XIX веке наиболее распространена была этимология ин+мар «небо-что» . Некоторые учёные считали, что имя Инмар происходит от Инмурт «небесный человек» . Но по версии М. Г. Атаманова, слово Инмар возникло в результате слияния удм. ин(м) «небо» и ар «человек» (из булгарского). В настоящее время наиболее приемлемой является гипотеза о том, что в слове Инмар сохранился древний суффикс -*r, а само слово происходит от финно-пермского имени небесного божества (*ilmar, ср. Ильмаринен).

Таким образом, наиболее подходящим именем нашего первопредка является Ильмар. В русской православной традиции его заменил Илья Пророк, скачущий на колеснице по небу во время дождя и грохот от этой колесницы порождает гром. Отдаленным потомком Ильмара — в смысле генеческом и этимологическим -является Илья Муромец — Иль-Мар.

Вукузё («хозяин воды») — в мифах удмуртов — властитель водной стихии, обитатель первичного океана. В дуалистических космогонических мифах Вукузё является противоположностью Инмара, который достал землю со дна океана. По мифу, Вукузё испортит сотворённых Инмаром великанов-алангасар ов, обманув сторожившую их собаку. Подражая творению Инмара — собаке, он сотворил козу, а затем водяных духов вумуртов. Вукузё представляли в виде старика с длинной зелёной бородой.

Всем известен веселый праздник — День Нептуна, но не все знают День Вукузе, который второй год подряд в середине лета отмечают в Ижевске! Вукузё («хозяин воды») в мифах удмуртов — властитель водной стихии, поселился в нашем городе. Этим летом Вукузе и его друзей можно будет встретить в Летнем Саду, в его обновленном домике.

Нюлэс-Мурт(нюл - лес, чаща) живет в лесу, имеет собственное хозяйство и семью. По одежде и образу жизни он похож на людей. Как люди, Нюлэс-Мурты устраивают браки и пируют. Путь, по которому проехала свадьба Нюлэс-Муртов, отмечается множеством сломанных деревьев. От людей Нюлэс-Мурты отличаются высоким ростом (рост самых высоких деревьев) и черным цветом кожи. Нюлэс-Мурты разрешают зверям залегать в норы и берлоги; посылают охотникам добычу, скотине - корм, помогают войску одерживать победу, благодаря своей особенной способности - производить ветер и бросать песок в глаза.

Нюлэсмурт выделялся по своему значению среди всех других существ удмуртской мифологии. Иногда его называли «Великий дед, отец» . Некоторые исследователи даже считали, что «первый и самый главный бог в плеяде языческих богов углазовских вотяков - бог лесов и ветров. Всё это объясняется огромной ролью леса в жизни удмурта традиционной культуры. Нюлэсмурт- хозяин леса, а так как лес практически составлял всё природное окружение удмуртов, то всем этим ведал Нюлэсмурт, он- хозяин зверей, к нему обращаются охотники за помощью и содействием в охоте. От Нюлэсмурта зависело и благополучие скота. Иногда он был даже как-то связан с умершими предками. Дорогой Нюлэсмурта называли завалы леса, где прошёл ураган, смерч, именно поэтому иногда Нюлэсмурта считали и божеством ветра.

Луд-Мурт(луд - поле) - полевик. Это маленький человек, ростом не выше пятилетнего ребенка. Рост его может изменяться в зависимости от места, на котором Луд-Мурт находится: между высокими колосьями Луд-Мурт выше, в молодой траве луга он очень мал. Весной при выгоне скота в поле Луд-Мурту читается молитва: „хорошенько сохраняй животных, хорошенько води их в поле, не давай их зверям (волкам)» .

Корка-Мурт(ко рка - изба) - дух вроде домового (у русских), заведует мужскими и женскими работами, совершаемыми в избе. Иногда за хозяйку дома он исполняет работы - щиплет лучину, колет дрова, прядет и прочее. Корка-Мурты иногда подменивают своих детей людям.

По внешности коркамурт похож на пожилого человека в тулупе, вывернутом шерстью наружу. Если коркамурт переехал вместе с хозяевами из старой избы, его называют. Вужмурт(у дм. Ста рый человек). Переход из старой избы в новую уудмуртовсопровож дался специальным обрядом в честь коркамурта, ановосельеназывал ось Корка мурт сектан «угощение домового» . В виде пережитка в этом обряде сохранялась память о принесении в жертву коркамуртубыкапри переселении в новый дом.

Ву-Мурт(ву - вода) - водяной человек; его ведению подлежат все воды на земле; живет он в озерах, маленьких речках, в прудах, по преимуществу в глубоких местах. У него есть жена, необыкновенно красивая, сыновья и дочери. Сыновей своих Ву-Мурты женят на дочерях Ву-Муртов соседних вод; свадьбы правят по большей части осенью и весной, при чем свадебный поезд, направляя путь свой по воде, разрывает мельничные плотины и повышает уровень воды во всех встречных речках. Ву-Мурты не прочь родниться и с людьми и вообще нередко появляются среди людей.

Вумурт (удмуртское ву — «вода», мурт — «человек»)- в удмуртских мифах водяной дух с длинными черными волосами, иногда в виде щуки. Создан «хозяином воды» Вукузё. Живет в глубине больших рек и озер, но любит появляться в ручьях и мельничных прудах. Может топить людей и насылать болезни, смывать плотины, истреблять рыбу, но иногда и помогает человеку. В воде у него свой дом, большие богатства и много скота, красавицы жена и дочь. Вумурт появляется среди людей на ярмарках, где его можно узнать по мокрой левой поле кафтана, или в деревне, в сумерки; его появление предвещает несчастье. Вумурта прогоняют, стуча палками и топорами по льду. Чтобы откупиться от вумурта, ему приносят в жертву животных, птиц, хлеб.

Лопшо Педунь –сказочный герой удмуртов. Согласно легенде, давным-давно жил в одной из удмуртских деревень мужик. Трудно жилось ему, но весело, потому что однажды познал он секрет жизни. Удмурты знают, что давным-давно была у них Священная книга, по которой строили они свою жизнь. Со временем она была утеряна, разлетелись листочки Священной книги по всему белому свету. Во время очередного хождения по родне посчастливилось ему найти одну из страниц этой мудрой книги, на которой было написано: «Не принимай всё близко к сердцу, на всё смотри весело, и удача не обойдёт тебя» . С той поры у него любая работа в руках спорилась, и стал он источником неистощимого юмора, остроумия, житейской хитрости. В народе прозвали его Лопшо Педунем.

КРЕЗЬ название традиционной песни, а также музыкального инструмента типа ГУСЛЕЙ у удмуртов. При современном росте национального самосознания традиционный инструмент крезьвсё больше вызываетк себе интереси становится известным очень широкому кругу слушателей. На наших глазах происходит возрождение этого удивительного инструмента фактическииз полного забвения. Срадостью можно наблюдать, как крезь становится неотъемлемой частьюне только удмуртского музыкального фольклора, нои культурной жизнив целом, ав скором будущем войдёти вкаждый удмуртскийдом, какэто былоещё вначале прошлого 20 -го века.

Злой дух эпидемических болезней

  • Дэй - дух болезней
  • Кутӥсь - злой дух болезней
  • Обилие болезнетворных духов и божеств в религиозно-мифологическом плане свидетельствует о многотрудной жизни удмуртов.
    • олицетворяющие дом и хозяйственные постройки:
      • Коркамурт (Корка кузё) - домовой
      • Гидкуамурт (Гид кузё) - усадебный человек
      • Мунчомурт (Мунчо кузё) -банный человек

    Представления о духах-матерях:

    • By мумы - мать воды
    • Пызеп мумы, Чупчи мумы - матери рек Пызеп и Чупчи
    • Вожо мумы - мать особого переходного времени - летнего и зимнего солнцестояния;
    • Музъем мумы - мать земли
    • Пужмер мумы - мать инея и ветра

    Матери-небожители:

    • Ин мумы - мать неба
    • Шунды мумы - мать солнца
    • Толэзь мумы - мать луны
    • Гудыри мумы - мать грома
    • Инву мумы - мать небесной воды

    Высшие божества

    На вершине удмуртского Олимпа возвышался могущественный бог Инмар . Слово "Инмар" исследователи переводят по-разному: "ин" - небо, "мар" - что, т. е. "что на небе" .

    Очевидно, образ удмуртского Инмара восходит к пра-финно-угорскому божеству, чье имя связано с названием неба, воздуха (ильма, юма): 1) фин., кар. - Ильмаринен, саам. - Ильмарис, коми - Ён, хант. - Илем, манс. - Элем; 2) фин. - Юма-ла, эст. - Юммал, саам. - Юбмел, мар. - Юмо .

    Первоначально Инмар был просто одним из божеств, представляющих верхний ярус мира - небесную сферу. По-видимому, было даже несколько инмаров: Каба-инмар (ка-, ба, кава, в некоторых удмуртских диалектах означает просветление неба ночью, типа северного сияния, божество судьбы; Аляк-инмар - заступник людей, приносящий известия о земных делах , - позднее они воспринимались как помощники Быдӟым Инмара - Великого Инмара, который стал обладателем многих эпитетов: вылысь, югыт, мусо, быдӟым - верховный, светлый, белый, дорогой, великий . Очень часто Инмар произносился в сочетании Козма (смысл утрачен) - Козма-инмар , Кылчин-инмар (Творец Инмар), иногда Бадӟым воршуд Инмар - великий родовой Инмар .

    Возвышение Инмара над остальными божествами - явление более позднее, оно произошло под влиянием ислама и христианства, именно они способствовали формированию у удмуртов представлений о едином боге. Большое значение в этом процессе имело крещение удмуртов, именно в этот период Инмар приобретает черты христианского бога. Но превращение Инмара - бога воздуха - в единого верховного бога было длительным процессом, он не завершился даже к XIX в.

    Наряду с Инмаром, в верховную триаду входил Кылдысин/Кылчин - добрый дух, содействующий приплоду скота . . Образ Кылдысина, один из древнейших, первоначально ассоциировался, очевидно, вообще с творческим началом, созиданием (отсюда "кылдыны" - творить, создавать) и восходит к корню "кыл" - слово. Именно слову придавалась магическая функция творения, созидания, мир созидался в процессе названия . Постепенно образ Кылдысина приобрел сложное мифологическое содержание. Будучи одним из наиболее популярных в религиозно-мифологической системе, он имел довольно значительное количество воплощений: Вукылчин - Творец воды, Юрткылчин, Гидкылчин - хранитель дома, хлева, скотного двора, Нуныкылчин - божество, покровительствующее родам или вообще детям . Однако наибольшую известность получили представления о двух Кылдысинах: 1) Кылдысин, живущий на небе; 2) Мукылдысин (близок к нему Юкылдысин, ведающий посевами хлебов), живущий под землей .

    Вместе с Инмаром и Кылдысином у северных удмуртов и бесермян почитался Куазь - божество атмосферы, погодных явлений. Триада богов Инмар, Кылдысин, Куазь порой осознавалась как некое единство .

    Особое место в верованиях удмуртов занимало понятие воршуд.

    Воршуд - сложное понятие, которое означало: 1) родовую или семейную святыню, хранящуюся в куале. Обычно это воршудная коробка, в которой содержалось несколько серебряных монет, беличья шкурка, крылышки рябчика, челюсть щуки, перья тетерева, ритуальная посуда, кусок жертвенного хлеба, мука, крупа, ветка дерева. Словом, здесь была сосредоточена своеобразная материализованная предметная информация об окружающем мире на всех его важнейших структурных уровнях, это символическая модель мира, его микрокосм, своего рода "Ноев ковчег"; 2) абстрактное божество-покровитель рода или семьи и совокупность идей, представлений, связанных с ним; 3) конкретное орнито-, зоо-, антропоморфное изображение божества: гуся с серебряным клювом, быка с золотыми рогами, какого-то идола и т.д.; 4) экзогамное объединение родственников по материнской линии, имеющих одного покровителя. Каждый воршуд имел свое имя. Исследователями зафиксировано около 70 таких имен (Можга, Бигра, Пурга, Какся, Боня, Вортча и т.д.), ведущих свое происхождение, по-видимому, от тотемических предков. В честь покровителя-воршуда устраивались моления по каждому сколько-нибудь важному поводу .

    Оформившись, очевидно, в эпоху материнско-родовой организации в качестве тотемной группы, Воршуд, утрачивая социально-хозяйственные функции, постепенно превратился в чисто культовый институт, вошедший позднее в другие формы религиозных образований. Все удмурты знали, к какому Воршуду они относятся. Если в деревне жили представители нескольких воршудов, соответственно столько же было и родовых святилищ - быдӟым куа/ или культовых сооружений в честь Воршуда, которые строили во дворе жреца или чаще в лесу около ручья или родника неподалеку от деревни .

    Это многообразие богов требовало соответствующего осмысления, интерпретации, выработки норм культового этикета - всеми этими вопросами ведали служители культа (клир). Они же в значительной степени были и непосредственными творцами тех или иных религиозно-мифологических идей, распространителями их среди своих соплеменников, а также своеобразными посредниками между божествами и общей массой верующих .

    Злые духи

    В религиозно-мифологической системе удмуртов весьма своеобразное место занимали Искал пыдо мурт - существо, верхняя половина которого человечья, а нижняя - коровья, Кузь пинё мурт - кровожадное существо с длинными зубами, Кукри-баба - нечто вроде Бабы-яги, Палэсмурт - половинный человек: однорукое, одноногое, одноглазое существо .

    Палэсмурты имеют огромный рост (или способность изменять размеры тела, так же как Нюлэсмурт и Лудмурт), они несколько глуповаты, очень смешливы, любят смешить других: могут защекотать до смерти, любят кататься на лошадях, пасущихся ночью на лугу . Людям они особенно не опасны, только пугают одиноких путников, особенно в лесу. Существовало поверье, что Палэсмурта убить нельзя: каждая капля его крови превращается в нового Палэсмурта .

    Очевидно, главным образом, через длительное тюркское посредничество к удмуртам проникли такие образы, как Албасты - демоническое женское существо огромного роста (ср.: тат., башк., чув., казах., ног., кумык., албаслы, мар., узб., уйг. алваста, абаз албасты, тадж. алмасты); Акташ - злой дух, букв, белый камень (ср.: тат. акташ, караташ - духи, упоминающиеся при заговорах); Акшан - злой дух сумерек; Бустурган - ведьма (ср.: чув., тат. бастырган, рус. диал. бустурган, венг. boscorkan, boscorkany); Керемет - злой дух, сатана, противник Инмара (ср.: тат., чув., баш., мар., коми киреметь, есть также у всех мусульманских мл родов Ср. Азии, Казахстана и Кавказа), Обыда - леший, часто в образе женщины, с огромной грудью, длинными волосами и косматой шерстью (ср.: тат. атапа, чув. упата, мар. овыда, др.-уйг. абита, амита, санскр. amithaba); Убир - упырь, ведьма, людоед (ср.: тат. убыр, чув. вупар, м;ф. вувер, увер, рус. упырь); Шайтан - сатана, черт, антипод Инмара (ср.: тат., казах., кирг., тур. шайтан); Шайян - добрый или злой дух умерших (ср.: тат., чув., мар., коми, мордв. найан, наян; жаян, заян) .

    Контактирование потустороннего и земного миров

    Контакты потустороннего и земного миров происходят в результате нарушения человеком поведенческих стереотипов, негласно установленных в пространственно-временных границах, как предсказание будущего в особо важных жизненных обстоятельствах (нездоровье, личностные взаимоотношения). Из временных отрезков "страшными" свойствами наделялись рассвет (ӟардон), полночь (уйшор), сумерки (акшан). Считалось, что тогда возрастает вероятность встречи с представителями иного мира:

    Дядяе вукое мынэм. Изса бер кылем. Мельник сое кӧлны косэм: бер ни, пе. Калым (нюк ним) пӧртмаське ни. 12 час луэм. Калым нюк сьӧры потэм но, пумитаз кыз ӝужда мар ке, пе, ваське. Baл "сор-р" нэ каре <....> Отец поехал на мельницу. Там он припозднился. Мельник его уговаривал переночевать: поздно уже, да и в овраге Калым уже чудится. Настала полночь. Как только он переехал Калым овраг, навстречу кто-то движется с ель вышиной. И лошадь почуяла неладное, захрапела <....> (ФЭ УдГУ - 78)

    Опасным местом, которое могло повлиять на судьбу человека, было пространство за пределами деревни. Явно враждебными являлись духи леса, воды. Мотив о блуждавших людях является одним из самых распространённых в былинках и побывальщинах в настоящее время:

    <....> Мамаелэн сузэрез озьы луэм ук <....> Ышем соослэн ыжзы <....> Таре со ыж утчаны мынса, йыромем кадь луэм. Сое Нюлэс Нюня толэзь мында нуллэм. <....> - <...> С маминой сестрой случилось однажды такое <....> Пропала у них овца <....> Она пошла её искать. И как бы заблудилась. Её леший водил с месяц по лесу <....> (ФЭ ИИЯЛ-95, д. № 530, л. 82)

    Люди наделяли духов способностью имитировать человеческое поведение. Представители потустороннего мира могли проявить себя посредством тактильных ощущений (прикосновение):

    <....> Мемей тани милям вераз. Мынчоын етӥн шуккыса пукисько лапча йылын. Пыд бордам, пе, кутскиз небыт киын, небыт, пе, киыз но, кезьыт. - <.... > Мать рассказывала. В бане на полке лён мяла. Кто-то прикоснулся к ноге мягкой рукой, рука была мягкая, но холодная. (ФЭ ИИЯЛ - 95, д. № 530, л.20)

    По прикосновению, согласно верованиям, можно было узнать об отношении к человеку мифологического существа. Считают, что, если домовой к хозяину прикоснулся голой холодной рукой, значит, он недолюбливает его, а, если прикосновение мягкое, тёплое, любит и желает ему добра.

    Иной мир мог проявиться и в зрительных образах (видение, приведение):

    Шап вадьсысен валэ дугдӥз. Отысен туж: ӝужыт адямиез адӟи.Со сьӧд дӥсен вал, ымнырзэ ӧй адӟы. <....> - Вдруг лошадь остановилась около кладбища. Я увидел очень высокого человека, одетого во всё чёрное, но его лица не видел. <....> (ФЭ УдГУ-90)

    Чаще всего иной мир давал о себе знать посредством звуковых сигналов. Это мог быть смех, треск, крик, шорох, окликание, игра на музыкальных инструментах, пляска, непосредственный разговор и т.д.:

    Чокал гуртэ вить вилъ моньяос куное ветлӥллям. Таре соос ӝыт берто инь. Пеймыт луэм. Гуртэ вуим ни шуса, пе, корка пырим <....> Коркан балалайка, арган шудэ. Пырса эктӥллям, калык, пе, трос. Эктыкузы кин ке но усем но "Осто ", пе, шуиллям но - тыпы улэ кылиллям <....> - Из Новой Моньи пятеро ездили в гости в деревню Чокал. Поехали они домой уж поздно, по дороге совсем стемнело. Подумав, что уже доехали до деревни, зашли в дом. Там играют на балалайке, гармошке. Поплясали и они, в доме было много народу. Во время пляски один из них упал, и сказали "Господи ", и очутились они под дубом <....> (ФЭ УДГУ- 78)

    Диапазон звучания иного мира разнообразен: от отдельных звуков - к способности воспроизводить человеческую речь:

    Атай кулыку, выжулын черык пырдӥськиз. Пыриськом - номыр ӧвӧл. - Перед смертью отца это было. Из подполья донёсся звук разбившейся стеклянной посуды. Зашли - там ничего и нет. (ФЭУдГУ-90)

    Тани гурезьмы вань. Отын Акмар Яколэн лулыз потӥз. Со вадьсын шула, тазьы ик, пе. шула. - Здесь у нас есть горка. Вот там Акмаров Яков дух испустил. Говорят, что там слышится свист, настоящий свист <....> (ФЭ ИИЯЛ- 95, д. Ns 530, л. 51)

    Представители иного мира могут имитировать знакомый голос и окликать:

    Сарайын мар ке но лэсьтӥсько вал. "Мемкей!" шуса Тома кеськиз, озьы ик "мемкей" шуса. "Эу!" - шуи но пomӥ. Отӥ-татӥ учки, нокытын но Томе ӧвӧл. Тӥни собере картэ кулиз. - Работала в сарае. "Мемкей!" - окликнула меня внучка Тома. "Эу!"- отозвалась я и вышла. Искала везде во дворе, нигде Томы не было. После этого муж умер. (ФЭ ИИЯЛ - 95, д. № 530, л. 81)

    Представители иного мира могут вступать в непосредственный диалог с человеком. Часто они являются в образе знакомого человека и уводят попавшего на их пути в опасные места.

    В ситуациях контактирования зависимой стороной всегда является человек, и потому он должен обладать некоторыми знаниями по нейтрализации влияния представителей иного мира. Например, существует такое поверье: "Нюлэскы йыромид ке, дӥсез мыддорин дӥсяно (Если заблудишься в лесу, нужно вывернуть одежду наизнанку)". В мире духов, на их территории или в их присутствии считается опасным проявить свою человеческую сущность. Вывернутая наизнанку одежда уже является признаком инаковости, поэтому духи леса уже не могут навредить человеку, поскольку он принял их "игру" и действует по их "законам" .

    В некоторых ситуациях средством нейтрализации является и молчание. "Человек, отказывающийся от речи, воспринимается как нечеловек, как "чужой" . Большое значение приписывается вербальным заклинаниям, среди которых самыми простыми и распространёнными являются восклицания "Осто, Инмаре!" или просто "Осто!", молитвы и даже их обратное прочтение.

    Одӥг ӝыт мунчое огнам пыри. Мунчоысь потыкум, олокин алдаз - коркаме уг адӟиськы <....> Озьы монэ ӵаӵӵамурт алдам. "Верую " молитва лыдӟи, куаретӥ сое но, соку ик тылъёс адскизы. - Однажды вечером одна пошла в баню. Стала выходить из бани, что-то случилось - дом свой не вижу <...> Так надо мной леший подшутил. Прочитала молитву "Верую", выругалась, вот только тогда показались огни. (ФЭУдГУ-91)

    Усвоение знаний по нейтрализации влияния представителей иного мира происходит в процессе овладения правилами поведения, закреплёнными в поверьях (назиданиях и табу), быличках и побывальщинах, которые утверждают существующие верования .

    Литература

    1. Верещагин Г.Е. Вотяки Сарапульского уезда Вятской губернии / Записки РГО. - Спб. 1889. - Т.XI, вып.3. - С.73.
    2. Лытин В.И., Гуляев Е.С. Краткий этимологический словарь коми языка. - М.: Наука, 1970. - С. 95.

    УДМУРТСКАЯ МИФОЛОГИЯ

    Мифы удмуртов (или вотяков) - народа, родственного коми, - в меньшей степени затронуты христианской мифологией. Зато на них отразились представления соседних тюркоязычных народов и ислам (особенно это относится к южным удмуртам). Так, наименование священной рощи и имя злого духа, противника доброго бога у удмуртов - Керемет - восходит к наименованию духов у татар и чувашей, которое, в свою очередь, заимствовано из мусульманской лексики; другое его имя - Шайтан - прямо заимствовано из мусульманской мифологии, где так именуется сатана.

    Из книги Аспекты мифа автора Элиаде Мирча

    Рационалисты и мифология Мы не ставим перед собой задачу проследить здесь длительный процесс разрушения и размывания мифа, который привел к потере им самим и гомеровскими богами их первичного, исконного смысла. Если верить Геродоту (1, 32), уже Солон утверждал, что «боги

    Из книги Древняя Греция автора Ляпустин Борис Сергеевич

    Христианство и мифология Трудно на нескольких страницах дать представление о взаимосвязи христианства и мифологии. Эти взаимосвязи ставят несколько различных, не связанных друг с другом проблем. Прежде всего существует двусмысленность, связанная с употреблением слова

    Из книги Мифы финно-угров автора Петрухин Владимир Яковлевич

    Из книги Богини в каждой женщине [Новая психология женщины. Архетипы богинь] автора Болен Джин Шинода

    МИФОЛОГИЯ КОМИ Два близкородственных финских народа - коми-зыряне и коми-пермяки - имели некогда общую мифологию. Их древняя религия была уничтожена в процессе христианизации, но сохранился богатый фольклор. Он систематизирован ныне в специальной энциклопедии

    Из книги По Берлину. В поисках следов исчезнувших цивилизаций автора Руссова Светлана Николаевна

    Удмуртская троица Инмара молят о хорошей погоде и урожае, на которые влияет также Му-Кылчин, божество земли и плодородия; от этих богов зависит и рождение детей. Образ Инмара сливался в представлениях удмуртов с образом другого благодетельного божества - Кылдысина,

    Из книги Народные традиции Китая автора Мартьянова Людмила Михайловна

    Из книги Мифология богини автора Антипенко Антон Леонидович

    Из книги Мифы Старого и Нового Света. Из Старого в Новый Свет: Мифы народов мира автора Берёзкин Юрий Евгеньевич

    Из книги автора

    Из книги автора

    Из книги автора

    Египетская мифология Египет цели благостной достиг, Хранят поныне плиты пирамиды Живой завет погибшей Атлантиды. Бог Тот чертил слова гигантских книг, Чтоб в числах три, двенадцать и четыре Мощь разума распространялась в мире. В Брюсов «Египет» Из венка сонетов «Светоч

    Из книги автора

    Греческая мифология Космогонических версий (т. е. о создании Космоса из Хаоса, организованного и упорядоченного начала из бесформенного и неупорядоченного) в греческой мифологии несколько.По одной из них, изложенной Гомером в «Илиаде», мир зародился от союза Океана и

    Из книги автора

    Из книги автора

    Глава I «МИФОЛОГИЯ БОГИНИ» И «МИФОЛОГИЯ БОГА» – ПОЧЕМУ НЕОБХОДИМО РАЗЛИЧАТЬ МИФОЛОГИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ? На вопрос, почему необходимо различать «мифологию богини» и «мифологию бога», в принципе, можно было бы ответить просто: «Потому что европейская цивилизация должна

    Из книги автора

    Астральная мифология Плеяды и ОрионАстральная мифология - это представления людей о звездах и созвездиях. Хотя большинство читателей этой книги, скорее всего, не сумеют разыскать на ночном небе Волопаса или Стрельца, а в лучшем случае знакомы с Большой Медведицей и,

    Из книги автора

    Мифология мир-системы Оплеванное творение и собака-предательницаЭпохальную динамику распространения мифологических мотивов невозможно понять, не привлекая данных со всего мира. Как бы далеко друг от друга не были сделаны записи, они рано или поздно складываются в



    error: Content is protected !!