Монотеистические религии Понятие «монотеистическая религия. Какая религия была первой монотеистической? Религия единобожия

2.1 Понятие «религия». Монотеистические религии

Многие люди не воспринимают разницу между религией и мифологией. Действительно, провести отчетливую грань между ними очень сложно. Но можно. Так в чем же отличие одного от другого?

В мифологии отсутствует учение, которое присуще религии.

Мифология принимает жертвы (в том числе и человеческие), идолопоклонство.

Религия - отвергает жертвоприношения, идолопоклонство, в ней существует идея рая и ада, существуют разнообразные ответвления.

Однако глупо было бы отвергать утверждение, что религия не имеет тех же самых основ, что и мифология. Любая религия, как и мифология, зиждется но одном и том же основании, понятии - понятии, которому больше двух миллионов лет. Понятии добра и зла. Уже на самых ранних этапах развития человек задумывался – что такое добро и что такое зло? И не только задумывался, но и делал выводы. Так появились мифы, легенды. В основу самых первых легенд была положена идея борьбы добра со злом. А потом эти легенды были развиты в мифологию, которая, в свою очередь, была развита в религию.

Религия (от лат. religio - благочестие, набожность, святыня, предмет культа) - мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и специфические действия, которые основываются на вере в существование одного или нескольких богов .

Монотеи́зм - буквально «единобожие» - религиозное представление и учение о Едином Боге (в противоположность языческому многобожию, политеизму). В монотеизме Бог обычно персонифицируется, то есть является определённой «личностью». К монотеистическим религиям относятся, в числе других, иудаизм, ислам и христианство. .

Прейдем к краткой исторической характеристике вышеназванных религий.

2.2 Иудаизм - первая монотеистическая религия

Иудаизм - наиболее ранняя монотеистическая религия, возникшая на рубеже 2-1-го тысячелетий до н.э. в Палестине.

Основателем религии стал пророк Авраам, который со своей семьей оставил родной город Ур и пришел в Ханаан (позже государства Израиль – по имени одного из сыновей – Иаков).

Что заставило этого человека отказаться от спокойной жизни? Идея о том, что народы мира заблуждаются, поклоняясь многим богам; вера в то, что для него и его семьи, отныне и впредь – на все времена – существует только один Бог; вера в то, что этот Бог обещал землю ханаанеев его детям и потомкам и что эта земля станет его родиной.

Итак, Авраам со своей семьей переходят реку Евфрат (возможно из-за этого их стали называть евреями – иврим, от слова «эвер» - «другая сторона») и селится в холмистой части Ханаана. Здесь Авраам вырастил своего сына и наследника Исаака, купил у хетта Эфрона участок земли с пещерой Махпела, где похоронил любимую жену Сарру.

Авраам, как затем его сын и внук патриархи Исаак и Иаков не обладает в Ханаане собственной землёй и находится в зависимости от ханаанских царьков - правителей городов. Он поддерживает мирные отношения с окружающими племенами, но сохраняет свою обособленность во всем, что касается верований, культа и даже чистоты рода. Он посылает своего раба к родичам в Северную Месопотамию для того, чтобы привезти жену Исааку.

Спустя некоторое время евреи, исповедовавшие иудаизм, вследствие голода вынуждены были отправиться в Египет, сохраняя при этом веру в единого Бога – Яхве.

В Египте евреи попадают в рабство, которое достигло своего пика в период правления египетского фараона Рамзеса II.

Примерно в середине XIII в. начинается знаменитый исход евреев из Египта и завоевание Ханаанской земли. Необходимо отметить, что это завоевание сопровождалось масштабным уничтожением ханаанских народов, подлинным геноцидом, совершаемым во многом по религиозному признаку.

Наконец, с X в. до н.э. иудаизм устанавливается как основополагающая идея нравственного развития еврейского народа. Народа, которого ждала очень непростая историческая судьба. Захват Ассирией Северного Израильского царства, вавилонское пленение евреев, галут (изгнание) евреев из Земли Обетованной, и, наконец, долгожданное для них возвращение в родную землю, осуществлявшееся с конца XIX в., и завершившееся образованием Государства Израиль.

Иудаизм основан на следующих догматах: признание единого бога Яхве; богоизбранности еврейского народа; вера в мессию, который должен судить всех живых и мертвых, а поклонников Яхве привести в землю обетованную; святость Ветхого завета (Танаха) и Талмуда.

Одним из первых литературных произведений иудаизма является Тора, закрепившая основные догматы и заповеди иудаизма. Тора была обнародована в V веке до н.э. в Иерусалиме.

Первоначально иудаизм был распространен на весьма скудной территории и почти не выходил за пределы небольшой страны: Палестины. Проповедовавшееся иудаизмом положение о религиозной исключительности евреев не способствовало распространению религии. Вследствие этого иудаизм, не считая незначительных исключений, всегда был религией одного еврейского народа. Однако своеобразие исторических судеб еврейского народа привело к расселению последователей иудаистской религии по всем странам мира.


Их объяснение "размывает" основные элементы религии - мистицизм и тайну. Кроме того, нет сомнений в том, что дальнейшее развитие научного знания будет снова нарушать достигнутое согласие религии с наукой в каждом конкретном вопросе. Например, в физике уже стоит проблема (и делаются попытки ее решения) выяснения того, что было до начального момента расширения Вселенной. Трудности здесь очень велики...

Запада, оказываются перед серьезной дилеммой: как лучше заимствовать чужое и в то же время сохранить свое? В этих нелегких поисках страны и народы современного Востока обычно обращаются к национальной традиции и стоящей за ее спиной религии. Итак, современный Восток более религиозен и традиционен, нежели Запад, причем не только вследствие меньшей развитости, но также и потому, что национально- ...

Который присутствует во Вселенной вечно и главная черта которого - стремление к сбалансированной эволюции вселенной и населяющих ее живых существ. В очистительном огне апокалипсиса канут в небытие не только культы поклонения многочисленным богам, но и монотеистические религии с их культом Творца всего сущего, согласно планам которого все в природе когда-то было запущено и теперь будет двигаться...

Деконструкция прежде всего связана с фактом расщепленности субъекта и его смещенности относительно «абсолютного места». Задачей третьей главы является непосредственно структурный анализ истории формирования субъективности, который нацелен на экспликацию единой структуры субъекта, чья планомерная диахронизация представляет процесс развертывания субъективности во времени западной истории. Вкратце...

Религии мира: опыт запредельного Торчинов Евгений Алексеевич

Монотеизм

Монотеизм

Все три библейские религии представляют собой ярко выраженные монотеистические системы, причем интересным является и то, что все они базируются на почитании единого Бога, и то, что именно они в наиболее чистом виде выражают идею теизма, то есть представления о Боге как едином и единственном абсолютном и трансцендентном личностном (или сверхличностном) начале, Творце и Промыслителе всей вселенной, управляющем ею актами своей воли. Именно в библейских религиях теизм дан совершенно отчетливо и определенно. Мы уже видели, что большинство религий Востока или совсем обходятся без доктрины Бога (даосизм, буддизм, джайнизм), либо знают безличный и неопределимый Абсолют (адвайта-веданта). Даже те религиозные учения Востока, которые на первый взгляд кажутся теистическими, если в действительности и являются таковыми, то их теизм гораздо менее последователен и четок, чем теизм библейских религий. Например, индуистскому вишнуизму присущ ряд теистических черт. Однако, во-первых, он склонен вступать в компромисс с древним политеизмом (хотя бы на уровне символизма и языка описания), рассматривая иные божества в качестве гипостазированных сил, аспектов и проявлений Бога (Ишвары) и допуская, особенно на экзотерическом, народном, уровне их культы наряду с культом Единого; и во-вторых, теория творения в индуизме не носит строго теистического характера, что очень хорошо видно при сопоставлении с догматом creatio ex nihilo (творения из ничего) библейских религий: если Бог библейского откровения творит сущее «из ничего», то Вишну (Брахман теистической веданты) производит мир из себя самого, как бы трансформируется (паринама) частично в мир. И руководит этим миром не непостижимая Божья воля, а вполне постижимый и даже рациональный Закон кармы. Таким образом, библейские религии в своем теистическом абсолютизме стоят как бы особняком среди религий мира, являются своеобразным исключением, даже парадоксом, если угодно, и только их широчайшее распространение по всем континентам (христианизация Европы, Америки, Австралии, значительной части Африки, распространение ислама по просторам Евразии и повсеместность исповедующей иудаизм иудейской диаспоры), а также наша собственная принадлежность к основанной на мировосприятии этих религий культурно-цивилизационной целостности создает иллюзию как бы самоочевидности их религиозной парадигмы, ставшей в трудах европейских религиоведов (особенно прошлого века) парадигмой религиозности как таковой.

Интересно, что как только русские религиозные мыслители рубежа веков (прежде всего Вл. С. Соловьев) заговорили о всеединстве, одновременной трансцендентности и имманентности Бога, они сразу же отошли от библейского паттерна и приблизились к индоевропейским концепциям Бога типа Рамануджи и Мадхвы. Не случайно и хорошо известное увлечение Вл. С. Соловьева гностицизмом как эллинистической реакцией на библейскую парадигму; русский мыслитель, штудировавший литературу о «лжеименном гносисе» в Британском музее, даже говорил, что в этих текстах больше мудрости, чем во всей новоевропейской философии. Объясним и его интерес к каббале как своеобразному иудаистскому гностицизму.

Любопытно также, что и гностический акосмизм и имперсонализм, и всеединство русской религиозной философии с ее космизмом, но космизмом, окрашенным в гностические тона, сформировались в рамках христианства: последнее в силу чрезвычайной сложности своего генезиса, вовлекшего не только традиционные и основополагающие иудейские, но и эллинистические и эллинские формообразующие идеи, отошло дальше ближневосточного иудаизма и ислама от базовой библейско-монотеистической доктрины. Об этом ярко свидетельствует уже тринитаризм христианства: Бог есть и Единица, и Троица. H. А. Бердяев по этому поводу говорит даже еще определеннее: христианство не монотеистическая, а тринитарная религия.

И вместе с тем монотеизм нельзя считать принципом, изначально заданным в библейской религии и библейском тексте. Труды критиков Библии полны перечислениями мест этой Книги, сохранивших следы исходного политеизма, а Дж. Фрэзер в своем знаменитом труде «Фольклор в Ветхом Завете» (рус. пер.: М., 1985) уделил особое внимание тем аспектам Библии, которые репрезентируют хорошо известные «языческие» архетипы мировосприятия. Читая некоторые фрагменты Книги Бытия, невозможно отделаться от ощущения, что Бог Авраама отнюдь не отрицает существования других богов, но запрещает Аврааму «и семени его» почитать их, поскольку именно он, а не другое божество, избрал Авраама и его потомков и взял на себя обязательство быть их покровителем. В конце концов, в пользу этой интерпретации говорит уже сама формула «Бог Авраама, Исаака и Иакова», подразумевающая, что y какого-нибудь вавилонца Бэроса или египтянина Потифара может быть другой бог.

Более того, благодаря находкам в Элефантине (рубеж Верхнего Египта и Нубии), относящимся уже к V в. н. э., мы знаем, что местная еврейская община (проживавшая в тех местах с незапамятных пор) продолжала и в первые века нашей эры помимо Вседержителя Яхве почитать и других богов и богинь переднеазиатского (но не египетского!) происхождения, что свидетельствует о древности и даже архаичности подобного подхода. Чистый же монотеизм в его классической библейской форме начинает преобладать (хотя как тенденция он существовал и раньше) со времен пророков и религиозных реформ позднеиудейских царей Езекии и Иосии, а особенно с периода, последовавшего за возвращением из вавилонского пленения и строительством второго храма. О причине этого религиозного переворота мы будем говорить ниже. Пока же обратим внимание на фигуры пророков, то есть лиц, опиравшихся в своей проповеди не на общинный, а на свой собственный внутренний религиозный опыт. Специальное исследование этого вопроса в психологической парадигме (выходящее за пределы целей и задач настоящего труда) может, вероятно, выявить связь монотеистической идеи с определенными типами трансперсонального опыта и, следовательно, его психологическое происхождение.

С идеей монотеизма тесно связаны как представление о полной трансцендентности, надмирности Бога, так и креационизм библейской традиции, то есть разработанная доктрина о творении Богом мира «из ничего», о чем мы уже упоминали выше. Бог творит все сущее для блага человека, моделирует его по человеческой мерке (не здесь ли находятся наиболее архаические истоки современного антропного принципа новейших космологии?), но и сам человек оказывается в конечном итоге результатом божественного самомоделирования – образом и подобием Бога. Именно для библейских религий характерно поэтому не только резкое противопоставление человека и животных, отсутствующее в индуизме, буддизме и даосизме (в форме «человек – природа»), но и разработка представления о принципиальной разноприродности (ино-природности) Бога и мира как Творца и твари. В результате в христианстве даже формируются понятия «тварность» и «нетварное», закрепляющие идею иноприродности и разноплановости Бога и мира, между которыми пропасть, для преодоления которой нужна жертва Христа, ипостаси Творца, ставшей творением и не переставшей быть Творцом.

Из книги Дары и анафемы. Что христианство принесло в мир автора Кураев Андрей Вячеславович

ПОЛИТЕИЗМ, ПАНТЕИЗМ И МОНОТЕИЗМ Наверно, не нужно доказывать, что во всем многообразии религиозных учений и практик человечества те традиции, которые пришли к знанию о Едином Первоначале, сделали шаг к более высокому мировоззрению, чем те народы и культуры, что остались

Из книги Шесть систем индийской философии автора Мюллер Макс

Из книги Гностицизм. (Гностическая религия) автора Йонас Ганс

Солярный монотеизм. В первичной форме культы небес, солнца и луны занимают естественно высокое положение вместе с остальными небесными светилами, в особенности с пятью другими планетами и двенадцатью знаками Зодиака, добавляемыми в различных ролях. Иерархия, таким

Из книги Религии мира: опыт запредельного автора Торчинов Евгений Алексеевич

Монотеизм Все три библейские религии представляют собой ярко выраженные монотеистические системы, причем интересным является и то, что все они базируются на почитании единого Бога, и то, что именно они в наиболее чистом виде выражают идею теизма, то есть представления о

Из книги Революция пророков автора Джемаль Гейдар

Монотеизм пророков - «абсолютное оружие» мужского духа 14.Все это подводит нас к вопросу: как адекватно проявляется мужское недоверие к постмодернизму, который кажется ускользающим от прямой конфронтации безликим и безлимитным Протеем? Постмодернизм оспаривает любое

Из книги Что на самом деле сказал апостол Павел автора Райт Том

Иудейский монотеизм I века Иудейский монотеизм интересующей нас эпохи был далек от стремления проникнуть в сокровенное бытие единого истинного Бога, равно как и от попыток нумерологически описать, каков Бог, так сказать, изнутри. Его основные положения в тогдашнем

Из книги Религии мира автора Хардинг Дуглас

Экваториальный монотеизм Вот мы и подошли к исламу, религии пророка Мухаммеда и его мусульманских последователей. Это самая последняя и одна из самых «успешных» великих религий мира. Она распространилась от места своего зарождения в Аравии по северной половине Африки,

Из книги Библиологический словарь автора Мень Александр

МОНОТЕИЗМ (от греч. mТnoj - один, ?eТj - Бог) БИБЛЕЙСКИЙ, учение Свящ. Писания об абсолютном единстве личного, сверхприродного Божества, Творца и Промыслителя.Первобытный М. В Библии нет определ. указания на М. как первонач. форму религии, но это может быть выведено из

Из книги Зоофизика религий автора Розов Александр Александрович

ЭТИЧЕСКИЙ МОНОТЕИЗМ учение, к–рое исповедует веру в единого Бога (см. ст. Монотеизм) и ставит на первое место в служении Ему неритуалы, а нравств. заповеди. Зачатки Э.м. содержатся еще в религии *патриархов (Быт 17:1), а первое ясное выражение он получает в *этическом Декалоге

Из книги Удар Русских Богов автора Истархов Владимир Алексеевич

Из книги Эволюция бога [Бог глазами Библии, Корана и науки] автора Райт Роберт

Из книги История ислама. Исламская цивилизация от рождения до наших дней автора Ходжсон Маршалл Гудвин Симмс

Истинный монотеизм Тем временем в Египте один бог подошел к универсалистскому монотеизму еще ближе, чем Мардук. Его история свидетельствует о том, насколько разными могут быть пути к монотеизму.Стремление Мардука стать единственным истинным богом осуществлялось с

Из книги Иисус. Тайна рождения Сына Человеческого [сборник] автора Коннер Джекоб

Но монотеизм ли это? Я говорю о появлении «монотеистического побуждения», а не собственно монотеизма не без причины. В текстах времен пленения среди монотеистических возгласов порой попадаются отнюдь не столь монотеистические. Например, Второисайя описывает падение

Из книги автора

Монотеизм как философия Греки также могли подкармливать израильский монотеизм на менее политическом и более умозрительном уровне. Задолго до того как Александр Македонский завоевал Палестину, у греческих мыслителей возникали монотеистические гипотезы. И хотя

Монотеистические религии определяются как вера в существование только одного Бога, создавшего мир, всемогущего и вмешивающегося во все происходящее в мире. Более широкое определение монотеизма - это вера в единого Творца. Можно различать исключительный монотеизм, как всеобъемлющий, так и множественный (политеистический), который, признавая различных божеств, постулирует некоторое базовое единство. Монотеизм отличается от генотеизма религиозной системой, в которой верующий поклоняется одному Господу, не отрицая, что другие могут поклоняться различным богам с равной степенью веры и монотеизмом, признанием существования многих богов, но с постоянным поклонением только одному божеству.

Более широкое определение монотеизма характеризуют традиции бабизма, Цао Дай (цаодаизма), хандоизма (чхондогё), христианства, деизма, экканкара, индуистских сект (шейвизма и вайшнавизма), ислама, иудаизма, мандейизма, растафари, сикхизма, тенгризма, тенрикё (тенриизма), езидизма, зороастризма. Также элементы домонотеистической мысли находятся в ранних религиозных формах, таких как атенизм, древнекитайская религия и яхвизм.

Определения

Монотеизм включает в себя различные Божественные концепции:

  1. Даизм принимает существование Божественного и создание мира, но Бог является лишь первопричиной. Даизм отрицает его существование как человека (теизм), а также его вмешательство и контроль над событиями в природе и обществе.
  2. Монизм. Это философское учение - начало всего. Оно характерно для индуистских философских школ северного буддизма и адвайта-веданты, а также китайского даосизма. В этих школах единая реальность является основой существующего, а дух и материя - всего лишь два из его эквивалентных аспектов.
  3. Пантеизм отождествляет Бога с природой как выражение Божества. Архаичная форма этого учения гласит: Бог во всем, что существует. Все вокруг - Бог.
  4. Панентеизм. Представляет собой убеждение, что Вселенная содержится в Боге и является его частью, но не все от Бога. Разница между пантеизмом и панентеизмом заключается в том, что, согласно первому, все есть Бог, тогда как второе понятие - это все в Боге.
  5. Существенный монотеизм характерен для местных африканских верований и по самой своей природе является формой многобожия. Африканские убеждения гласят, что существует много богов, но каждый из них является реинкарнацией определенного типа материи.
  6. Святая Троица. Христианская доктрина, которая поддерживается большинством его конфессий. Это мнение, что Бог является Святой Троицей. Бог есть существо, которое одновременно имеет три личности: Бога Отца, Иисуса Христа и Святого Духа.

Исходя из вышеперечисленного, видим, что монотеизм неоднороден.

Происхождение

Квазимонотеистические утверждения о существовании «универсального» Божества относятся к позднему бронзовому веку с «Великим гимном» египетского фараона Эхнатона к Атену. Возможная склонность к монотеизму возникла в ведический период железного века в Южной Азии. В «Ригведе» демонстрируются понятия монизма Брахмана, особенно в сравнительно поздней десятой книге, которая датируется ранним железным веком, - в «Гимне творения». Тибетская религия Бон с двадцатого века до нашей эры была первой зарегистрированной религией, которая заявила, что есть один Бог, который зовется Сангпо Бумтри. Но религия не поощряет монотеистическое поклонение Сангпо Бумтри или любому богу для спасения души, а только фокусируется на карме.

С шестого века до нашей эры зороастрийцы верили в верховенство одного Божества - Ахура Мазда как «Создателя всех» и первого существа перед всеми остальными. Но зороастризм не был строго монотеистическим, потому что он почитал других наряду с Ахура Мазда. Древняя индуистская теология, тем временем, была монистической, но не строгой в поклонении; она сохраняла существование многих богов, которые рассматривались как аспекты одного верховного Бога - Брахмана.

Многочисленные древнегреческие философы, в том числе Ксенофан из Колофона и Антисфен, верили в подобный политеистический монизм, который был близок к монотеизму, но не дотягивал до него. Иудаизм был первой религией, которая задумала понятие личного единобожия в монистическом смысле. В понятии этического монотеизма заложена мысль, что мораль исходит только от Бога и его законы неизменны. Впервые эти постулаты зародились и были внедрены в иудаизме, но в настоящее время становятся основным принципом большинства актуальных монотеистических верований, включая:

  • зороастризм;
  • христианство;
  • ислам;
  • сикхизм.

Согласно еврейской, христианской и исламской традициям монотеизм был первичным вероисповеданием человечества. Эта оригинальная религия иногда упоминается как «адамическая».

Были предположения, что авраамические религии возникли в противовес политеизму, равно греческому философскому монотеизму. Карен Армстронг и другие религиоведы и философы писали, что концепция монотеизма постепенно развивается через ряд периодически возникающих переходов - сначала появился анимизм, который превратился в политеизм, тот преобразовался в генотеизм и в итоге трансформировался в настоящий монотеизм.

Мировые монотеистические религии

Хотя все приверженцы авраамических вероучений относят себя к монотеистам, иудаизм не считает христианство монотеистическим, относя к этому понятию только ислам. Мусульманство также не признает современное христианство монотеистическим из-за христианского учения о Троице, которое, как считает ислам, не является частью первоначального монотеистического христианства, проповедуемого Иисусом. Христиане же утверждают, что учение о Троице является истинным выражением монотеизма, сославшись на то, что Троица состоит не из трех отдельных божеств, а трех лиц, существующих единосущно (как одна форма) в виде одного. Рассмотрим мировые конфессии.

Иудаизм

Иудаизм был первой монотеистической религией. Главной особенностью еврейской веры является вера в единого абсолютного, справедливого, всезнающего, всемогущего, любящего и предусмотрительного суверенного Бога. Он создал Вселенную и выбрал еврейский народ, чтобы выявить заветы, содержащиеся в десяти заповедях, и ритуальные предписания - третьи и четвертые книги Торы. Правила, полученные из таких текстов и устной традиции, составляют руководство еврейской жизни, хотя их выполнения варьируются между различными группами практикующих. Иудей Моисей был величайшим, главным и непреодолимым пророком всех времен.

Одна из характеристик иудаизма, которая отличает его от других монотеистических религий, заключается в том, что она рассматривается не только как конфессия, но и как традиция и культура. Другие религии превосходят различные нации и культуры, в то время как иудаизм становится верованием и культурой, задуманной для конкретных людей. Иудаизм не требует, чтобы неевреи присоединились к еврейскому народу или приняли свою религию, хотя новообращенные признаются евреями во всех смыслах этого слова.

Христианство

Среди ранних христиан были значительные споры о природе Бога, некоторые отрицали воплощение, но не божество Иисуса (докетизм), другие позже призывали к арианской концепции Бога. Этот христианский вопрос должен был стать одним из пунктов, рассмотренных на первом Никейском соборе.

Первый Никейский собор, состоявшийся в Никее (современная Турция), созванный римским императором Константином I в 325 году, был первым экуменическим советом епископов Римской империи, и в наибольшей степени это привело к появлению первой формы христианской доктрины, называемой Никейским Символом веры. С определением вероисповедания был создан прецедент для последующих экуменических советов епископов (синодов) для создания утверждений веры и канонов доктринальной ортодоксии, целью которых является определение общего вероучения для церкви. Одна из целей совета заключалась в разрешении разногласий над природой Иисуса по отношению к Отцу, в частности, являлся ли Иисус той же субстанцией как Бог Отец¸ или просто схожие формы. Все, кроме двух епископов, склонились к первому варианту.

Христианские ортодоксальные традиции (восточные православные, католики и большинство протестантов) следуют этому решению, которое было подтверждено в 381 году на Первом Совете Константинополя и достигло полного развития благодаря работе каппадокийских отцов. Они считают Бога триединой сущностью, называемой Троицей, состоящей из трех «лиц»:

  • Бога Отца;
  • Бога Сына;
  • Бога Святого Духа.

Христиане в подавляющем большинстве утверждают, что монотеизм занимает центральное место в христианской вере, поскольку Никейский Символ веры, который дает православное христианское определение Троицы, начинается: «Я верю в одного Бога».

Другие христианские религии, такие как унитарный универсализм, свидетели Иеговы, мормонизм, не разделяют эти взгляды на Троицу.

Ислам

В исламе Аллах - всемогущий и всезнающий создатель и судья Вселенной. Аллах в исламе является строго сингулярным (Таухид), уникальным (Вахид) и по своей сути одним (Ахад), всемилостивым и всемогущим. Аллах существует без места, и Коран утверждает, что «никакое видение не охватит его, но он охватывает все видения. Бог - это понимание». Аллах - единственный Бог, и ему поклоняются в христианстве и иудаизме.

Ислам возник в VII веке нашей эры в контексте как христианства, так и иудаизма с некоторыми тематическими элементами, похожими на гностицизм. Исламские убеждения утверждают, что Мухаммад не приносил новую религию от Бога, но она та же самая, которую практиковали Авраам, Моисей, Давид, Иисус и все другие пророки. Утверждение ислама состоит в том, что послание Бога было повреждено, искажено или потеряно с течением времени и Коран был отправлен Мухаммаду, чтобы исправить потерянное послание Торы, Нового Завета и предыдущих Священных Писаний от Всевышнего.

Индуизм

В качестве старой религии индуизм наследует религиозные понятия, охватывающие:

  • монотеизм;
  • политеизм;
  • панентеизм;
  • пантеизм;
  • монизм;
  • атеизм.

Его концепция Бога сложна и зависит от каждого человека, а также традиции и философии.

Индуистские взгляды широки и варьируются от монизма через пантеизм и панентеизм к монотеизму и даже атеизму. Индуизм нельзя назвать чисто политеистическим. Индуистские религиозные лидеры и основатели неоднократно подчеркивали, что, хотя Божьих форм много, и путей общения с ним много, Бог один. Пуджа мурти - способ общения с абстрактным Богом (Брахмой), который создает, поддерживает и растворяет создание.

Зороастризм

Зороастризм сочетает в себе космогонический дуализм и эсхаталогический монотеизм, который делает его уникальным среди религий мира. Зороастризм провозглашает эволюцию во времени от дуализма к монотеизму. Зороастризм является монотеистической религией, хотя часто рассматривается как дуалистическая, за его веру в ипостаси хорошего Ахура Мазды (творческий дух) и злого Ангру Майнью (деструктивный дух).

Зороастризм когда-то был одной из крупнейших религий на Земле как официальная религия Персидской империи.

Рассмотрев монотеистические верования, мы видим, что в некоторых системах схожие божества, выполнявшие одинаковые функции, отождествлялись в одно целое.

Монотеи́зм (букв. «единобожие» - от греч. μόνος , «один» и греч. θεός , «Бог») - религиозное представление и учение о Едином Боге , который персонифицируется, то есть является определённой «личностью». Монотеизм противопоставляется языческому многобожию, политеизму) и пантеизму. .

К монотеистическим религиям относятся Авраамические религии - иудаизм , ислам и христианство (при условии, что тройственность Бога не ставит под вопрос его единство). .

Истоки монотеизма

Библейский монотеизм, легший в основу иудаизма , а впоследствии - также в основу христианства и ислама , зародился в политеистической религиозной атмосфере Ближнего Востока и, по-видимому, первоначально развился из генотеизма - веры в главенство одного из богов и монолатрии - поклонения одному богу, что не исключало существования и других богов (см. Авраам , Патриархи).

После революционного перелома в результате реформаторской деятельности Моисея монотеизм постепенно принимает более утонченную и возвышенную форму, продолжая, однако, оставаться уникальной религиозной верой, в отличие от рационалистических монотеистических концепций, выдвигавшихся в греческой философии (см. также Деисты).

Хотя под влиянием греческой философии в иудаизме сформировались философско-теологические течения (см. Философия), Иехуда hа-Леви еще за несколько столетий до Б. Паскаля указывал на пропасть между богом философов и живой верой в Бога Израиля. Фундаментальные принципы еврейского монотеизма, окончательно сформировавшегося в начале эпохи Второго храма , - абсолютное бытие Бога, полностью исключающее существование какого-либо иного, качественно близкого Ему бытия; трансцендентность Бога по отношению к миру; абсолютная суверенность и свобода воли Бога и отсутствие каких-либо ограничений Его могущества; личностность Бога; невозможность описания бытия и сущности Бога в терминах материального существования; открытие Богом Себя в человеческой истории; избрание еврейского народа Богом и Его Завет с ним; Божественное провидение, проистекающее из Его абсолютной власти над природой и историей; предоставление Богом человеку свободы выбора и неограниченной возможности обращения к Богу (подробнее см. Бог , Библия , Иудаизм).

Происхождение монотеизма

Согласно распространённому в науке мнению,Бертран Рассел, «История западной философии» Книга Вторая, Часть Первая, Глава I на сайте PSYLIB религия евреев на ранних этапах своей истории имела форму монолатрии , а монотеизм начал оформляться в VI в. до н. э., после возвращения евреев из Вавилонского пленения . Однако традиционная точка зрения отвергает этот подход и считает монотеизм исходной позицией иудаизма.

Однако в любом случае в истории человечества монотеизм впервые был провозглашен в иудаизме . Все другие виды современных монотеистических религий (христианство , ислам , а также произошедшие из него друзы и бахаи) заимствовали свои монотеистические концепции из иудаизма.

Монотеизм в древнем Израиле

Мнения ученых о времени, когда монотеизм окончательно восторжествовал в Древнем Израиле, расходятся. Некоторые исследователи полагают, что политеизм исчез после монотеистической реформы Моисея, и проявления политеизма в Израиле и Иудее были пережиточными. Однако большинство придерживается точки зрения, согласно которой язычество было искоренено реформами Иошияху в конце эпохи Первого храма. Однако сторонники обеих точек зрения согласны в том, что политеистические пережитки были окончательно изжиты после возвращения еврейского народа из пленения вавилонского (см. Земля Израиля /Эрец-Исраэль/. Исторический очерк. Эпоха Второго храма. Эзра и Нехемия; см. также Исход).

Монотеизм в библейский период

В самой сущности библейского монотеизма кроется ряд противоречий. Бог - творец и владыка Вселенной, наделенный высшим моральным совершенством; человек, созданный по образу и подобию Бога, должен прилагать все силы для того, чтобы уподобиться Ему в нравственном отношении. Отсюда проистекает постоянное стремление к равновесию между культовым ритуалом и нравственным поведением. В библейскую эпоху это равновесие зачастую оказывалось неустойчивым.

В 8 в. до н. э. напряженность между ритуальной и нравственной сторонами иудаизма вылилась в открытый конфликт, когда израильские пророки (см. Пророки и пророчество) провозгласили примат нравственной стороны веры над ее культовой стороной. Литературные памятники, относящиеся ко времени реформы Иошияху, отражают попытку найти желаемое равновесие (см. Второзаконие).

В целом такое равновесие было найдено, однако на протяжении всей эпохи Второго храма не исчезала напряженность между нравственной и культовой сторонами иудаизма. Эта напряженность нашла свое выражение в борьбе между сложившимися в иудаизме религиозно-идейными течениями фарисеев , саддукеев и ессеев (см. также Мёртвого моря свитки , Иисус). Эта борьба завершилась лишь с окончательной победой фарисеев после разрушения Второго храма. Однако и в последующие периоды монотеизм подвергался различным интерпретациям в философских и мистических течениях - как периферийных, так и занявших центральное место в еврейской религиозной мысли, - несмотря на свои существенные отличия от основного русла талмудического (см. Талмуд) иудаизма (см. Каббала).

Понятие о жизни как о Диалоге Бога и Человека

Монотеизм включает в себя не только понятие о "единстве Бога", но и представление о сотворении человека Богом по Своему образу и подобию - следствием чего является любовь Бога к человеку, стремление Бога продвинуть и помочь человеку и уверенность в конечной победе Добра. Это учение дало и даёт повод к глубочайшим философским и религиозным прозрениям, обнаруживая глубину своего содержания в течение веков всё с новых и новых сторон.

На представлении о сотворении человека Богом по Своему образу и подобию базируется понятие о жизни как о Диалоге Бога и Человека, в котором Бог требует от человека достойного и нравственного поведения ("этический монотеизм").

Приближение к монотеизму в других древних религиях

Некоторые исследователи считают древнейшей монотеистической религией зороастризм. Однако, монотеистичность зороастризма до сих пор остаётся спорным вопросом.

Существует также версия, что первым монотеистом был египетский фараон Эхнатон (1364-1347 гг. до н. э.), провозгласивший единого Бога - Атона. Однако весьма возможно, что (1) Эхнатон жил после Моисея, и заимствовал монотеизм от него, (2) монотеизм Эхнатона не предполагал "сотворение человека по Образу Бога" - т.е. не содержал тех элементов, которые дали возможность еврейскому монотеизму в наибольшей степени повлиять на человечество.

Влияние еврейского монотеизма на формирование мировых религий

Еврейский монотеизм сыграл определяющую роль в формировании христианской и мусульманской теологии и культа, а также в отношениях этих религий к евреям.

Обожествление Иисуса, трактуемого в христианстве как одна из ипостасей Бога, воспринималось иудаизмом как отход от монотеизма в направлении политеизма или синкретизма, что вызвало острую враждебность между еврейством и христианским миром. Тем не менее, еврейская монотеистическая концепция наложила глубокий отпечаток на европейскую цивилизацию как в религиозной, так и в других сферах.

Несовместимые на первый взгляд идеи Божественного провидения и дарованной человеку Богом свободы воли и выбора, концепция воздаяния и общечеловеческого искупления определили новое отношение между человеческой личностью и природой и Богом, что послужило стимулом к творчеству во всех областях - в философии, искусстве, науке, обществе.

В отличие от пантеистического взгляда на человеческую судьбу как предопределенную роком или зависящую от произвола богов и статической концепции человеческого общества, еврейский монотеизм привнес принципиально новую идею полной реализации индивида в рамках его союза (см. Завет) с Богом, налагающего обязанности на обе стороны, и взгляд на человеческую историю как на целенаправленный динамический процесс, в котором, как и в основополагающей книге иудаизма - Пятикнижии , - нормативом служит не прошлое или настоящее, а будущее (см. Мессия , Эсхатология).

Взгляд, распространенный и продолжающий распространяться во многих цивилизациях современного мира, согласно которому совершенство человеческого рода - не утопия, а достижимый идеал, это в значительной степени результат прямого или косвенного влияния еврейского монотеизма.

Являлся ли монотеизм естественной древней религией человечества?

С традиционной еврейской точки зрения, которой придерживались Маймонид (XII век) и другие еврейские мыслители, монотеизм - первичен и изначально был преобладающей формой почитания Высшей Силы, в то время как все другие культы образовались позже, в результате деградации идеи единобожия.

Подобной теории в наше время придерживаются также и часть современных исследователей. Они склонны полагать, что в основе даже примитивных форм политеизма, таких, как фетишизм или шаманство, лежит вера в единую интегральную силу, в некую духовную сущность (см. монолатрия). Исследования показывают, что даже у самых примитивных племён существует вера в Высшую Силу как причину всего, что происходит в мире, и она является общей для всех народов, даже для бушменов или обитателей джунглей Южной Америки - племён, почти полностью изолированных от внешних культурных влияний. . Однако, эта вера не подразумевает Личностность Бога или "сотворение человека по Образу Бога" - т.е. не имеет характера "этического монотеизма".

Примечания

Ссылки

  • Статья «Монотеизм » в Электронной еврейской энциклопедии
  • Статья «Монотеизм » в энциклопедии Кругосвет

Уведомление : Предварительной основой данной статьи была аналогичная статья в http://ru.wikipedia.org , на условиях CC-BY-SA, http://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0 , которая в дальнейшем изменялась, исправлялась и редактировалась.

ОБЛАСТНОЙ ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ

ГОРОДСКОЙ ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ

МАЛАЯ АКАДЕМИЯ НАУК ЮНЫХ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ


ЦИКЛИЧНОСТЬ В ИСТОРИИ

МОНОТЕИСТИЧЕСКИХ РЕЛИГИЙ

(секция культурологии)


учащийся 7 класса гимназии №1 г. Караганды

Научный руководитель:

Рыбкин В.И., учитель истории гимназии №1


г. КАРАГАНДА, 2009


Введение

Глава 1. Цикличность в мировой истории

Глава 2. Цикличность в истории монотеистических религий

2.1 Понятие «религия». Монотеистические религии

2.2 Иудаизм - первая монотеистическая религия

2.3 Краткая история христианства

2.4 Возникновение и развитие ислама

2.5 Циклы в истории монотеистических религий

Заключение

Список использованной литературы

ВВЕДЕНИЕ

Каждый человек имеет свою неповторимую судьбу, свой уникальный жизненный цикл. Чаще всего этот цикл имеет следующую структуру: человек рождается на свет, проходит через периоды детства, отрочества, юности, зрелости, старости и умирает.

Те же самые процессы, по мнению некоторых историков, присущи и народам, государствам, цивилизациям.

У идеи цикличного развития истории есть масса, как сторонников так и противников. На наш взгляд, мнения сторонников цикличного развития истории звучат более убедительно.

Однако в нашей исследовательской работе мы не будем пытаться доказать или опровергнуть теорию цикличного развития той или иной цивилизации.

Объектом рассмотрения в нашей работе стала история монотеистических религий, т.е. иудаизма, христианства и ислама.

Предметом работы является изучение проблемы цикличности в истории монотеистических религий.

Целью работы стал поиск цикличного развития в истории монотеистических религий.

Исходя из цели, нами были поставлены следующие задачи:

1) кратко охарактеризовать теории циклов мировой истории;

2) проанализировать историю монотеистических религий;

3) выработать возможный цикл развития монотеистических религий.

Гипотеза. Если проанализировать историю монотеистических религий, то можно придти к выводу, что данная история имеет определенные циклы развития, так как, и жизнь человека, и история стран, народов, цивилизаций, имеет свои определенные циклы.

При подготовке исследовательского проекта нами был использован метод теоретического анализа и синтеза литературы и источников.


ГЛАВА 1. ЦИКЛИЧНОСТЬ В МИРОВОЙ ИСТОРИИ

Идея исторических циклов не нова. Еще до начала нашей эры римский историк Полибий в 40-томной «Всеобщей истории» и китайский историк Сыма Цянь в «Исторических записках» рассматривали историю общества как круговорот, как цикличное движение. Идею больших исторических циклов выдвинул в начале нашей эры арабский историк аль-Бируни, а несколько позже эту идею развил Ибн Халдун из Туниса.

В эпоху Возрождения идею циклов в историческом процессе высказал французский историк Вико. А немецкий философ и историк Иоганн Гердер в конце XVIII в. в работе «Идеи к философии истории человечества» подчеркивал генетические начала в истории, периодические перевороты между эпохами космического масштаба.

Таким образом, все названные историки исходили из того, что любое развитие в природе или в обществе - циклично, проходит через схожие фазы.

На новую стадию изучение цикличности в историческом процессе вышло во второй половине XIX – XX веке, когда целая плеяда талантливых историков из разных уголков мира предложило свое видение циклового развития.

Так, в 1869 г. русский историк Н.Я. Данилевский выдвинул идею о культурно-исторических типах локальных цивилизаций. Эта идея была развита в опубликованной в 1918 г. книге О. Шпенглера «Закат Европы».

Однако, наиболее полно учение о круговороте локальных цивилизаций и их цикличной динамике изложил известный английский историк Арнольд Тойнби в своем «Исследовании истории».

Попытаемся разобраться с самим понятием «цивилизация», так как многие люди употребляют этот термин, даже не зная, что он обозначает.

У данного понятия есть огромное количество определений.

Начнем с того, что этот термин был введен в широкий научный оборот еще в эпоху Просвещения, в середине XVIII в. Лавры его создания отдают Буланже и Гольбаху. По мнению просветителей, цивилизация представляла собой, с одной стороны, определенный этап в развитии человеческого общества, следующий за дикостью и варварством, с другой,- всю совокупность достижений человеческого разума и их воплощений в общественной жизни различных народов.

Сегодня одним из самых популярных определений данного понятия является следующее: «цивилизация – качественное своеобразие материальной, духовной, социальной жизни той или иной группы стран, народов на определенном этапе развития».

К числу наиболее представительных теорий цивилизаций относится, как уже указывалось, теория А. Тойнби. Его теория может считаться кульминационным пунктом в развитии теорий «локальных цивилизаций». Монументальное исследование А. Тойнби «Постижение истории» многие ученые признают шедевром исторической науки. Английский культуролог начинает свое исследование с утверждения, что истинной областью исторического анализа должны быть общества, имеющие как во времени, так и в пространстве протяженность большую, чем национальные государства. Они называются «локальными цивилизациями».

Тойнби насчитывает 26 подобных цивилизаций, каждой из которых присуща определенная система ценностей. Именно эта система ценностей определяет жизнь людей. Общими критериями для классификации цивилизаций являются религия и степень удаленности цивилизации от того места, где цивилизация изначально возникла.

Среди подобных цивилизаций А. Тойнби выделяет западную, две православные (русскую и византийскую), иранскую, арабскую, индийскую, две дальневосточные, античную и многие другие.

Он указывает также на четыре остановившиеся в своем развитии цивилизации - эскимосскую, номадическую, оттоманскую и спартанскую и пять «мертворожденных».

Каждая цивилизация, по мнению Тойнби, проходит на своем жизненном пути несколько стадий.

1) Стадия зарождения - генезис. Цивилизация может возникнуть либо в результате мутации примитивного общества либо на развалинах «материнской» цивилизации.

2) За стадией генезиса следует стадия роста, на которой цивилизация из зародыша развивается в полноценную социальную структуру.

3) Стадия надлома. Во время роста цивилизацию постоянно подстерегает опасность перехода в стадию надлома.

4) Стадия распада. Распавшись, цивилизация либо исчезает с лица Земли (египетская цивилизация, цивилизация Инков) либо дает жизнь новым цивилизациям (эллинская цивилизация, породившая через вселенскую церковь западное и православное христианство).

Следует отметить, что в этом жизненном цикле нет той фатальной предопределенности развития, которая присутствует в цикле цивилизации Шпенглера. Тойнби считает, что за стадией надлома (или брейкдауна) не обязательно следует распад.

Процесс становления и развития цивилизации А.Тойнби представляет как «Вызов и Ответ». Вызов исторической ситуации и ответ творческого меньшинства цивилизации на этот вызов. Если ответа не дано или он не адекватен вызову, то цивилизация все равно будет возвращаться к этой проблеме. Если же цивилизация не способна дать ответ ответа на вызов, то цивилизация обречена на гибель.

Как мы видим, А. Тойнби большое внимание уделял большое внимание роли религии в жизни общества. А можно ли найти циклы в истории самих религий? Ответ на этот вопрос мы попытаемся дать во второй главе.


ГЛАВА 2. ЦИКЛИЧНОСТЬ В ИСТОРИИ МОНОТЕИСТИЧЕСКИХ РЕЛИГИЙ

2.1 Понятие «религия». Монотеистические религии

Многие люди не воспринимают разницу между религией и мифологией. Действительно, провести отчетливую грань между ними очень сложно. Но можно. Так в чем же отличие одного от другого?

В мифологии отсутствует учение, которое присуще религии.

Мифология принимает жертвы (в том числе и человеческие), идолопоклонство.

Религия - отвергает жертвоприношения, идолопоклонство, в ней существует идея рая и ада, существуют разнообразные ответвления.

Однако глупо было бы отвергать утверждение, что религия не имеет тех же самых основ, что и мифология. Любая религия, как и мифология, зиждется но одном и том же основании, понятии - понятии, которому больше двух миллионов лет. Понятии добра и зла. Уже на самых ранних этапах развития человек задумывался – что такое добро и что такое зло? И не только задумывался, но и делал выводы. Так появились мифы, легенды. В основу самых первых легенд была положена идея борьбы добра со злом. А потом эти легенды были развиты в мифологию, которая, в свою очередь, была развита в религию.

Прейдем к краткой исторической характеристике вышеназванных религий.


2.2 Иудаизм - первая монотеистическая религия

Иудаизм - наиболее ранняя монотеистическая религия, возникшая на рубеже 2-1-го тысячелетий до н.э. в Палестине.

Основателем религии стал пророк Авраам, который со своей семьей оставил родной город Ур и пришел в Ханаан (позже государства Израиль – по имени одного из сыновей – Иаков).

Что заставило этого человека отказаться от спокойной жизни? Идея о том, что народы мира заблуждаются, поклоняясь многим богам; вера в то, что для него и его семьи, отныне и впредь – на все времена – существует только один Бог; вера в то, что этот Бог обещал землю ханаанеев его детям и потомкам и что эта земля станет его родиной.

Итак, Авраам со своей семьей переходят реку Евфрат (возможно из-за этого их стали называть евреями – иврим, от слова «эвер» - «другая сторона») и селится в холмистой части Ханаана. Здесь Авраам вырастил своего сына и наследника Исаака, купил у хетта Эфрона участок земли с пещерой Махпела, где похоронил любимую жену Сарру.

Авраам, как затем его сын и внук патриархи Исаак и Иаков не обладает в Ханаане собственной землёй и находится в зависимости от ханаанских царьков - правителей городов. Он поддерживает мирные отношения с окружающими племенами, но сохраняет свою обособленность во всем, что касается верований, культа и даже чистоты рода. Он посылает своего раба к родичам в Северную Месопотамию для того, чтобы привезти жену Исааку.

Спустя некоторое время евреи, исповедовавшие иудаизм, вследствие голода вынуждены были отправиться в Египет, сохраняя при этом веру в единого Бога – Яхве.

В Египте евреи попадают в рабство, которое достигло своего пика в период правления египетского фараона Рамзеса II.

Примерно в середине XIII в. начинается знаменитый исход евреев из Египта и завоевание Ханаанской земли. Необходимо отметить, что это завоевание сопровождалось масштабным уничтожением ханаанских народов, подлинным геноцидом, совершаемым во многом по религиозному признаку.

Наконец, с X в. до н.э. иудаизм устанавливается как основополагающая идея нравственного развития еврейского народа. Народа, которого ждала очень непростая историческая судьба. Захват Ассирией Северного Израильского царства, вавилонское пленение евреев, галут (изгнание) евреев из Земли Обетованной, и, наконец, долгожданное для них возвращение в родную землю, осуществлявшееся с конца XIX в., и завершившееся образованием Государства Израиль.

Иудаизм основан на следующих догматах: признание единого бога ; богоизбранности еврейского народа; вера в мессию, который должен судить всех живых и мертвых, а поклонников привести в землю обетованную; святость () и .

Одним из первых литературных произведений иудаизма является , закрепившая основные догматы и заповеди иудаизма. была обнародована в V веке до н.э. в Иерусалиме.

Первоначально иудаизм был распространен на весьма скудной территории и почти не выходил за пределы небольшой страны: Палестины. Проповедовавшееся иудаизмом положение о религиозной исключительности евреев не способствовало распространению религии. Вследствие этого иудаизм, не считая незначительных исключений, всегда был религией одного еврейского народа. Однако своеобразие исторических судеб еврейского народа привело к расселению последователей иудаистской религии по всем странам мира.


2.3 Краткая история христианства

Основателем ислама считается пророк Мухаммед - исторически достоверная личность.

В 610 году Мухаммед выступил в Мекке публично как пророк. Этот год можно считать годом возникновения ислама. Хотя ни первая, ни последующие проповеди Мухаммеда в Мекке не принесли ему успеха, ему удалось набрать некоторое количество приверженцев новой религии. Проповеди того периода касались преимущественно не реальной жизни, а души, и потому не могли вызвать большой интерес у населения. Со стороны правящих кругов как к проповеди, так и к самому Мухаммеду, сложилось враждебное отношение.

После смерти богатой жены положение Мухаммеда в Мекке стало рискованным, и в 622 году он был вынужден перебраться в Медину. Выбор новой базы был удачен, так как Медина была конкурентом Мекки во многих отношениях, прежде всего в торговле. Часто происходили военные стычки между населением этих районов. Реальные интересы людей определили идеологическую атмосферу, в которой нашла поддержку проповедь новой религии. Проповеди того периода (мединские суры) исполнены уверенности и категоричности.

Населявшие Медину племена ауса и хазрадж, перейдя в ислам, стали основной группой приверженцев и помогли ему в 630 году захватить власть в Мекке.

В 30-х годах VII века халифат нанес своим главным противникам - Византии и Ирану - сокрушительное поражение. В 639 году начался поход в Египет, завершившийся полным его завоеванием.

После убийства двоюродного брата и зятя халифа трон халифата заняла династия . В первый же год правления династии столица халифата была перенесена в Дамаск, и Мекка и Медина перестали быть политическими центрами государства.

В результате дальнейших арабских завоеваний ислам распространился на Среднем и Ближнем Востоке, позднее - в некоторых странах Дальнего Востока, Юго-Восточной Азии, Африки. В 711 году была совершена переправа через Гибралтар, и за три года Пиренейский полуостров оказался в руках арабов. Однако при дальнейшем продвижении на север они в 732 году потерпели поражение под Пуатье и остановились.

В VIII - IX веке в исламе возникло мистическое течение - .

В начале IX века арабы вторглись в Сицилию и владели ей, пока в конце XI века не были изгнаны норманнами.

В начале X века ухудшившееся финансовое положение халифата позволило многим эмирам получить большую самостоятельность. В результате к началу X века от халифата откололись Северная Африка, и восточные территории от до .

Сегодня ислам переживает не самые легкие времена.

Средства массовой информации всего мира, сегодня все чаще и чаще употребляют термин «исламская угроза». Под этим подразумеваются события, происходящие в Чечне, атака террористами 11 сентября 2001 года Нью-Йорка, события в развлекательном комплексе «Норд-Ост», атака исламистами ряда зданий в индийском городе Мумбаи, беспорядки по всему миру, связанные с карикатурным кризисом и многое другое.

Однако правомерно ли употребление подобно термина?

Чтобы ответить на этот вопрос попробуем разобраться в основных идеологических принципах мусульманства.

Основным источником исследования и описания ислама является - исторический документ, составленный ближайшими последователями после его смерти по его высказываниям. Хотя, по преданиям, высказывания записывались при его жизни специальными писцами на пальмовых листьях, есть основания полагать, что в входят высказывания, к которым не имеет никакого отношения.

Основные догматы ислама - поклонение единому всемогущему богу и почитание пророком . ставится на очень высокое место в ряду пророков, однако его божественная природа отрицается. Религиозная литература ислама, созданная в последующие периоды, делится на - биографическую литературу, посвященную , и - предания, описывающие реальные или вымышленные периоды жизни . В IX веке шесть сборников хадисов были отобраны в - Священное предание ислама.

В исламе существует пять основных столпов:

Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.



error: Content is protected !!