Иван Тургенев — Истина и Правда (Стихотворение в прозе): Стих. "Истина и правда

Почему вы так дорожите бессмертием души? - спросил я.

Почему? Потому что я буду тогда обладать Истиной вечной, несомненной... А в этом, по моему понятию, и состоит высочайшее блаженство!

В обладании Истиной?

Конечно.

Позвольте; в состоянье ли вы представить себе следующую сцену? Собралось несколько молодых людей, толкуют между собою... И вдруг вбегает один их товарищ: глаза его блестят необычайным блеском, он задыхается от восторга, едва может говорить. "Что такое? Что такое?" - "Друзья мои, послушайте, что я узнал, какую истину! Угол падения равен углу отражения! Или вот еще: между двумя точками самый краткий путь - прямая линия!" - "Неужели! о, какое блаженство!" - кричат все молодые люди, с умилением бросаются друг другу в объятия! Вы не в состоянии себе представить подобную сцену? Вы смеетесь... В том-то и дело: Истина не может доставить блаженства... Вот Правда может. Это человеческое, наше земное дело... Правда и Справедливость! За Правду и умереть согласен. На знании Истины вся жизнь построена; но как это "обладать ею"? Да еще находить в этом блаженство?

Вид урока: урок развития речи.

Раскрыть своеобразие русского концепта “Правда”, в котором совпало два значения: правда как объективная истина и правда как внутренняя справедливость.

Задачи урока:

  1. Развивать мышление в системе духовно-нравственных понятий учащихся.
  2. Способствовать развитию умения исследовать, анализировать, сопоставлять, обобщать.

Оборудование:

Раздаточный материал, оформленная доска, воспоминания Горького о Чехове, текст стихотворения в прозе Тургенева “Истина и правда”, повесть В. Закруткина “Матерь человеческая”.

Ход урока

1. Слово учителя

Истина – духовная основа жизни, она вечна, нетленна, бесконечна. Истина сокрыта от людей, ее ищут, постигают умом и сердцем. Истина дает возможность искать ответы на вопросы: мир сотворен или не сотворен, зло или добро в основе творения, конечен или бесконечен мир, смертен или бессмертен человек.

Истина присутствует во всех формах мировоззрения: науке, религии, философии, искусстве, в обыденном сознании людей. Добро, Красота, Истина – вот краеугольные камни любого мировоззрения в иерархии духовных ценностей.

Как вы думаете, почему?

(Добро – ценность нравственная, Красота – эстетическая, Истина – познавательная)

2. Выполните задание №1 на листе. Восстановите мини-текст, используя предложенную модель.

Духовные искания человека связаны с поиском…. . В основе духовной жизни лежат представления о добре и …, прекрасном и … , истине и … .

Так, в русском языке философскому понятию Истины соответствует лексическая пара ИСТИНА и ПРАВДА.

И я дописываю вопрос, на который нам предстоит найти ответ: Что важнее для русского человека: истина или правда?

3. Лексическая работа.

– Обратимся к “Толковому словарю русского языка” С.И.Ожегова и напомним значение некоторых слов, которые мы будем использовать в диалоге.

Мировоззрение– система взглядов, воззрений на природу и общество.

Менталитет – (книж.) мировосприятие, умонастроение. Менталитет русского народа.

Ментальный – (книж.) относящийся к умственной деятельности, уму. Ментальные способности.

Нравственность – внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами.

Истина – 1. В философии: адекватное отображение в сознании того, что существует объективно. Объективная истина. Стремление к истине.

2. То же, что и правда в 1 знач.

Правда – 1. То, что существует в действительности, соответствует реальному положению вещей. Сказать правду. Правда глаза колет.

2. Справедливость, честность, правое дело. Искать правду. Стоять за правду .

4. Создание сравнительного портрета истины и правды.

– Обратите внимание на слово “истина” во втором значении. У Ожегова это то же, что и правда.

– Но в языке русского народа есть поговорка: “Истина хороша, да и правда не худа”.

– В значении какого союза употреблен союз “да”? Что же подразумевал русский народ, противопоставляя правду истине?

Составьте сравнительный портрет истины и правды. Выполните задание №2.

ЗАДАНИЕ №2

Подумайте, чем необычно данное предложение. Подчеркните все существительные, обозначающие абстрактные понятия и относящиеся к духовному (внутреннему) миру человека. Назовите три высшие духовные ценности, образующие мировоззрение человека (систему взглядов на природу и общество).

Человек борется за свободу и справедливость, ищет истину, служит ей, жертвуя собой ради общего блага, стремится к добру и красоте и вступает в спор с судьбой, которая обманывает его или оправдывает его надежды.

– Определите словесный портрет Истины, правды.

– Какое из двух понятий является холодным, отвлеченным, универсальным? (Истина)

– А каким является Правда? (индивидуальное, личное.)

5. Работа со “Словарем живого великорусского языка” В.И.Даля.

Заглянем в “Словарь живого великорусского языка” В.И.Даля.

ИСТИНА относится к уму и разуму. Благо во образ есть истина (т.е. доступное понятию).

Истина от земли, а правда от небес.

ПРАВДА – истина на деле, истина во образе, во благе.

– Обратите внимание, какой сложный и противоречивый характер носят понятия ИСТИНА и ПРАВДА в русской культуре. Попытаемся осмыслить их взаимодействие с точки зрения русской ментальности, прибегнув к помощи русской литературы.

– В качестве эпиграфа к первому литературному эпизоду предлагаю русскую народную поговорку: “ Истина хороша, да и правда не худа”.

6. Анализ текста Тургенева “Истина и правда”.

– прочтем стихотворение в прозе И.С.Тургенева “Истина и правда”.

– Почему вы так дорожите бессмертием души? – спросил я.

– Почему? Потому что я буду тогда обладать Истиной вечной, несомненной… А в этом, по моему понятию, и состоит высочайшее блаженство!

– В обладании Истиной?

– Конечно.

– Позвольте; в состоянье ли вы представить себе следующую сцену? Собралось несколько молодых людей, толкуют между собою… И вдруг вбегает один их товарищ: глаза его блестят необычайным блеском, он задыхается от восторга, едва может говорить. “Что такое? Что такое?” – “Друзья мои, послушайте, что я узнал, какую истину! Угол падения равен углу отражения! Или вот еще: между двумя точками самый краткий путь – прямая линия!” – “Неужели! О, какое блаженство!” – кричат все молодые люди, с умилением бросаются друг другу в объятия! Вы не в состоянии себе представить подобную сцену? Вы смеетесь… В том-то и дело: Истина не может доставить блаженства… Вот Правда может. Это человеческое, наше земное дело… Правда и Справедливость! За Правду и умереть согласен. На знании Истины вся жизнь построена; но как это “обладать ею”? Да еще находить в этом блаженство?

– С каким понятием Тургенев соединяет слово Правда? (справедливостью)

– Сделайте вывод, доказав верность поговорки “Истина хороша, да и правда не худа”.

7. Анализ отрывка из воспоминаний М.Горького о Чехове.

У русского народа есть еще одна поговорка: “У каждого Павла своя правда”. И пусть она станет эпиграфом ко второму литературному эпизоду.

– Напомните сюжет рассказа Чехова “Злоумышленник”.

– А теперь прочтем отрывок из воспоминаний М.Горького о Чехове.

М.Горький в своих воспоминаниях о Чехове воспроизводит диалог между молодым юристом и автором “Злоумышленника”:

“Я застал у него молодого, красивенького товарища прокурора. Он стоял перед Чеховым и, потряхивая кудрявой головой, бойко говорил:

– Рассказом “Злоумышленник” вы, Антон Павлович, ставите передо мной крайне сложный вопрос. Если я признаю в Денисе Григорьеве наличность злой воли, действовавшей сознательно, я должен без оговорок, упечь Дениса в тюрьму, как это требуют интересы общества. Но он дикарь, он не сознавал преступности деяния, мне его жалко! Если же я отнесусь к нему как к субъекту, действовавшему без разумения, и поддамся чувству сострадания, – чем я гарантирую общество, что Денис вновь не отвинтит гайки на рельсах и не устроит крушения? Вот вопрос! Как же быть?

Он замолчал, откинул корпус назад и уставился в лицо Антону Павловичу испытующим взглядом. Мундирчик на нем был новенький, и пуговицы на груди блестели так же самоуверенно и тупо, как глазки на чистеньком личике юного ревнителя правосудия.

– Если б я был судьей, – серьезно сказал Антон Павлович, – я бы оправдал Дениса…

– На каком основании?

– Я сказал бы ему: “Ты, Денис, еще не дозрел до типа сознательного преступника, ступай – и дозрей!”

Юрист засмеялся, но тотчас же вновь стал торжественно серьезен и продолжал:

– Нет, уважаемый Антон Павлович, вопрос, поставленный вами, может быть разрешен только в интересах общества, жизнь и собственность которого я призван охранять. Денис – дикарь, да, но он – преступник, вот истина!

– Вам нравится граммофон? – вдруг ласково спросил Антон Павлович.

– О да! Очень! Изумительное изобретение! – живо отозвался юноша.

– А я терпеть не могу граммофонов! – грустно сознался Антон Павлович.

– Почему?

– Да они же говорят и поют, ничего не чувствуя. И все у них карикатурно выходит, мертво…”

– Чья позиция – молодого прокурора или писателя– вам ближе и почему?

– Почему Чехов перебивает собеседника и легкомысленно спрашивает о граммофоне, когда юрист рассуждает об интересах общества и о своей обязанности защищать их?

(Чехов утверждает, что главный интерес общества состоит не в том, чтобы сослать на каторгу человека, отвинтившего гайку, а в том, чтобы развивать сознание людей, и что только при этом условии общество может взять на себя право судить человека, нарушившего закон. Но гость, восприняв слова Чехова как шутку, продолжает повторять свои торжественные истины.

– Почему и Горький и мы, читатели, не раздумывая, приняли правду Чехова?

(Чехов стоит за правду– справедливость, прокурор – за правду-истину.)

8. Анализ эпизода из повести В.Закруткина “Матерь человеческая”

Благо во образ есть истина (т.е. доступно понятию). А правда – истина на деле, истина во образе, во благе – утверждает В.И.Даль. “Истина от земли, а правда от небес”, – гласит народная мудрость.

– Вспомните повесть В.Закруткина “Матерь человеческая”. О чем это произведение?

– я предлагаю остановиться на одной из важных сцен: Встреча Марии с раненым немецким солдатом (чтение сцены от слов “Ненависть и горячая, слепая злоба захлестнули Марию…” до слов “… мокрые от слез мальчишеские глаза…”)

– Как вы понимаете неожиданное решение Марии?

– Как отделить в этой сцене истину от правды?

– Как на примере правды русской женщины, плачущей, страдающей, скорбящей, вы объясните определение Даля “ Правда – истина на деле”?

Мария поступает по справедливости, а значит, по совести. То есть по своему внутреннему закону, закону души и сердца. Этот поступок продиктован правдой от небес, т.е. правдой, основанной на нравственных законах. И для нее сейчас истина на деле – это не враг – убийца, а смертельно раненный мальчишка, который видит в ней мать и просит помощи и милосердия.

9. Заключение.

– Так что же важнее для русского человека: Истина или Правда?

Может, кто-то готов поспорить с формулировкой вопроса темы урока?

10 Итог.

На вопрос “Что важнее?” нет однозначного ответа. Истина принадлежит “горнему” миру, вечному, а правда – миру “дольнему”, изменчивому. Следовательно, истина выше правды. Правильнее было бы задать вопрос: что ближе русскому человеку? Конечно, Правда.

Русский человек одержим любовью к Правде– справедливости. Для русской ментальности – Правда – справедливость – категория нравственная, а выше ее может быть только милосердие.

Домашнее задание (дифференцированно)

ЗАДАНИЕ № 1

Известно, что мир двойствен. Реальный и идеальный образы мира противопоставляются по четырем признакам:

– временное и вечное;
– изменчивое и неизменное;
– наблюдаемое и невидимое;
– мнимое и настоящее.

Распределите пары слов-антонимов на четыре соответствующие группы. Подчеркните в каждой паре слово, которое выражает один из признаков Истины.

Бренное (прах, тлен) и нетленное; дольний мир и горний мир; конечное и бесконечное; текучее и неподвижное; предельное и запредельное; иллюзорное и подлинное; чувственное и сверхчувственное; смертное и бессмертное; колеблющееся и незыблемое; зримое и умозрительное (умопостигаемое); открытое (явное) и сокровенное; аномалия и нормы (идеал); ненастоящее и истинное; явление и сущность; хлябь и твердь.

ЗАДАНИЕ № 2

Одна из самых популярных аллегорий в искусстве – “Истина – дочь времени” – демонстрирует Отца – Время, снимающего вуаль с обнаженной фигуры Истины. Как вы понимаете этот иносказательный сюжет?

Какие из перечисленных атрибутов: песочные часы, парус, солнце, зеркало, маска, весы, лавровый венок – ассоциируются у вас с аллегорической фигурой Истины и почему?

Напишите эссе “Истина – дочь времени”.

Истина и правда

— Почему вы так дорожите бессмертием души? — спросил я.

— Почему? Потому что я буду тогда обладать Истиной вечной, несомненной… А в этом, по моему понятию, и состоит высочайшее блаженство!

— В обладании Истиной?

— Конечно.

— Позвольте; в состоянье ли вы представить себе следующую сцену? Собралось несколько молодых людей, толкуют между собою… И вдруг вбегает один их товарищ: глаза его блестят необычайным блеском, он задыхается от восторга, едва может говорить. «Что такое? Что такое?» — «Друзья мои, послушайте, что я узнал, какую истину! Угол падения равен углу отражения! Или вот еще: между двумя точками самый краткий путь — прямая линия!» — «Неужели! о, какое блаженство!» — кричат все молодые люди, с умилением бросаются друг другу в объятия! Вы не в состоянии себе представить подобную сцену? Вы смеетесь… В том-то и дело: Истина не может доставить блаженства… Вот Правда может. Это человеческое, наше земное дело… Правда и Справедливость! За Правду и умереть согласен. На знании Истины вся жизнь построена; но как это «обладать ею»? Да еще находить в этом блаженство?

Примечания

Целый год Тургенев не писал стихотворений в прозе. В июне 1882 г. он записал в свою беловую тетрадь под № 76 «Истину и Правду». Этому стихотворению в беловой рукописи предшествует стихотворение «Молитва», в котором ставятся вопросы того же плана — о религии, боге, человеческом разуме, истине. Рукопись «Истины и Правды» испещрена многочисленными поправками. Судя по почерку, Тургенев не раз возвращался к этой рукописи, правя ее то чернилами, то карандашом, но так и не довел своих поправок до конца. Характер исправлений дает возможность заметить, что вопросы, первоначально поставленные Тургеневым, он пытался из абстрактно-философских сделать социально-философскими, не забывая, однако, о необходимости считаться с цензурными условиями. Очевидно, Тургенев не оставлял мысли напечатать это стихотворение; поэтому искал лучших возможностей сделать доступными дли печати заключительные строки стихотворения, но оно осталось не отделанным до конца.

Приводим варианты заключительных строк стихотворения. После слов: «Правда и Справедливость!» зачеркнуто: «А Истина пребывает там, на небе, в вечности… Она пребывает в царстве законов <1 нрзб — знания?>… Там, где человеческого нет ничего». После слов: «и умереть согласен» — зачеркнуто: «А за Истину?» Вместо конца: «На знании Истины — в этом блаженство?» было: «На знании Истины вся жизнь построена, но [люди-то живут для Правды] жить можно только для Правды и умереть за нее! а как это „обладать Истиной?“ — Так вы не верите в бессмертие души?»

Почему вы так дорожите бессмертием души? - спросил я.
- Почему? Потому что я буду тогда обладать Истиной вечной, несомненной... Истина – совершенство!
А в обладании Истиной, по моему понятию, и состоит высочайшее блаженство!
- В обладании Истиной?
- Конечно, ей.
- Позвольте, в состоянье ли вы представить себе, следующую сцену с небольшой толпою:
Собралось несколько молодых людей, толкуют между собою.
И вдруг вбегает один их товарищ: глаза его блестят необычайным блеском,
он задыхается от восторга и быстро начинает говорить, как сорока с треском:
"Друзья мои, послушайте, что я узнал, какую истину! Угол падения равен углу отражения!
Или вот ещё: между двумя точками самый краткий путь - прямая линия! – Вот что знаю я!»
"Неужели! о, какое блаженство!" - кричат все молодые люди и, как братья,
с умилением бросаются друг другу в объятия!
Вы не в состоянии себе представить подобную сцену? Вы смеётесь...
Истина - не для всех совершенство?
Быть того не может? В том-то и дело: Истина не может доставить блаженства.
Вот Правда - может.
Это человеческое, наше земное дело. Правда и Справедливость поможет!
За Правду и умереть согласен. В Правле и Справедливости верховенство.
На знании истины вся жизнь построена; но как это "обладать ею"?
Да ещё находить в этом блаженство?
И кто бы мог подумать, что истина и выверенные умные мысли и дела – суть одно и тоже -
Ведут к счастливой жизни тоже!

______
И.С. Тургенев. Истина и правда
- Почему вы так дорожите бессмертием души? - спросил я.
- Почему? Потому что я буду тогда обладать Истиной вечной, несомненной... А в этом, по моему понятию, и состоит высочайшее блаженство!
- В обладании Истиной?
- Конечно.
- Позвольте; в состоянье ли вы представить себе, следующую сцену? Собралось несколько молодых людей, толкуют между собою... И вдруг вбегает один их товарищ: глаза его блестят необычайным блеском, он задыхается от восторга, едва может говорить.
"Что такое? Что такое?"
– "Друзья мои, послушайте, что я узнал, какую истину! Угол падения равен углу отражения! Или вот еще: между двумя точками самый краткий путь - прямая линия!"
- "Неужели! о, какое блаженство!" - кричат все молодые люди, с умилением бросаются друг другу в объятия! Вы не в состоянии себе представить подобную сцену? Вы смеетесь... В том-то и дело: Истина не может доставить блаженства... Вот Правда может. Это человеческое, наше земное дело... Правда и Справедливость! За Правду и умереть согласен. На знании истины вся жизнь построена; но как это "обладать ею"? Да еще находить в этом блаженство?
Июнь 1882
______
Иван Сергеевич Тургенев (28 октября (9 ноября) 1818, Орёл, Российская империя - 22 августа (3 сентября) 1883, Буживаль, Франция) - русский писатель-реалист, поэт, публицист, драматург, переводчик. Один из классиков русской литературы, внёсших наиболее значительный вклад в её развитие во второй половине XIX века. Член-корреспондент императорской Академии наук по разряду русского языка и словесности (1860), почётный доктор Оксфордского университета (1879), почётный член Московского университета (1880). Последние годы жизни Тургенева стали для него вершиной славы как в России, где писатель вновь стал всеобщим любимцем, так и в Европе, где лучшие критики того времени (И. Тэн, Э. Ренан, Г. Брандес и др.) причислили его к первым писателям века. Его приезды в Россию в 1878-1881 годах стали настоящими триумфами. Иван Сергеевич Тургенев в 1878 на международном литературном конгрессе в Париже избран вице-президентом; в 1879 он - почётный доктор Оксфордского университета. В 1880 Тургенев участвует в торжествах в честь открытия памятника Пушкину в Москве.
Весной 1882 года у Тургенева обнаружились первые признаки заболевания, вскоре оказавшегося для Тургенева смертельным. При временном облегчении болей он продолжал работать и за несколько месяцев до кончины издал первую часть «Стихотворений в прозе» - цикл лирических миниатюр, который стал своеобразным его прощанием с жизнью, родиной и искусством. Книгу открывало стихотворение в прозе «Деревня», а завершал её «Русский язык» - лирический гимн, в который автор вложил свою веру в великое предназначение своей страны:
Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!.. Не будь тебя - как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома. Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!



error: Content is protected !!