Да благословит его аллах и да приветствует. Да благословит его аллах и приветствует Речь аллаха - коран, и его лучщее

Поистине, слова, слетающие с языка человека в состоянии опьянения и бреда – это фраза-другая или предложение или два предложения, и они являются вздором, на который не обращают внимания и не собирают в книги и не толкуют и не ищут ему объяснения. Что же до суфиев, то они сочинили сотни книг, взяв за основу эти слова, более того, они утверждают, что получили их из Сокровенного через Божественное Откровение или во время встречи с Пророком (да благословит его Аллах и приветствует) наяву.

Поистине, Аллах сделал Своего Посланника примером для нас во всем. Сказал Всевышний: «В Посланнике Аллаха был прекрасный пример для вас, для тех, кто надеется на Аллаха и Последний день и премного поминает Аллаха» (Сонмы, 21 ). И

этот Великий Посланник (да благословит его Аллах и приветствует) больше всех людей поклонялся Аллаху и боялся Его, и вместе с тем он не произносил слов, которые выглядели бы куфром и нуждались в толковании. И после него были величественные сподвижники и выдающиеся имамы, но никто из них не произносил слов, которые не были бы дозволенными без явно фальшивого толкования или приписывания их к области мистического знания.

С Пророком (да благословит его Аллах и приветствует) происходило много всего во время поклонения и получения Откровения, и он часто плакал при чтении Корана, но при этом нигде не упоминается о том, что он начинал бредить или впадать в бессознательное состояние, произнося слова, выглядящие куфром. Но слова Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) в любых обстоятельствах были чистыми, приятными и прекрасными, и по форме и по смыслу, и в них не было ни куфра, ни безбожия, ни ереси.

Также полезно вспомнить, что сказал аль-Джанид аль-Багдади, лидер одной из суфийских сект, чтобы понять, насколько он правдив в своих словах и насколько они соответствуют истинному положению суфиев: «Наше (т.е суфиев) знание основано на Коране и Сунне, и кто не учил Коран и не писал хадисы, тот не достиг понимания, и ему не стоит следовать». Посмотрите теперь, уважаемый читатель, на их слова в одном и в другом случае. Это их слова, а это их дела. Самое малое, что можно сказать о них, что они лицемеры, а лицемеры в нижних слоях Огня и никогда не найдут они помощника...

57 – Все существующие сотворено ради Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует)?

Суфизм: его последователи убеждены, что Аллах создал Вселенную ради Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует), и если бы не он, Аллах не создал бы ничего. Они говорят: «Поистине, Аллах сказал Адаму, когда он совершил свой проступок: «О Адам, поистине он (т.е. Мухаммад) самое любимое для меня из творений – попроси же, чтобы Я тебя простил во имя его положения, и я прощу тебя. Ведь если бы не Мухаммад, Я бы не создал тебя».

Они также убеждены, что Всевышний Аллах сказал Мухаммаду (да благословит его Аллах и приветствует): «Если бы не ты, если бы не ты, не сотворил бы Я миры!»».

Говорит аль-Бусейри в касыде «аль-Бурда» («Плащ»), подтверждая это:

Как может быть необходима дунья

Тому, кто если бы не он, она не появилась бы из небытия…

И сказал другой:

Если бы не он, не было бы ни земли, ни просторов,

Ни времени, ни творений, ни гор…

Ахлю-с-Сунна : утверждают, что убеждения суфиев относительно того, что Аллах создал мир ради Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует), и если бы не он, Он не сотворил бы ничего, – убеждения ложные. Они не имеют никаких подтверждений в Коране и Сунне, точно так же, как и другие их убеждения не имеют подтверждения в Коране и Сунне.

Поистине, Всевышний Аллах сотворил мир не ради Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует), но Он сотворил его и самого Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) ради поклонения Ему. Сказал Всевышний: «Я сотворил джиннов и людей только для того, чтобы они поклонялись Мне» (Рассеивающие, 56 ). Более того, Аллах приказывает Мухаммаду (да благословит его Аллах и приветствует) поклоняться Ему до самой смерти. Сказал Всевышний: «Поклоняйся Господу твоему, пока убежденность

(смерть) не явится к тебе» (Хиджр, 99 ). И если бы Аллах сотворил все существующее ради Мухаммада, Он не стал бы возлагать на него поклонение, приравнивая его, таким образом, к остальным творениям. Это указывает на то, что сам Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) был создан для поклонения Аллаху.

На это совершенно ясно указывают Слова Всевышнего в Коране, обращенные к Мухаммаду (да благословит его Аллах и приветствует): «Ты не принимаешь никакого решения…» (Семейство Имрана, 128 ). А также Слова Всевышнего: «Скажи: «Я не

властен принести себе пользу или причинить себе вред, если того не пожелает Аллах» (Ограды, 188 ). И Его слова: «Скажи: «Не в моей власти навредить вам или наставить вас на прямой путь» (Джинны, 21 ). Ведь это явно не соответствует здравому смыслу – Аллах создал весь мир ради Мухаммада и для него, а потом говорит ему: «Ты не принимаешь никакого решения…» (Семейство Имрана, 128 ), - указывая на то, что он не владеет ни вредом, ни пользой даже для себя, не говоря уже о других, и не может наставить никого на Прямой Путь, если только Аллах этого не пожелает.

Что же касается хадиса аль-Хакима, то о нем сказал шейх Ислама Ибн Таймиййа: «Что же до того, что аль-Хаким назвал достоверным этот хадис, то это его заключение опровергли выдающиеся ученые по хадисам, и сказали: «Иногда аль-Хаким называет достоверными некоторые хадисы, в то время как они являются ложными и присочиненными».

И сказал аз-Захаби: «Поистине, он – ложный и присочиненный».

А слабый хадис, не говоря уже о присочиненном, не может служить доказательством в области акыды, особенно, если существует аяты и хадисы, опровергающие его.

58 – Свет Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) – первое, что было сотворено, и все сотворено из его света?

Суфизм: его последователи утверждают, что Аллах создал Мухаммада из Своего Света и что этот Свет – первое из творений, и из него сотворено все существующее.

Говорит ‘Абдуль-Карим аль-Джили: «Аллах сотворил образ Мухаммад из света Своего Имени «Аль-Кямиль» («Совершенный»)».

Он говорит также: «Когда Аллах сотворил весь мир из света Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует), Он сотворил Исрафиля из сердца Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует)».

Говорит ад-Дибаг: «Знай, что если собрать свет всех составляющих – Трона, небес и земель, садов и завес, и всего, что под ними, и всего, что над ними, получится часть света Пророка. А если весь его свет поместить на Трон, он растворится. А если поместить его на семьдесят завес, которые над Троном, они упадут и рассыплются. И если собрать все творения и возложить на них этот великий свет, он рассыплется и развалится».

И говорит ат-Тиджани: «Когда был создан свет Мухаммада, были собраны в этом свете духи всех Пророков и вали в совокупности, до разделения в вещественном мире, и это на уровне Первого Разума».

И говорит Абу Талиб аль-Мекки: «Сказали некоторые из обладающих знанием: «Аллах создал Райские Сады и все, что в них, из света Избранного Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), и когда они стали тосковать по Посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), это была тоска по своему первоначалу и первоисточнику. И тоска тоскующих по Райским Садам стала их тоской по Пророку (да благословит его Аллах и приветствует), поскольку Сады эти были сотворены из его света».

А вот одно из восхвалений Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), приведенное в книге «Даляилю-ль-хайрат»: «О Аллах, благослови Мухаммада, море света твоего, человека, который есть сущность бытия и первопричина всего сущего, источник всех творений Твоих, созданного первым из света Свечения Твоего».

И вот еще: «О Аллах, благослови господина нашего Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует), света Сущности и тайну ее, текущую во всех именах и качествах!». И еще одно: «О Аллах, благослови Мухаммада, из света которого Ты сотворил всякую вещь!». «Всякая вещь» включает в себя и Адама, и Иблиса, и обезьяну, и свиней, и мух, и комаров, и мочу, и испражнения. И получается, что все эти вещи сотворены из его света… Может ли разумный человек сказать подобное?!

Ахлю-с-Сунна : говорят, что убеждения суфиев и их утверждения относительно Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует), – что он сотворен из Света Аллаха, и что его Свет – самое первое творение, и что всякая вещь сотворена из его Света

– это ложь, клевета и бред. Их опровергает Коран и хадисы, которые являются нашими основными источниками для получения знаний.

Поистине, Посланник Аллаха Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) как и все предыдущие посланники. Он – человек, подобный всем остальным людям, был рожден от отца и матери, как и другие люди, и он принадлежит к числу потомков Адама, который был создан из глины. Таковы убеждения Ахлю-с-Сунна, и это правильная акыда, основанная полностью на Коране и Сунне. Сказал Всевышний: «Скажи: «Воистину, я –

такой же человек, как и вы. Мне внушено откровение о том, что ваш Бог – Бог Единственный» (Пещера, 111 ). Существует множество других аятов на эту тему.

И Адам – Аллах сотворил его из глины. Сказал Всевышний: «Воистину, Иса (Иисус)

перед Аллахом подобен Адаму. Он сотворил его из праха…» (Семейство Имрана, 59 ).

И сказал Всевышний: «Воистину, Мы сотворили человека из эссенции глины. Потом Мы поместили его каплей в надежном месте» (Верующие, 12-13 ). Сказал Всевышний также: «Вот твой Господь сказал ангелам: «Я создам человека из глины» (Сад, 71 ). И

под словом «человек» в этих двух аятах подразумевается Адам (мир ему).

Что же касается существ из света, то это ангелы. Сказал Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует): «Созданы ангелы из света, и созданы джинны из огненного пламени, и создан Адам из того, что описано вам» .

Так Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) говорит о свете и о тех, кто сотворен из него, и при этом не упоминает, что он, как и ангелы, сотворен из света, и говорит об Адаме, отце человечества и о его сотворении, и о том, что он создан из того, о чем упоминает Аллах в Коране, то есть из липкой глины, а Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) – потомок Адама.

Посланник (да благословит его Аллах и приветствует) подтверждает то, что он – человек во многих хадисах, например: «Поистине, я только человек, подобный вам, и могу сделать правильное предположение, а могу ошибиться, но если я скажу вам о чем-то: «Сказал Аллах», – я никогда не скажу ложь на Аллаха» .

И сказал он (да благословит его Аллах и приветствует): «Во всем, что не приходит ко мне в Откровении, я такой же, как и любой из вас» .

Здесь мы спрашиваем суфиев, почему они считают ложью эту Истину и говорят на Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) ложь? Хотят ли они восхвалить его? Возвеличивают ли они его? Клянусь Аллахом, ни хвала, ни возвеличивание не осуществляются с помощью приписывания ему того, чего в нем нет. Или они лучше знают природу Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует), чем сам Мухаммад? Иблис был лучше, чем суфии, осведомлен о своем сотворении и о сотворении Адама, как об этом говорится в Коране: «Он сказал: «Я лучше него. Ты сотворил меня из огня, а

его сотворил из глины» (Сад, 76 ). Этот аят опровергает слова суфиев, и Адам (мир ему)

– это первый из людей, создал его Аллах из глины, а первым, что сотворил Аллах из других созданий, была письменная трость, и это после Трона и воды. Сказал Пророк (да благословит его Аллах и приветствует): «Поистине, первым, что создал Аллах была Письменная трость, и Он сказал ей «Пиши!». Она сказала: «Что мне писать?» Он сказал: «Записывай все, что произойдет до скончания времен»» .

И мы не сомневаемся в том, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) является лучшим из творений, однако его достоинство заключается в том, что он Пророк и ему дано Откровение, и Посланник, посланный ко всем людям, и нет ничего достойнее этого положения.

Вопрос: Не могли бы Вы немного рассказать о пророке Мухаммаде, да благословит его Аллах и приветствует?

Ответ: Хвала Аллаху.

Сыны Израилевы разошлись во мнениях. Они изменили и заменили свои убеждения, религиозные каноны. Истина скрылась, распространились несправедливость и нечестие. Община нуждалась в религии, которая бы осветила истину и удалила ложь, которая бы вывела бы людей к прямому пути. Поэтому Аллах направил Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует (здесь и далее перевод смысла): «Мы ниспослали тебе Писание, дабы ты разъяснил им то, в чем они разошлись во мнениях, а также как руководство к прямому пути и милость для верующих людей» (сура 16 «Пчелы», аят 64).

Аллах направлял всех посланников и пророков для призыва к поклонению Единому Господу, для выведения людей из тьмы к свету прямого пути. Первым посланником был Нух, а последним - Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует. Сказал Всевышний Аллах: «Мы отправили к каждой общине посланника: „Поклоняйтесь Аллаху и избегайте тагута!“» (сура 16 «Пчелы», аят 36).

Последним пророком и посланником был Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует. После него пророков и посланников не будет, так как Аллах сказал: «Мухаммад — не отец кого-либо из ваших мужей, а Посланник Аллаха и печать пророков (или последний из пророков)» (сура 33 «Союзники», аят 40).

Каждый пророк направлялся только к своему народу, но Всевышний Аллах направил посланника Своего Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, для всех людей: «Мы отправили тебя ко всем людям добрым вестником и предостерегающим увещевателем, но большинство людей не знает этого» (сура 34 «Саба», аят 28).

Всевышний Аллах ниспослал Своему посланнику Коран, чтобы он призывал людей посредством него и выводил их, по велению Господа, из тьмы к свету. Сказал Всевышний Аллах: «Мы ниспослали тебе Писание, чтобы ты вывел людей с дозволения их Господа из мраков к свету — на путь Могущественного, Достохвального» (сура 14 «Ибрахим», аят 1).

Мухаммад ибн ‘Абдуллах ибн ‘Абд аль-Мутталиб аль-Хашими аль-Кураши родился в Мекке в год Слона. Годом Слона называется год, когда люди со слоном пришли разрушить Каабу, однако Аллах уничтожил их. Отец Мухаммада умер еще тогда, когда будущий пророк был в чреве матери. Кормилицей Мухаммада была Халима ас-Са‘дийа. Мухаммад отправился со своей матерью Аминой бинт Уахб в Медину, чтобы навестить своих родственников со стороны матери. Однако по дороге возвращения в Мекку, в местечке аль-Абъуа, его мать умерла. Тогда ему было 6 лет. В этом возрасте его дед ‘Абд аль-Мутталиб взял Мухаммада к себе на попечение. Когда Мухаммаду было 8 лет, дед умер, и тогда о нем стал заботиться его дядя Абу Талиб. Он заботился о нем и защищал от многих напастей более сорока лет. Абу Талиб умер, так и не уверовав в религию Мухаммада из-за боязни, что курейшиты станут упрекать его за оставление религии отцов.

В малом возрасте Мухаммад пас овец для мекканцев. После он ради торговли для Хадиджи бинт Хувейлид поехал в Шам (Левант). Торговля его удалась, а Хадидже понравился его нрав, честность и верность. Он женился на ней, когда ему исполнилось 25 лет, а Хадидже - 40. У него не было других жен до самой смерти Хадиджи.

Всевышний Аллах взрастил Мухаммада достойным образом, и он стал известен как человек лучшего нрава, лучшей внешности, как самый благородный, самый кротким, честный, верный человек из соплеменников. Его соплеменники даже называли его аль-Амин (ар. верный).

У Мухаммада появилась любовь к уединению. Он днями и ночами уединялся в пещере Хира, где совершал поклонение и обращался к Своему Господу. Он питал ненависть к идолам, спиртному и порокам. Пророк никогда не предавался им.

Когда Мухаммаду, да благословит его Аллах и приветствует, исполнилось 35 лет, он участвовал с курейшитами в строительстве Каабы, так как её смыли селевые потоки. Когда представители племени Курейш стали разногласить о том, кому положить на место Черный Камень, они обратились за решением к Мухаммаду. Он же велел принести одежду, положить на неё Камень и сказал старейшинам племен взяться за края одежды. Таким образом они вместе подняли Камень, а Мухаммад, взяв его в свои руки, установил его на место. Курейшиты остались довольны его решением, а спор прекратился.

В доисламские времена арабы обладали прекрасными нравственными качествами: щедростью, верностью, отвагой. Среди них еще были остатки религии Ибрахима: они возвеличивали Каабу, обходили вокруг неё, совершали к ней большое и малое паломничество, приносили в жертву животных возле неё. Наряду с этим среди них были распространены и порицаемые качества и обычаи, такие как прелюбодеяние, распитие спиртного, занятие ростовщичеством, убийство новорожденных девочек, несправедливость и поклонение идолам.

Первым человеком, который изменил религию Ибрахима и призвал поклоняться идолам, был ‘Амру ибн Лухай аль-Хуза‘и. Он привез в Каабу и в другие селения идолов. Он прибыл с идолами Уадд, Сува‘, Йагус, Йа‘ук и Наср и призвал людей поклоняться им.

После этого арабы стали поклоняться и другим идолам и истуканам: Манат в местечке Кадид, Лят в Таифе, аль-‘Узза в местечке Уади Нахль, Хубаль внутри Каабы. У них были идолы и вокруг Каабы, и в домах. Люди стали обращаться за судом к прорицателям, колдунам и гадалкам.

Когда многобожие и нечестие распространилось так сильно, Всевышний Аллах дал пророчество Мухаммаду, да благословит его Аллах и приветствует. Тогда ему было 40 лет. Он наказал ему призвать людей поклоняться Одному Аллаху и оставить поклонение идолам. Однако курейшиты отвергли это и сказали: «Неужели он обратил богов в Единственного Бога? Воистину, это — нечто удивительное!» (сура 38 «Сад», аят 5).

Они продолжали вместо поклонения Одному лишь Аллаху возвеличивать и поклоняться идолам, пока Всевышний Аллах не отправил посланника Своего Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, который вместе со своими сподвижниками, да будет доволен ими Аллах, разрушил идолы, сделал ясной истину и удалил заблуждение: «И скажи: „Пришла истина, и исчезла ложь; поистине, ложь исчезающа!“» (сура 17 «Ночной перенос», аят 81).

Первое Откровение Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, получил в пещере Хира, в которой он уединялся для поклонения. К нему пришел Джибриль и велел читать, однако Посланник ответил, что он не умеет. Джибриль трижды повторил свои слова и трижды Пророк ему ответил. А после ангел передал ему: «Читай во имя твоего Господа, Который сотворил все сущее, сотворил человека из сгустка крови. Читай, ведь твой Господь — Самый великодушный» (сура 96 «Сгусток», аят 1-3).

Посланник вернулся домой, сердце его трепетало. Он вошел к своей жене Хадидже, рассказал ей о том, что произошло, и сказал: «Я испугался за себя». Она успокоила его и сказала: «Нет! Клянусь Аллахом, Аллах никогда не покроет тебя позором, ведь ты поддерживаешь связи с родственниками, ты правдив, помогаешь нести бремя (слабому) и оделяешь неимущего, оказываешь людям гостеприимство и помогаешь (им) переносить невзгоды судьбы!» После этого она отправилась к сыну своего дяди Вараке ибн Науфалю, который принял христианство. Когда Мухаммад рассказал ему о том, что произошло, он сказал: «Это тот же ангел, которого Аллах направил к Мусе» и посоветовал быть терпеливым, если его народ станет обижать и изгонять его.

После этого Откровение на некоторое время задержалось. Посланник, да благословит его Аллах и приветствует, печалился по этому поводу. Как-то раз, когда он шел по дороге, он снова увидел ангела. Ангел находился между небом и землей. Пророк вернулся в свой дом и завернулся (во что-то). А Аллах ниспослал ему: «О завернувшийся! Встань и увещевай» (сура 74 «Завернувшийся», аяты 1-2). После этого Откровение стало приходить постоянно.

Пророк оставался в Мекке на протяжении 13 лет. Он призывал поклоняться Одному Аллаху вначале тайно, а после и открыто, так как Аллах велел открыть истину. Он призывал людей мягко, не прибегая к сражениям, призвал своих ближайших родственников, после свой народ, после племена, жившие по соседству, после всех арабов, а после и остальных людей. Сказал Всевышний Аллах: «Провозгласи же то, что тебе велено, и отвернись от многобожников» (сура 15 «Хиджр», аят 94).

Среди уверовавших вместе с Посланником было небольшое количество богатых и знатных, бедных и слабых, а также рабов и рабынь. Все они испытывали страдания за свою веру и религию: некоторых истязали, а некоторые были убиты. Некоторые верующие из-за страданий, который наносили им курейшиты, переселились к правителю Эфиопии. Посланник, да благословит его Аллах и приветствует, наряду с ними испытывал муки, но он терпел, пока Аллах не дал победу Своей религии.

Когда Посланнику, да благословит его Аллах и приветствует, исполнилось 50 лет, и прошло 10 лет от начала его пророчества, умер его дядя Абу Талиб. Дядя защищал его от нападок курейшитов. Спустя какое-то время умерла и его жена Хадиджа, которая была спутницей его жизни и вместе с ним претерпевала все невзгоды. Нападки курейшитов усилились, они принесли ему множество мучений. Но он проявлял терпение и надеялся на награду Аллаха. Да благословит Аллах и приветствует Мухаммада.

Когда оскорбления и нападки многократно усилились, а курейшиты совсем осмелели, он вышел в путь к Таифу. Он призвал жителей Таифа к исламу, но на его призыв не только никто не ответил, но его даже стали забрасывать камнями, и стали кровоточить его ноги. Он вернулся в Мекку и продолжал призывать людей к исламу во время паломничества и в другие дни.

Через некоторое время Аллах на бураке перенес Своего Посланника из Заповедной Мечети в Мечеть аль-Акса. Его сопровождал Джибриль. Он перенесся и совершил молитву вместе с пророками, после этого он был вознесен на первое небо и увидел там Адама, справа от которого находились счастливые души, а слева - несчастные. После его вознесли на второе небо, на котором он увидел ‘Ису и Йахъю, потом - на третье. На третьем он увидел пророка Йусуфа, на четвертом - пророка Идриса, на пятом - Харуна, на шестом - Мусу, а на седьмом - Ибрахима. После этого он был вознесен к Лотосу Крайнего предела. С ним говорил Господь, Он оказал ему почет и обязал его и его общину совершать 50 молитв в течение суток. Потом Он уменьшил количество молитв до пяти, однако награда, которую совершающий эти пять молитв, станет получать будет равна награде за совершение 50 молитв. Облегчение молитвы является милостью Аллаха для общины Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует. Так была установлена пятикратная молитва, которая совершается в течение дня и ночи.

После этого, до наступления утра, Пророк вернулся в Мекку и рассказал о том, что произошло. Верующие поверили ему, а неверующие - нет: «Пречист Тот, Кто перенес ночью Своего раба, чтобы показать ему некоторые из Наших знамений, из Заповедной мечети в мечеть аль-Акса, окрестностям которой Мы даровали благословение. Воистину, Он — Слышащий, Видящий» (сура 17 «Ночной перенос», аят 1).

В сезон паломничества Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, встретился с группой из Медины, людьми из племени Хазрадж. Аллах дал Мухаммаду, мир ему, людей, которые стали его поддерживать. Группа хазраджитов, увидевшись с Пророком, приняла ислам и вернулась в Медину. Там они распространили учение Ислама, и на следующий год приехало уже более десяти хазраджитов. Посланник, да благословит его Аллах и приветствует, встретился с ними, и когда они отправились в путь, он отправил с ними Мус‘аба ибн ‘Умейра, который бы обучил их Корану. Он обучал их исламу, и через него в ислам вошло очень много людей, среди которых предводители племен Аус Са‘д ибн Му‘аз и Усейд ибн Худайр.

На следующий год в сезон паломничества прибыло уже около семидесяти мужчин из племен Аус и Хазрадж. Они позвали Посланника, да благословит его Аллах и приветствует, к себе в Медину, ведь жители Мекки наносили ему обиды и отвергли его. Посланник договорился встретиться с ними в одну из ночей ташрик (11, 12 и 13 дни месяца зу-ль-хиджа - прим. пер.) возле аль-‘Акабы. После того, как прошла треть ночи, они вышли к месту встречи и обнаружили там Посланника, да благословит его Аллах и приветствует, и его дядю ‘Аббаса. ‘Аббас еще не принял ислам в то время, но желал присутствовать при решении дел своего племянника. Посланник Аллаха, ‘Аббас и другие присутствующие обменялись благими речами, после которых Посланник, да благословит его Аллах и приветствует, принял у них присягу. Присяга состояла в том, что Посланник, да благословит его Аллах и приветствует, обещал переселиться к ним в Медину, а они станут его защищать и поддерживать, за что получат Рай. Каждый в порядке очереди присягнули в этом Пророку, мир ему и благословение. После этого они разошлись. Однако об этой встрече узнали курейшиты и вышли, желая нагнать их. Однако Аллах защитил их от курейшитов, а Посланник, да благословит его Аллах и приветствует, некоторое время оставался в Мекке: «Аллах непременно помогает тому, кто помогает Ему. Воистину, Аллах — Всесильный, Могущественный» (сура 22 «Паломничество», аят 40).

Посланник Аллаха велел своим сподвижникам переселяться в Медину. Сподвижники поодиночке, кроме тех, кого задержали многобожники, переселились. В Мекке остались только Посланник Аллаха, Абу Бакр и ‘Али. Когда многобожники поняли, что сподвижники Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, переселились в Медину, они испугались, что и он присоединится к ним, и дело усложнится. Собрав совет, они пришли к решению убить Пророка. Джибриль сообщил об этом Посланнику Аллаха. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, велел на своей постели вместо себя ночевать ‘Али и вернул все вещи, которые были отданы ему на хранение. Многобожники поджидали его у дверей его дома, они собирались его убить, когда он выйдет. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, которого Аллах спас от хитрости курейшитов, прошел мимо них и направился к Абу Бакру. Всевышний Аллах ниспослал: «Вот неверующие ухищрялись, чтобы заточить, убить или изгнать тебя. Они хитрили, и Аллах хитрил, а ведь Аллах — Наилучший из хитрецов» (сура 8 «Трофеи», аят 30).

После этого Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, решил переселиться в Медину. Он вместе с Абу Бакром вышли к пещере Саур и пробыли в ней три дня. В качестве проводника они наняли ‘Абдуллаха ибн Аби Урайкыта, который был многобожником. Он привел им их верблюдов. Курейшиты испугались того, что произошло и стали повсюду искать беглецов. Однако Аллах уберег Своего Пророка. После того, как их поиски остановились, Пророк и Абу Бакр направились в Медину.

Когда курейшиты отчаялись схватить его, они пообещали двести верблюдов любому, кто приведет обоих или одного из них. Люди стали тщательнее искать и прочесывать дорогу в Медину. Пророка и его спутника узнал Сурака ибн Малик, который в то время был многобожником. Он решил схватить их, но Посланник, да благословит его Аллах и приветствует, произнес мольбу, и передние копыта коня Сураки увязли в земле. Так он понял, что до него ему не добраться, и тогда он попросил Пророка обратиться с мольбой к Аллаху за него и не вредить ему. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сделал это. Сурака вернулся и возвратил людей, отправившихся на их поиски, обратно. После Открытия Мекки он принял ислам.

Увидев, что Посланник, да благословит его Аллах и приветствует, прибыл в Медину, все мусульмане стали возвеличивать Аллаха и радоваться его прибытию. Его, выражая свою огромную радость, встретили мужчины, женщины и дети. Он остановился в местечке Куба и вместе с мусульманами построил там мечеть. Там он пребывал более десяти дней, в пятницу он сел на верховое животное и отправился к племени Бану Салим ибн ‘Ауф, где совершил пятничную молитву. После этого он сел на свою верблюдицу и въехал в Медину, где его окружили люди и стали хватать за повод верблюдицы, чтобы Посланник остановился у них. Пророк Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал им: «Оставьте её, воистину, ей уже велено». Верблюдица шла до тех пор, пока не опустилась в том месте, где сегодня расположена мечеть Пророка.

Аллах предопределил Посланнику Своему остановиться у родных по матери, недалеко от мечети. Он жил в жилище Абу Айуба аль-Ансари. После он отправил людей, чтобы в Медину перевезли его семью и дочерей, а также семью Абу Бакра. Все они прибыли в Медину.

После этого Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, и его сподвижники преступили к строительству мечети в том месте, где на колени опустилась верблюдица. Направлением в молитве была выбрана сторона, в которой находилась мечеть в Иерусалиме (Бейт аль-Макдис). Столбами для мечети служили пальмовые стволы, а крышей - пальмовые ветви. По происшествие тринадцати-семнадцати месяцев от прибытия в Медину направление молитвы изменилось, и мусульмане стали молиться в сторону Каабы.

Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, провел братание между переселенцами /мухаджирами/ и жителями Медины /ансарами/. Также Посланник, да благословит его Аллах и приветствует, подписал с иудеями договор о мире и совместной защите Медины. Ислам принял один из ученых мужей иудеев — ‘Абдуллах ибн Салям, однако остальная часть иудеев отказалась сделать это. В этом же году Посланник, да благословит его Аллах и приветствует, женился на ‘Аише, да будет доволен её Аллах.

Во втором году после переселения Пророка, после Хиджры, Аллах узаконил призыв на молитву /азан/, изменил направление молитвы - молиться начали в сторону Каабы и обязал мусульман поститься в месяц Рамадан.

Когда Посланник, да благословит его Аллах и приветствует, основался в Медине, когда при помощи Аллаха вокруг него сплотились мухаджиры и ансары, многобожники, иудеи и лицемеры, действуя заодно, стали наносить ему обиды, выдумывать против него ложь и проявлять свою враждебность. Однако Аллах велел ему проявлять терпение и прощать. Но когда зло, наносимое ими, перешло все пределы, Аллах разрешил мусульманам сражаться. Сказал Всевышний Аллах: «Дозволено тем, против кого сражаются, сражаться, потому что с ними поступили несправедливо. Воистину, Аллах способен помочь им» (сура 22 «Паломничество», аят 39).

Аллах обязал мусульман сражаться против того, кто сражается с ними: «Сражайтесь на пути Аллаха с теми, кто сражается против вас, но не преступайте границы дозволенного. Воистину, Аллах не любит преступников» (сура 2 «Корова», аят 190).

А после Он велел ему убивать многобожников: «Сражайтесь с многобожниками всеми вместе (или все вместе), подобно тому, как они сражаются с вами всеми вместе (или все вместе)» (сура 9 «Покаяние», аят 36).

Посланник, да благословит его Аллах и приветствует, и его сподвижники стали призывать к Аллаху, борьбе на пути Его, ответу врагам, строящим козни и защите невиновных от несправедливости. Аллах же поддерживал его и оказывал помощь, пока вся религия не стала принадлежать Аллаху. Он сражался с многобожниками в битве при Бадре, в месяц рамадан, во втором году от паломничества. Аллах даровал ему победу над ними и разбил их объединенный союз.

В третьем году от Хиджры иудеи из племени Бану Кайнука‘ вероломно нарушили договор и убили одного из мусульман. Посланник, да благословит его Аллах и приветствует, изгнал их из Медины в Левант. После этого курейшиты пожелали отомстить за свое поражение и подготовились к войне, разбив военный лагерь вокруг Ухуда, в месяц шавваль в третьем году от Хиджры. Произошло сражение, однако лучники, ослушались Пророка, и мусульмане не смогли одержать победу. Но многобожники вернулись в Мекку и не вошли в Медину.

Через некоторое время свой договор нарушили и иудеи из Бану ан-Надыр. Они задумали убить Посланника, да благословит его Аллах и приветствует, бросив в него камень. Однако Аллах уберег его. Пророк окружил племя иудеев, и уже в четвертом году изгнал их в Хайбар.

В пятом году по Хиджре Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, отвечая на враждебность, сразился с племенем Бану Мусталик. Он одержал победу, получил в трофеи их имущество и захватил пленников. После этого предводители иудеев стали подстрекать союзные племена против мусульман, чтобы покончить с ними в их же доме. Медину окружили многобожники, эфиопы, иудеи и племя Гатафан. Однако Аллах расстроил их заговор и дал победу Своему Пророку и верующим: «Аллах вернул неверующих в ярости (или по причине их ярости), и они не обрели добра. Аллах избавил верующих от сражения. Аллах — Всесильный, Могущественный» (сура 33 «Союзники», аят 25).

После этого Посланник, да благословит его Аллах и приветствует, за предательство племени Бану Курайза осадил их. Он одержал победу: были убиты мужчины, дети и женщины были взяты в плен, а имущество досталось мусульманам в качестве трофеев.

В шестом году от Хиджры Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, решил посетить Каабу и совершить обход вокруг неё. Однако многобожники отказались предоставить ему такую возможность. Тогда он заключил с ними в Худейбийи договор о прекращении сражений на десять лет. По договоренности все люди имели право выбирать ту религию, которую желают. После этого в Ислам люди стали входить толпами.

В седьмом году Хиджры Посланник, да благословит его Аллах и приветствует, отправился в военный поход в Хайбар, чтобы устранить старейшин иудеев, которые были причастны к причинению страданий мусульманам. Он осадил их, а после получил трофеем их имущество и землю. В этом же году Пророк отправил свои послания правителям и призывал их к Исламу.

В восьмом году после переселения Посланник, да благословит его Аллах и приветствует, отправил войско под предводительством Зейда ибн Харисы, чтобы усмирить агрессоров. Но римляне собрали большое войско и побили предводителей мусульман. Аллах спас малые остатки мусульманского войска и уберег их от вреда.

После этого неверующие Мекки нарушили договор. Посланник, да благословит его Аллах и приветствует, направился к ним с большим войском и завоевал Мекку. Он очистил Каабу от идолов и власти неверующих над нею.

Потом в месяце шаууаль восьмого года по Хиджре произошло сражение Хунейн. Оно стало ответом на враждебность племен Сакыф и Хауазин. Аллах разбил их, и мусульмане получили многочисленные трофеи. После этого Посланник, да благословит его Аллах и приветствует, направился с войском в Таиф и осадил его. Но Аллах не дозволил его завоевывать, и тогда Посланник, да благословит его Аллах и приветствует, обратился к Аллаху за них и ушел. Через некоторое время они приняли Ислам. Он вернулся и распределил трофеи, а после вместе со своими сподвижниками совершил малое паломничество. Потом они направились в Медину.

В девятом году по Хиджре произошло сражение Табук. В те дни стоял сильный зной, а пропитания было очень мало. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, ради ответа на хитрость римлян направился в Табук и поставил в нем свой лагерь. Однако сражения не произошло, а Пророк заключил мир с некоторыми племенами. Он получил трофеи и вернулся в Медину. Это была последнее сражение, в котором принимал участие Пророк, да благословит его Аллах и приветствует. В этом же году от племен стали прибывать делегации, которые заявляли о желании принять Ислам. Среди этих племен было племя Тамим, делегация от племени Тай, делегация от племени ‘Абд аль-Кайс и от племени Бани Ханифа. Все они приняли Ислам, и Посланник, да благословит его Аллах и приветствует, велел Абу Бакру совершить с людьми паломничество в этом году. С ним он отправил ‘Али, да будет доволен им Аллах, и велел ему читать людям суру «Покаяние», чтобы показать свою непричастность к многобожникам. Он также велел ему в день принесения в жертву животного обратиться к людям со словами: «О люди, неверующий не войдет в рай! На следующий год многобожник не станет совершать паломничество, человек без одежды не станет совершать обход вокруг Дома! И если кто-либо заключил договор с Посланником Аллаха, то его договор действителен до его окончания».

В десятом году от переселения Посланник, да благословит его Аллах и приветствует, решил совершить паломничество. Он призвал людей последовать ему в этом. С ним в паломничество отправились люди из Медины и из других мест. В состоянии ихрама он вошел в местечке Зу-ль-Хуляйфа. Мекки он достиг в месяц зу-ль-хиджа. Он совершил обход вокруг Каабы, обряд са‘и и обучал людей обрядам. На горе ‘Арафат он произнес знаменитую проповедь, в которой воедино собраны справедливые религиозные каноны ислама. Он сказал: «О люди! Внемлите моим словам, ибо не знаю, увижу ли я через год вас снова. Воистину, ваша жизнь, ваше имущество и ваша честь должны быть для вас столь же священны, сколь священен этот день, этот месяц и этот город (Мекка).

Воистину, отменяется все, что было во времена язычества, отменяется и месть за кровь, пролитую в тот период. И первая кровная месть, которую я отменяю, — это месть за кровь Ибн Раби‘ бин аль-Хариса. Его отдали кормилице из Бану Са‘д, и племя Хузейль убило его.

Все ростовщические сделки, заключавшиеся во время невежества (до Ислама), отменяются. И первые проценты с долгов, которые я отменяю, — это все проценты с долгов, причитавшихся моему дяде ‘Аббасу ибн Абдуль Мутталибу. Воистину, все они отменены.

Страшитесь гнева Аллаха и соблюдайте права женщин! Воистину, вы взяли их в жены как доверенную вам Господом ценность и с именем Творца вступили с ними в законный брак. Воистину, вы имеете право на то, чтобы ваши жены не приводили в ваши дома кого-либо, кто неприятен вам (не испросив вашего согласия). Если же они будут так поступать, то вы вправе ударить их, не проявляя жестокости. Права же их в отношении вас состоят в том, чтобы вы обеспечивали их едой и одеждой согласно общепринятым нормам.

И я оставил для вас то, руководствуясь чем, вы никогда не собьетесь с пути истинного. Это — Книга Аллаха (Коран)!

Воистину, вы будете спрошены обо мне, так что же вы скажете?»

Сподвижники ответили: «Мы свидетельствуем, что ты довел, хорошо выполнил свою миссию и оставил нам наставления и советы». Тогда Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, указывая указательным пальцем в небо, а после в сторону людей, сказал: «О Аллах, засвидетельствуй, о Аллах, засвидетельствуй, о Аллах, засвидетельствуй».

Когда Аллах завершил эту религию, когда были установлены все её основы, Пророку, находившемуся на ‘Арафате, был ниспослан аят: «Сегодня Я ради вас усовершенствовал вашу религию, довел до конца Мою милость к вам и одобрил для вас в качестве религии ислам» (сура 5 «Трапеза», аят 3).

Это паломничество называют Прощальным, так как во время него Посланник, да благословит его Аллах и приветствует, попрощался с людьми и не совершил паломничества после. По его окончании Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, вернулся в Медину.

В 11 году от Хиджры в месяц сафар Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, постигла болезнь. Когда она усилилась, Пророк велел Абу Бакру, да будет доволен им Аллах, возглавлять молитву вместо него. Произошло это 1 числа месяца раби‘у-ль-аууаль. Болезнь все усиливалась. В утро понедельника 12 числа месяца раби‘у-ль-аууаль в 11 году от Хиджры душа покинула тело Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Мусульмане очень горевали по этому поводу. Во вторник тело Пророка обмыли, и мусульмане совершали погребальную молитву в течение вторника и ночи среды. После его похоронили в доме ‘Аиши, да будет доволен её Аллах. Посланник Аллаха умер, но религия его осталась до Судного Дня.

Потом мусульмане избрали халифа, преемника. Они выбрали Абу Бакра, да будет доволен им Аллах, который был его спутником в пещере и сопровождал его во время переселения. После него халифом стал ‘Умар, после — ‘Усман, а после — ‘Али. Все они являются четырьмя праведными халифами, да будет доволен Аллах ими.

Аллах одарил Своего Посланника Мухаммада великими благами и заповедовал быть благонравным. Сказал Всевышний Аллах: «Он нашел тебя бедным и обогатил. Посему не притесняй сироту! И не гони просящего! И возвещай о милости своего Господа» (сура 93 «Утро», аят 6-11).

Аллах наделил его высокими нравственными качествами, которыми не обладал никто, кроме него. Всевышний Аллах упомянул это и в Своих словах: «Воистину, твой нрав превосходен» (сура 68 «Письменная трость», аят 4).

Обладая этими благонравием, он, с дозволения Аллаха, смог сплотить людей и объединить их сердца: «По милости Аллаха ты был мягок по отношению к ним. А ведь если бы ты был грубым и жестокосердным, то они непременно покинули бы тебя. Прости же их, попроси для них прощения и советуйся с ними о делах. Когда же ты примешь решение, то уповай на Аллаха, ведь Аллах любит уповающих» (сура 3 «Семейство ‘Имрана», аят 159).

Всевышний Аллах направил Своего Посланника, да благословит его Аллах и приветствует, всем людям, Он ниспослал ему Коран и велел призывать к Нему. Сказал Всевышний Аллах: «О Пророк! Мы отправили тебя свидетелем, добрым вестником и предостерегающим увещевателем, призывающим к Аллаху с Его дозволения, и освещающим светочем» (сура 33 «Союзники», аяты 45-46).

Аллах выделил Посланника Своего Мухаммада среди других шестью отличиями. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Мне было дано шесть преимуществ перед другими пророками: лаконичность в словах, и вместе с тем наличие в них широкого смысла; победа (над врагом) благодаря (вселяемому в их сердца) страху; мне были дозволены военные трофеи; вся земля была сделана для меня чистой и очищающей, а также местом для поклонения (масджид); и я послан ко всем творениям без исключения и являюсь последним из всех пророков» (Муслим № 523).

Уверовать в него, следовать его Закону, чтобы войти в Рай, даруемый Господом, должны все люди: «Тех, кто повинуется Аллаху и Его Посланнику, Он введет в Райские сады, в которых текут реки. Они пребудут там вечно. Это и есть великое преуспеяние» (сура 4 «Женщины», аят 13).

Аллах восхвалял тех людей Писания, кто уверует в Посланника, и Он обрадовал их двойной наградой. Сказал Всевышний: «Те, кому Мы прежде даровали Писание, уверовали в него (Коран). Когда им читают его, они говорят: „Мы уверовали в него! Это — истина от нашего Господа. Мы и прежде были мусульманами“. Они получат свою награду в двойном размере за то, что были терпеливы. Они отвращают зло добром и расходуют из того, чем Мы наделили их» (сура 28 «Рассказ», аяты 52-54).

Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Трое получат награду дважды. Человек из людей Писания, который уверовал в своего пророка и, застав Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, уверовал в него, последовал ему и поверил. Такому будет двойная награда…».

Тот, кто не верит в Посланника Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, является неверующим. Наказание его - Огонь. Сказал Всевышний: «Если кто не уверует в Аллаха и Его Посланника, то ведь Мы приготовили неверующим Пламя» (сура 48 «Фатх», аят 13).

Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Клянусь тем, в Чьей Длани душа Мухаммада, если услышит обо мне кто-нибудь из этой уммы (общины) будь он христианин или иудей и не уверует в то, с чем я послан, то он будет из обитателей Огня!» (Муслим № 154).

Посланник, да благословит его Аллах и приветствует, был человеком и обладал только теми знаниями, которые ему открыл Аллах. У Посланника не было знаний о сокровенном, он не распоряжался ни своей душой, ни душой другого человека, не мог причинить вред и не мог принести пользу. Сказал Всевышний Господь: «Скажи: „Я не властен принести себе пользу или причинить себе вред, если того не пожелает Аллах. Если бы я знал сокровенное, то приумножил бы для себя добро, и зло не коснулось бы меня. Однако я — всего лишь предостерегающий увещеватель и добрый вестник для верующих людей“» (сура 7 «Преграды», аят 188).

Аллах направил его с исламом, чтобы превознести его над остальными религиями: «Он — Тот, Кто отправил Своего Посланника с верным руководством и религией истины, чтобы превознести ее над всеми остальными религиями. Довольно того, что Аллах является Свидетелем» (сура 48 «Фатх», аят 28).

Миссия Посланника состояла лишь в доведении и донесении его послания, а прямой путь - от Аллаха: «Если же они отвернутся, то ведь Мы не посылали тебя их хранителем. На тебя возложена только передача откровения» (сура 42 «Совет», аят 48)

За ту большую роль, которую Посланника, да благословит его Аллах и приветствует, имел для человечества - за призыв к этой религии и вывод из мрака к свету - Всевышний Аллах простил ему прошлые и будущие грехи и велел нам во многих ситуациях произносит благословления ему: «Воистину, Аллах и Его ангелы благословляют Пророка. О те, которые уверовали! Благословляйте его и приветствуйте миром» (сура 33 «Союзники», аят 56).

Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, вместе со своими сподвижниками прилагал все усилия для распространения этой религии. И нам велено следовать ему и его Сунне. Сказал Всевышний Аллах: «В Посланнике Аллаха был прекрасный пример для вас, для тех, кто надеется на Аллаха и Последний день и премного поминает Аллаха» (сура 33 «Союзники», аят 21).

Ислам - это религия естества, религия справедливости, религия, которую Аллах избрал для всех людей. Ислам включает в себя основные и второстепенные заповеди, нравственность и этикет, обряды поклонения и взаимоотношения. Община не будет счастлива, пока не последует ему и не станет претворять его в жизнь. Аллах не примет от людей никакой другой религии, кроме Ислама: «От того, кто ищет иную религию помимо ислама, это никогда не будет принято, и в Последней жизни он окажется среди потерпевших урон» (сура 3 «Семейство ‘Имрана», аят 85).

О Аллах, благослови Мухаммада и его семью, как благословил Ты Ибрахим и семью его! Воистину, Ты - Достойный похвалы и Славный!

Из книги ш. Мухаммада ибн Ибрахима ат-Тувиджири «Усулу-д-дин аль-ислями».


Сайт «Ислам: вопрос и ответ», фетва № 1157 http://www.sawab.info/muhammad/

С именем Аллаха, Милостивого, Милосердного.

Хвала Аллаху, облачившему богобоязненных в облачение богобоязненности и взявшему на Себя защиту их одеяний, утешающему познавших Его отрадой наслаждения и общением с Утешителем, ибо мягок Он к терпеливым. О, украшение их собраний! Отправил Ты Мухаммада столь красноречивым, что самый витийственный пред ним онемел. Спорил с ним и Мусайлима, достигнув в споре этом лишь презрения, и строили они козни против Мухаммада немыслимые и Абу Джахль был из них самым презренным. Стреляли в него противники веры, но обернулись против них же стрелы их луков. Были сброшены вниз головой их главари в колодец, а ведь знали они его корни и родословную и то, что он был равным им и одним из них. Воистину, облагодетельствовал Аллах верующих, тем, что отправил к ним посланника из их числа, да благословит его Аллах. Да благословит Аллах и сподвижника его Абу Бакра, который в послушании был самым покорным из всех, Умара, победившего персидских императоров, несмотря на их гордыню и жестокосердие, Усмана - самого мягкосердечного и благонравного из них, и Али - любимца приверженцев сунны и их духовного наставника, и других сподвижников. Приветствуй же их благословенно.

Сказал Всевышний Аллах в ясном аяте Своего Великого Писания: «Воистину, облагодетельствовал Аллах верующих тем, что отправил к ним посланника из их числа. Читает он им аяты Его, очищает их, и обучает их Писанию и мудрости, а ведь были они прежде в явном заблуждении ». Сура «Семейство Имрана», 164 аят.

Мы говорим, что помощь в следовании истине только от Всевышнего Аллаха, ибо муфассиры сказали: «Воистину, облагодетельствовал Аллах верующих , …», то есть, оказал милость и одарил тем, что отправил в этот мир своего посланца. В аяте Всевышний Аллах упомянул именно верующих, ибо именно они пользуются больше других милостью его послания, хотя на самом деле Мухаммад, мир ему, милость для всех миров.

«…посланника из их числа , …» … из их рода, или нации, такого же араба как они, такого же человека, не ангела и не джинна. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) был обычным человеком, как и все люди, но в тоже время он происходил из самого почётного рода и племени, и в этом должен быть убеждён каждый уверовавший человек».

Пророк Мухаммад, мир ему, является таким же человеком, как и все люди. Аллах не послал нам посланника из ангелов или джиннов, так как они имеют совсем иную природу, невозможно сопоставить возможности человека, его потребности с возможностями и потребностями ангелов и джиннов. К нам пришел пророк из людей, чтобы верующие могли брать пример с него, следовать за ним, стремиться быть таким же как он, это было бы невозможным если бы пророком выступало иное создание Аллаха.

Мы веруем в Мухаммада, мир ему, как в посланца Всевышнего не наделяя его божественными качествами. Мы утверждаем, что он посланник Бога и его раб. В своих молитвах мы обращаемся лишь к Господу Всемилосердному и не обращаемся к рабу Его Мухаммаду (да будет мир над ним). Мы просим у Всевышнего благословения и приветствия пророку Его, ибо он достоин того, так как он является предводителем верующих, последним посланцем Бога, заступником за верующих в День Суда. Мы признаем посланническую и пророческую миссию всех посланников и пророков Аллаха, упомянутых в Священном Коране и в благородной Сунне достохвального пророка Мухаммада, мир ему. Мы веруем и подтверждаем то, что до последнего пророка к каждому народу приходил свой посланник от Аллаха. Некоторых люди принимали, некоторых отвергали. Мы исповедуем свою религию – религию строго единобожества в том виде, в котором она была предоставлена нам Посланником Аллаха, мы ничего не добавляем и ничего не отнимаем из учения его. Мы соблюдаем традиции наших предков, которые не противоречат учению посланника Всевышнего. Мы уважаем и не враждуем с теми, кто не враждует и уважает нас и нашу религию.

Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, обладал самыми лучшими физическими и нравствен­ными качествами. Ни у кого не было таких же мягких ладоней. Ни от кого не исходил такой же изумительный аромат, как от него. Никто не обладал таким же совершенным разумом, не был так же прекрасен в обращении с людьми, столь же сведущ об Аллахе, по­корен и усерден в служении Ему, столь же храбр, щедр, справед­лив и великодушен, столь же терпелив и вынослив, столь же сми­рен перед Господом и добр к Его рабам и столь же застенчив. Он не мстил и не гневался за обиды, нанесенные ему, но высказы­вал праведный гнев, когда попирались установления Аллаха. Его месть была только ради Аллаха. Он не знал лицеприятия: сильный и слабый, близкий и далекий, знатный и простолюдин - ко всем он был одинаково справедлив. Он никогда не порицал никакую еду: ел то, что вызывало у него аппетит, и оставлял то, чего есть не хоте­лось. Ел из благой пищи, что приходилось, и не требовал изысков. Принимал подарки и вознаграждал за них, но не принимал мило­стыню. Собственноручно чинил обувь и латал одежду, помогал се­мье по хозяйству, доил овец и справлялся со своими нуждами, об­ходясь без посторонней помощи. Не было никого скромнее, чем он. Он отвечал на приглашение всякого - богатого и бедного, знатного и простолюдина. Любил бедняков, участвовал в их похоронах и на­вещал при болезни. Ездил и на лошади, и на верблюде, и на осле, и на муле, а также сажал позади себя других. Когда шел пешком с людьми, то пропускал их вперед, а сам шел позади них.

Кольцо, которое он носил, было сделано из серебра. Он одевал его на правый или левый мизинец.

Очень часто ему приходилось затягивать потуже пояс из-за недостатка еды. Аллах даровал ему ключи от сокровищниц этого мира, но он выбрал для себя мир вечный.

Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, не был слишком высок ростом, но и не был низок, не был смугл, но и не имел бледный цвет кожи. Его волосы не вились кудрями, но и не были прямыми. У него были крупные кисти рук и ступни и красивое лицо. Оно было белым, с очень приятными чертами. Он был широкоплеч, его густые волосы доходили до мо­чек ушей, иной раз - только до их середины, а иногда он опускал их до плеч. Борода была густая, а на теле волос было совсем мало. У него была крупная голова и крупные суставы, длинная полоса волос начиналась на груди и доходила до пупка, а когда он шел, то покачи­вался, будто ступал по склону. Не было подобного ему ни до него, ни после. У него был большой рот, большие глаза и сухие лодыжки. Его облик был красивее месяца, а лицо подобно полной луне. Между ло­патками у него была печать пророчества. Она представляла собой родинку красного цвета размером с голубиное яйцо. Упоминается также, что на ней росло несколько волосков.



Он разделял волосы пробором и умащал их. Никогда не уко­рачивал бороду, а лишь расчесывал ее, и своим последователям также приказывал отпускать и отращивать бороды.

Он настоятельно рекомендовал наносить перед сном на веки сурьму и говорил: «Подкрашивайте глаза перед сном сурьмой. Это делает взор более ясным и способствует росту ресниц». Также он говорил: «Лучшее, что вы можете наносить на веки, - это сурьма. Она делает взор ясным и способствует росту ресниц».

У него было мало седых волос как на голове, так и в бороде. Когда он умащал волосы, то седины не было видно совсем, а ког­да не умащал, то можно было увидеть несколько седых волосков. Всего их насчитывалось около двадцати. Он говорил: «Меня за­ставила поседеть сура «Худ» и подобные ей», а в другой версии хадиса приводятся такие его слова: «Причина, по которой у меня появилась седина, - суры «Худ», «Аль-ваки"а», «Аль-мурсалят», «Ан-наба» и «Ат-таквир»».

Посланнику, да благословит его Аллах и да приветствует, нравилось носить длинные рубашки (аль-камис) и полосатые йеменские плащи (аль-хибара). Из предметов его одежды - чалма (аль-"имама), изар, доходивший до середины голени.

Он очень любил благовония и говорил: «Благовония для муж­чин имеют явный запах, но не оставляют цвета, а благово­ния для женщин оставляют цвет, но не имеют заметного запаха».

В дни праздника и для встречи прибывающих к нему делегаций он старался одеться красиво. Любил чистоту.

Ему не нравилось, если кто-то вставал, когда он входил, или на­ходился в положении стоя, когда он сидел, и сподвижники не де­лали так, зная его отношение к этому.

Он очень любил чистить зубы мисваком, и это было первое, что он делал, входя в дом. Вставая ночью для совершения намаза, он сначала освежал рот мисваком.

Он спал в первую часть ночи, затем просыпался и совершал намазы. Его ночные намазы были долгими, так, что от долгого стояния у него даже опухали стопы. В конце ночи, незадолго до зари, он совершал аль-витр - намаз, состоящий из нечетного числа ракаатов, и этим заканчивал ночной намаз.

Ему нравилось слушать Коран, когда его читают другие.

Он посещал больных, участвовал в похоронах, совершая за умерших погребальный намаз.

Одним из его отличительных качеств была большая стыдли­вость. Если ему что-то не нравилось, то узнать об этом можно было по изменению выражения его лица.

Он уповал на Аллаха по-настоящему, потому что был господи­ном уповающих. Анас, да будет им доволен Аллах, рассказывал: «Я служил Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, десять лет, и всякий раз, когда мне не уда­валось выполнить задание, с которым он меня посылал, он лишь говорил: «Если бы это было предопределено Аллахом, то по­лучилось бы». Однако несмотря на предельное упование на Всевышнего, Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, тем не менее учитывал и внешние причи­ны, совершая необходимые действия и предпринимая меры.

Он никогда не поступал вероломно и запрещал другим ве­роломство и измену. Даже до прихода Ислама Аллах оберегал Своего будущего посланника от мерзостей времен невежества. Будучи ребенком, Мухаммад, да благословит его Аллах и да приветствует, пас овец, ибо не было ни одного пророка, который не пас бы в начале своей жизни овец. Когда он проходил мимо камней, еще не будучи пророком, они привет­ствовали его миром.

У него есть несколько имен. В достоверном хадисе сообщается, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, говорил: «Я - Мухаммад (Восхваляемый) и Ахмад (Хвалящий), и я - аль-Махи (Стирающий), посредством кото­рого Аллах сотрет неверие, и я - аль-Хашир (Собирающий), вслед за которым будут собраны люди (в Судный день), и я - аль-‘Акиб (Идущий вслед)». «Идущий вслед» - то есть последний пророк, после которого уже не будет пророков .

В другом хадисе приводятся такие слова Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: «Я - Мухаммад и Ахмад, и я - аль-Мукаффи (Ступающий по следам), и я аль-Хашир (Собирающий), и я - Набий ар-тавба (Пророк Раскаяния), и я - Набий ар-рахма (Пророк Милости)».

Его куньей было Абу Касим.

Всевышний отправил его для того, чтобы довести через него до совершенства благородные нравы.

Его имя упоминается Аллахом в нескольких местах Корана:

В суре «Аль "Имран»:

«Мухаммад является всего лишь посланником, до которого уже были посланники» (3:144).

В суре «Аль-ахзаб»:

«Мухаммад - не отец кого-либо из ваших мужей, а посланник Аллаха и последний из пророков» (33:40).

В суре «Мухаммад»:

«Он простил грехи и исправил положение тех, которые уве­ровали, совершали благие деяния и уверовали в истину, ни­спосланную Мухаммаду от их Господа» (47:2).

В суре «Аль-фатх»:

«Мухаммад - посланник Аллаха» (48:29).

В суре «Ас-сафф» Аллах приводит слова Исы, мир ему:

«Я послан благовествовать о посланнике, который придет после меня, имя коему - Ахмад» (61:6).

Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, посвящал много времени поминанию Аллаха и раз­мышлениям над Его знамениями и мало разговаривал. Его намазы были долгими, а проповеди короткими.

Он любил ароматные запахи и поэтому никогда не отказывал­ся, если кто-то предлагал ему умаститься благовонием, и не любил неприятные запахи.

Он улыбался больше, чем кто-либо, а изредка смеялся так, что виднелись его коренные зубы. Джарир, да будет им доволен Аллах, рассказывал: «С тех пор, как я принял ислам, я ни разу не получил от Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, отказа на то, чтобы войти к нему в дом. Всякий раз, встречая меня, он улыбался мне в лицо. Однажды я пожаловался ему, что не могу хорошо держаться на коне, и он уда­рил меня по груди и сказал: “О Аллах, укрепи его и сделай его ве­дущим по правильному пути и ведомым по правильному пути! /Аллахумма, саббит-ху ва-дж‘аль-ху хадийан махдийан!/”»

Посланник Аллаха шутил, но даже шутя он говорил только правду.

Он ни с кем не был груб, охотно принимал извинения и оправ­дания.

Пищу, он принимал тремя пальцами, которые затем облизывал, а во время питья трижды делал паузы и выдыхал, отстранившись от сосуда.

Он разговаривал кратко, но слова его содержали в себе много смысла. Его речь была понятной и ясной, так что слушающий его запоминал услышанное. Иногда он повторял сказанное трижды, для того чтобы его слова стали предельно ясны слушателю. Он ни­когда не разговаривал без нужды.

В нем были собраны все благородные нравственные черты и прекрасные поступки. Если он упрекал кого-то, то, как правило, делал это намеком; приказывал людям мягкость, и побуждал к ней, и запрещал им резкость и грубость. Он призывал к великодушию, прощению, сдержанности, благоразумию, спокойствию, терпели­вости, добронравию и благородным моральным качествам.

Пророку, да благословит его Аллах и да приветствует, нравилось одевать обувь, начиная с правой ноги, расчесывать и умащать благовониями волосы и бороду, начиная справа, и совершать омовение, начиная с правой стороны тела, и поступать так же во всех остальных своих делах. Он порицал слишком частое расчесывание и укладывание волос. Левую руку использовал для подмывания и других действий неблагородного порядка.

Укладываясь спать, он ложился на правый бок и подкладывал правую ладонь под правую щеку. Перед сном он произносил спе­циальные зикры (формулы поминания Аллаха). Когда он немного дремал перед наступлением утра, то клал голову на ладонь, держа предплечье вертикально и упираясь локтем в пол.

Места, где он сидел с людьми, были собраниями знания, здра­вомыслия, стыдливости, верности, непорочности, терпения и спокойствия. В этих собраниях не повышались голоса, не попи­рались запреты Аллаха, люди старались превзойти друг друга в богобоязненности, скромности, почтении к старшим, сочувствии к младшим, помощи нуждающимся. Покидая их, они шли распро­странять добро и призывать к благу.

Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сидел на земле и ел, кладя еду на землю. Он шел вме­сте с бедняками, вдовами и рабами, чтобы уладить их проблемы, и не бросал их, пока не решал. Проходя мимо играющих детей, всег­да приветствовал их. Никогда не пожимал руку чужим женщинам, проявлял дружеские чувства к своим сподвижникам, справлялся о них и навещал, оказывал почтение благородным людям из любого племени, и обращался лицом и беседовал с каждым, кто разгова­ривал с ним, даже если это были худшие из людей, и вызывал у них тем самым расположение и дружеское отношение.

Анас, который служил у него в течение десяти лет, рассказы­вал: «Пророк ни разу не высказал мне неудовольствия. Что бы я ни сделал, он ни разу не упрекнул меня, сказав: «Зачем ты это сделал?!», а если я не выполнял чего-либо, он никогда не порицал меня, говоря: «Почему ты этого не сделал?!» Ни у кого из людей не было такого прекрасного нрава, как у него. Я не касался в своей жизни ни шелка, ни бархата мягче, чем его ладони, и не вдыхал за­паха мускуса ароматнее, чем запах его пота».

Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, никогда не совершал и не говорил ничего непристой­ного, не кричал, даже находясь на рынке, не отвечал злом на зло, а прощал, извинял, проявлял кротость, сдержанность и благоразу­мие. Он ни разу не поднял руку ни на слугу, ни на жену, ни на кого из людей вообще, за исключением тех случаев, когда сражался на пути Аллаха. Когда ему предоставлялась возможность поступить так или иначе, он останавливал свой выбор на наиболее легком варианте, если только в этом не было ничего греховного. Если же в этом было что-то греховное, то он держался от такого дела даль­ше любого из людей.

Аллах даровал ему все совершенство благонравия и все пре­красные качества, пожаловал ему из знания, достоинств и всего того, что является для человека спасением, успехом и счастьем в дольней жизни и вечной, столько, сколько не жаловал никому из созданий. Его, не обученного грамоте, не умеющего ни читать, ни писать, никогда не учившегося ни у одного учителя, Всевышний Аллах избрал и превознес над всем человеческим родом - первы­ми его поколениями и последними - и сделал ниспосланное ему откровение религией для всех людей и джиннов до самого Судного дня. Да пребудут над этим человеком, чьим нравом был священ­ный Коран, нескончаемые благословения и мир Аллаха.

Каждому из нас надлежит следовать его примеру и подражать ему в его словах, действиях, усердии, джихаде, аскетизме, на­божности, правдивости и искренности, кроме тех вещей, которые относятся к его исключительным особенностям, а также вещей, которые нам не под силу. Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Должны вы де­лать лишь то, что вам по силам! Клянусь Аллахом, Аллаху не наскучит (награждать вас за праведные деяния), пока вам самим не наскучит (их совершать)». Он также сказал: «Отстраняйтесь от того, что я вам запретил, а из того, что я вам приказал, совершайте то, что вам под силу».

Глава четвертая

Мы и дети

«Прекрати сейчас же!», «Уйди отсюда, надоел!»: в последнее время подобное обращение взрослых к детям становится все более распространенным. При этом нередко используются оскорбительные выражения.

Проделки детей могут быстро лишить терпения их родителей, учителей и воспитателей. Особенно, если дети — умные, любопытные, энергичные, смелые, бойкие и уверенные в себе.

Дети — большое благо от Аллаха. Их наличие и праведное воспитание — основа крепкого семейного рода.

Многие из нас хорошо осведомлены о широких правах родителей, данных нам Исламом, и старательно пытаются довести их до своих детей. Но при этом мы нередко забываем о том, что дети рождаются тоже со своими исламскими правами. И исполнять их — наша обязанность. Даже у плода в утробе матери, которого мы не видим и не слышим, — даже у него есть свои права, которые, в частности, приводят к задержке в распределении наследства и сказываются на правовых последствиях развода.

Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, много раз сталкивался с шалостями и естественными стремлениями маленьких детей. Все это он встречал с образцовым терпением и добрым нравом.

В Коране Всевышний повелел нам брать пример с Пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, и это наш билет к тому, чтобы Аллах был доволен нами на том свете. Нам нужно обратить внимание на то, каким образом Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, исправлял и упрекал маленьких детей, если они делали что-то такое, что в нынешние времена лишило бы многих нервных, нетерпеливых взрослых их терпения и выдержки.

Терпимость к «детским неожиданностям»

Младенцы, по своей природе, — пухленькие, круглощекие и аппетитные. Это букеты радости, которых всем нравится тискать, целовать и носить. Но все это до появления в пеленках чего-то пахучего и протекающего. Как только это происходит, до того времени любящий взрослый (особенно, если это мужчина) немедленно отводит в отвращении нос и быстро передает «груз» матери или няне.

Но не так поступал Пророк, да благословит его Аллах и приветствует. Во времена, когда ни о каких непротекающих подгузниках не могло быть и речи, он часто брал младенцев на колени.

Так, Аиша, да будет доволен ею Аллах, сообщала:

«К Пророку принесли мальчика для совершения тахника. Но мальчик помочился на него, после чего Пророк промыл водой место, на которое попала моча» (Аль-Бухари).

Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, не стал выражать неудовольствие, не стал отказываться принимать новорожденного, даже когда тот помочился на его одежду! Это показывает его образцовый уровень терпимости к естественным потребностям младенцев.

В поведении Пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, — урок для нас: не нужно раздражаться из-за естественных физических выделений у маленьких детей (будь то испражнения, выделения из носа или рвота), даже если все это отправляется прямиком на вашу одежду. Мы также должны помогать в удалении испражнений, не считая это чем-то ниже своего достоинства.

Терпимость к детским шалостям

Дети растут — и вот, они, энергичные и активные, уже карабкаются на колени и спины взрослых и ведут себя достаточно шумно.

Хорошо известно, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, не только позволял детям такого возраста находиться в мечети во время совместных обязательных молитв, но и весьма терпимо относился к их проделкам во время намаза, даже если их шалости приводили к шуму и помехам.

Абдулла ибн Шаддад, да будет доволен им Аллах, передавал со слов своего отца следующее:

«Посланник Аллаха (мир ему) вышел, чтобы возглавить нас той ночью то ли в вечернем, то ли в ночном намазе. С собой он нес то ли Хассана, то ли Хусейна. Посланник Аллаха вышел вперед, положил (ребенка), произнес такбир и начал молиться. Во время намаза он перешел в земной поклон и надолго остался в таком положении. Мой отец сказал: «Я поднял голову и увидел на спине Посланника Аллаха ребенка. Тогда я снова перешел в земной поклон». Когда Посланник Аллаха закончил намаз, люди сказали: «О Посланник Аллаха, во время молитвы мы так долго совершали земной поклон, что подумали, не случилось ли чего и не нисходит ли на тебя в это время божественное откровение». Он ответил: «Ничего не произошло. Просто мой внук залез мне на спину, и мне не хотелось его тревожить, пока он не наиграется» (Ан-Насаи).

Данный хадис — прекрасный пример того, насколько терпимым был Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, по отношению к детскому озорству. Можно ли себе представить, чтобы в нынешние времена двух-четырехлетний ребенок взбирался на спину имама во время намаза в мечети? Какая будет реакция?

А Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, так и оставался в земном поклоне, пока ребенок не закончил свою невинную игру.

Упрек мягким прикосновением рук

Дети любят физическое выражение привязанности. Им нравится, когда их трогают, любя. Вместо того чтобы читать им длинные нотации о необходимости исправления ошибок, физическое удаление их от вреда более эффективно.

Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сообщал:

«К Посланнику Аллаха финики приносили сразу после сбора урожая. Разные люди приносили свои финики, пока (перед Пророком) не образовывалась целая гора. Как-то раз Аль-Хассан и Аль-Хуссейн играли с этими финиками. Один из них взял финик и положил себе в рот. Посланник Аллаха посмотрел на него, вынул финик из его рта и сказал: «Разве ты не знаешь, что потомки Мухаммада не едят из того, что дают в качестве милостыни?» (Аль-Бухари).

Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, лично вынув финик изо рта внука и коротко объяснив причину, выбрал самый эффективный способ быстрого разрешения ситуации. Какой маленький ребенок сам, добровольно выплюнет вкусный и сладкий финик?

Но в нынешние времена большинство родителей предпочитают кричать на детей, чтобы те чего-то не трогали или к чему-то опасному не приближались. Это игнорируется детьми, и тогда родители начинают раздавать затрещины и жестоко выговаривать детям в присутствии всех остальных.

Хадис дает нам урок о том, как правильно поступать в таких случаях: быстро встать и убрать ребенка от того, что для него вредно, при этом коротко пояснив причину.

«Посланник Аллаха был лучшим из людей по своему характеру. Как-то раз он послал меня что-то сделать. Я сказал: «Клянусь Аллахом, я не пойду», — но в сердце чувствовал, что нужно пойти и сделать то, что сказал мне Пророк Аллаха. Я вышел и встретился с ребятами, играющими на улице. Неожиданно Посланник Аллаха, подошедший сзади, поймал меня за шкирку. Когда я посмотрел на него, он, смеясь, сказал: «Анасик, пойди, куда велено». Я ответил: «Да, уже иду, Посланник Аллаха» (Абу Дауд).

Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, использовал комбинацию физического прикосновения и мягких упрекающих слов, чтобы маленький Анас понял свою забывчивость. Пророк знал, что ребенок, по своей природе, может отвлечься от выполнения поручения играми с детьми на улице.

Данный хадис также указывает на то, что, когда ребенок уже начинает вовсю ходить, разрешается тренировать его легкими поручениями, но нужно помнить, что для него вполне естественно воспротивиться этому и отвлечься на игры с другими детьми.

Краткое пояснение детям для их исправления

Когда ребенок становится старше, то есть переступает порог шести-семилетнего возраста, он уже начинает понимать, что хорошо, а что плохо. Когда Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, видел, что такой ребенок делает что-то не так, он мягко и кратко исправлял его и объяснял, как нужно правильно поступать. При этом он не оскорблял их, не грубил и не выставлял их в неприглядном свете перед окружающими.

Умар ибн Абу Саляма, да будет доволен им Аллах, сообщал:

«Я был мальчиком на попечении Посланника Аллаха. И у меня было обыкновение лазить рукой по всей тарелке. И Пророк однажды мне сказал: «Произнеси имя Аллаха (скажи «Бисмиллях»), ешь правой рукой и кушай то, что перед тобой» (Аль-Бухари, Муслим).

Маленьким детям тяжело на чем-то долго сосредотачиваться, в них очень много энергии, и они очень любопытны. Из-за этого им хочется все в этом мире узнать и попробовать, и почти все это для них — в новинку. Однако за этими естественными стремлениями нам, иной раз, видятся какие-то плохие мотивы. Такого непонимания можно избежать, если проявлять терпимость к их поведению, не унижая их и не делая им резких замечаний и несправедливых упреков.

Не кто иной, как Аллах, доверил маленьких детей нашему попечению. А потому нужно напоминать себе, что нельзя проявлять грубость и резкость. Аллах даже еще не записывает их «грехи», даже если они умышленно разобьют ценную вазу или залезут в наши ящики, которые мы старательно пытались закрыть от них.

Если мы в какой-то момент потеряем терпение, плохо отнесемся к своим детям, нужно сразу же искренно покаяться перед Аллахом. Родители, не сожалеющие и не кающиеся в совершенном им зле по отношению к детям, когда те малы, слабы и зависимы, столкнутся в пожилом возрасте с злопамятным, холодным потомством, ведь их дети вырастут с тревожными воспоминаниями детства, воплотившимися в глубокое недовольство спустя много лет.

Регулярно читая и изучая любящее, мягкое отношение Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, к детям, мы можем оградить себя от поведения, которое разгневает Всевышнего и подорвет отношения с нашими детьми.



error: Content is protected !!