Владимир Сергеевич Соловьев. Биография

Русский религиозный философ, поэт, публицист Философия всеединства Соловьева

представляет синтез идей западноевропейской и восточной мысли

Пытался найти гармонию между космической и социальными темами в концепции

"всеединства" и учении о Софии, а в гносеологии - в "цельном знании" Основные

произведения "Чтения о Богочеловечестве" (1877-1878), "Критика отвлеченных начал" (1880), "История и будущность теократии" (1887), "Жизненная драма Платона" (1888), "Россия и вселенская церковь" (1889), "Смысл любви" (1892-

1884), "Оправдание добра" (1897-1899), "Три разговора" (1900)

Владимир Сергеевич Соловьев родился 16 января 1853 года в семье знаменитого

историка Сергея Михайловича Соловьева Отец отличался строгостью и непререкаемым

украино-польской фамилии, приходился родственником мыслителю Григорию Сковороде

Философ гордился своим пращуром, считал, что унаследовал от него свою духовность

Всего в семье Соловьевых было двенадцать детей В юные годы ничто не выдавало в

Соловьеве будущего религиозного мыслителя Скорее, ему можно было предсказать

естественнонаучную карьеру "Я никогда потом не встречал материалиста столь

страстно убежденного Это был типический нигилист 60-х годов", - свидетельствует

его приятель

С 1864 года Владимир учился в московской 5-й гимназии Окончил он ее с золотой

медалью, и его имя занесли на гимназическую Золотую доску

В 1869 году Соловьев поступает в Московский университет, по желанию отца - на

историко-филологический факультет, но в том же году переходит на физико-

математический.

Способностями и интересом к физике и математике будущий философ не обладал,

поэтому он провалил экзамен на втором курсе Постепенно накапливалось

разочарование в естественных науках вообще " Это знание, - писал он в октябре

1871 года своей кузине Кате Романовой, в которую был влюблен, - само по себе

совершенно пустое и призрачное Достойны изучения сами по себе только

человеческая природа и жизнь, а их всего лучше можно узнать в истинно

может быть последнею целью жизни. Высшая истинная цель жизни другая -

нравственная (или религиозная), для которой и наука служит одним из средств".

В конце концов Соловьев решает покинуть физико-математическое отделение и сдать

экстерном на историко-филологическое. Свое намерение он осуществляет в 1873

году. Соловьев увлечен Спинозой, еще больше - Шопенгауэром.

В это же время он переживает неудачный любовный опыт В автобиографической

повести "На заре туманной юности" Соловьев описывает объяснение с двоюродной

сестрой Катей Романовой, на которой собирался жениться. Выслушав его страстные

слова, перемешанные с призывом идти по пути самоотрицания воли, она ответила

спокойным и твердым отказом. "Спешу заметить, что это был мой последний опыт

обращения молодых девиц на путь самоотрицания воли". До этого Соловьев пережил

мимолетный роман со своей юной тетушкой А. Петкович, которая одаряла его

поцелуями, а он приобщал ее к основам философии Шопенгауэра.

Еще до разрыва с Катей, в 1874 году, Соловьев поступает вольным слушателем в

Духовную академию. Здесь кандидата (то есть обладатель диплома) Московского

университета считают либо нигилистом, либо - религиозным фанатиком, либо -

просто сумасшедшим Кто-то пустил слух, что он хочет стать монахом. Соловьев

держится особняком, мнение окружающих его не беспокоит, он весь погружен в

философские и богословские штудии Делает уверенные шаги в стихосложении.

По своему умонастроению он близок славянофилам Впрочем, Соловьев внимательно

изучает всю историю западной философии, особенно Канта, переводит кантовские

"Пролегомены". Из печати выходит первая статья "Мифологический процесс в древнем

язычестве", воспроизводящая идеи Шеллинга и Хомякова В журнале "Православное

обозрение" появляются его историко-философские статьи, которые затем лягут в

основу его магистерской диссертации

Из современников он преклонялся перед Достоевским Писатель говорил, что он

"видел истину", философ должен был ее изложить и обосновать, чем он и занимался

И если это ему не удалось полностью, то объяснялось это краткостью отпущенных

ему дней. Соловьев был увлечен русской идеей Достоевского и посвятил ей

специальную брошюру Более того, вся жизнь его, все его творчество были

устремлены к углубленному пониманию различных сторон этой идеи

На одаренного юношу обратил внимание профессор Московского университета П

Юркевич, высоко оценивший соловьевский перевод Канта Он увидел в Соловьеве

своего преемника по кафедре философии и взял его под свое покровительство,

предложив защищать диссертацию.

Диссертация называлась "Кризис западной философии (против

позитивистов)".

Здесь впервые Владимир Соловьев сформулировал свою любимую идею всеединства, синтеза западной и восточной культур, которую пронесет через всю жизнь

"Новейшая философия, - утверждал Соловьев, - с логическим совершенством западной

формы стремится соединить полноту содержания духовных созерцаний Востока.

Опираясь, с одной стороны, на положительные науки, эта философия, с другой

стороны, подает руку религии Осуществление этого универсального синтеза науки,

философии и религии - должно быть высшею целью и последним результатом

умственного развития"

В январе 1875 года, едва отметив свое двадцатидвухлетие, Соловьев уже стоял на

кафедре Московского университета и читал вступительную лекцию к курсу истории

новейшей философии. Его покровитель Юркевич незадолго до того скончался, и в

соответствии с волей покойного его преемником стал молодой доцент. Курс был

сравнительно невелик, в его основу была положена магистерская диссертация.

Одновременно Соловьев преподавал на женских курсах Герье Курсистка Елизавета

Поливанова, с увлечением слушавшая его лекции, рассказывала: "У Соловьева

замечательные сине-серые глаза, густые темные брови, красивой формы лоб и нос,

густые довольно длинные и несколько вьющиеся волосы... Это лицо прекрасно и с

необычайно одухотворенным выражением, как будто не от мира сего, мне думается,

такие лица должны были быть у христианских мучеников". Если бы Лиза Поливанова

не была безнадежно влюблена в другого человека, она могла бы стать женой

философа Девушка произвела на Соловьева сильное впечатление. Философ добился

того, чтобы его познакомили с ней, сделал предложение, но снова получил

Вскоре он подал прошение о заграничной командировке и в июле 1875 года приступил

к изучению древних историко-философских текстов в Британском музее. Московский

университет отправил Соловьева в Англию для изучения в Британском музее

гностической и средневековой философии.

Отметим одно важное для понимания судьбы Соловьева обстоятельство он был

визионер, ему являлись видения. В возрасте девяти лет он узрел Божественную

премудрость - Софию. Уже будучи кандидатом, а затем магистром философии, он

увлекался спиритизмом, веря, но и не веря в то, что происходило во время сеансов

Когда ему явился дух покойного Юркевича, сомнения, казалось, рассеялись

полностью Но оказавшись в Лондоне и отправившись к тамошним спиритам, он

обнаружил шарлатанство. "На меня английский спиритизм, - писал он своему другу,

Произвел такое же впечатление, как на тебя французский шарлатаны, с одной

стороны, слепо верующие, - с другой, и маленькое зерно действительной магии"

Соловьев ищет истинные пути к сверхчувственному. В Британском музее, забывая

обедать, днями сидит над книгами о каббале, ведет таинственные записи.

отправляется в Египет. Осматривает местные достопримечательности В пустыне

однажды наткнулся на бедуинов, в темноте принявших его (разгуливавшего среди

песков в цилиндре) за сатану и чуть не убивших его И вскоре переживает новую

встречу с Софией Об этом речь идет не только в "Трех свиданиях", но и в

написанном стихотворении

В Каире, где Соловьев провел всю зиму, он начал писать диалог "София" Философ

беседует с самой мудростью (Софией).

Мудрость предполагает любовь. Мораль вселенской религии основана на любви.

Любовь натуральная, иными словами половая, носит сугубо личный характер.

Интеллектуальная любовь устремлена к отечеству, к человечеству, к Богу. Соловьев

считает возможным синтез двух видов любви - это абсолютная любовь, духовная

общность вселенской церкви. Последняя представляет собой и иерархическую

организацию во главе стоит папа, каждая часть света имеет своего патриарха,

затем следуют митрополиты, епископы и т. д. Святые отцы - законодатели; помимо

них Соловьев видит в обществе обширный слой производителей - ремесленников и

земледельцев. Особая роль в утопии Соловьева отведена женщинам: они -

воспитательницы. В диалоге "София" намечены контуры всех будущих поисков

Соловьева - в области философии, религии, культуры.

Вернувшись в Россию (через Сорренто, Ниццу, Париж), Соловьев обращается к

систематизации своих идей. Осенью 1876 года он читает в Московском университете

курс логики и истории философии Одновременно работает над произведением

"Философские основы цельного знания", которое намеревается защитить в качестве

докторской диссертации и публикует по частям в периодике В этой работе речь идет

о трех типах философии Два из них относятся исключительно к познавательной

способности человека - это эмпиризм и идеализм. Симпатии Соловьева принадлежат

третьему виду философии, который охватывает не только знание, но и более высокие

потенции души - нравственное и художественное чувство Соловьев называет это

"философией жизни" и "мистицизмом".

Цельное знание представляет собой синтез трех разновидностей философствования и

состоит, по мнению Соловьева, из трех частей любой традиционной системы

философии - логики, метафизики, этики Соловьев начинает с логики. И

останавливается: работа осталась незавершенной

В 1877 году в журнале "Русский вестник" Соловьев начинает публиковать новую

работу - "Критика отвлеченных начал", которую через три года защитит в качестве

докторской диссертации

Защита прошла в Петербурге без каких-либо осложнений, Соловьев стал доктором

философии. Московский университет он покинул еще в феврале 1877 года (не желая

участвовать в профессорской распре). Летом того же года отправился на театр

военных действий с Турцией в качестве корреспондента. Он приобрел даже

револьвер, пользоваться которым ему, разумеется, не пришлось: на передовую он

так и не попал.

О патриотическом подъеме, который он пережил в те дни, свидетельствует

прочитанная в Москве его публичная лекция "Три силы". Три силы, определяющие

судьбы истории, суть мусульманский Восток, западная цивилизация, славянский мир.

В первом случае все сферы человеческой деятельности находятся в состоянии

обезличенности и слитности, это мир бесчеловечного Бога. Западная цивилизация

довела до предела свободную игру частных интересов, это мир индивидуализма и

эгоизма, мир безбожного человека. Третья сила призвана преодолеть ограниченность

двух низших позиций.

"Только Славянство, в особенности Россия, осталась свободною от этих двух низших

потенций и, следовательно, может стать историческим проводником третьей. Между

тем две первые силы совершили круг своего проявления и привели народы, им

подвластные, к духовной смерти и разложению Итак, повторяю, или это есть конец

истории, или неизбежное обнаружение третьей всецелой силы, единственным

носителем которой может быть Славянство и народ русский".

В начале 1878 года он читает цикл лекций по философии религии, который при

публикации получает название "Лекции о богочеловечестве". Лекции имели большой

успех, вся образованная столица съезжалась "на Соловьева". По свидетельству

Достоевского, чтения посещались "чуть ли не тысячною толпою". Бывал на них и Лев

Толстой. С Достоевским Соловьев подружится (они вместе совершат поездку в Оптину

пустынь), отношения с Толстым останутся прохладными.

В "Чтениях..." Соловьев уже одинаково критически смотрит и на западное, и на

восточное христианство. На католицизм он нападает по-прежнему, но признает и

заслуги этой религии: Запад выпестовал идею индивидуальности, воплотившуюся в

образе "богочеловека" Восток создал образ "челове-кобога", олицетворение

универсализма. Задача состоит в том, чтобы свести воедино оба христианских

принципа, "...и вследствие этого свободного сочетания породить духовное

человечество". Идея синтеза неизменно владеет умом Соловьева, раньше он

отстаивал ее в философии, теперь он переносит ее на религиозные дела, которые в

ближайшем будущем поглотят его целиком.

В "Чтениях..." концепция всеединства развернута в космических масштабах.

Космогонический процесс ведет, по Соловьеву, к слиянию Бога и отпавшего от него

мира. Астральная эпоха, когда материя концентрируется в звездных телах,

сменяется органической, завершением которой выступает человек. "В человеке

мировая душа впервые соединяется с божественным Логосом в сознании как чистой

форме всеединства". Человек становится посредником между Богом и миром,

устроителем и организатором Вселенной

Соловьев преподает в Петербургском университете. После защиты докторской он

имеет право на профессуру, но его по-прежнему держат в приват-доцентах. Вскоре

он отказывается от академической деятельности (так и не став профессором) -

после того, как он выступил в защиту цареубийц, однако отнюдь не вследствие

этого. Когда заканчивался судебный процесс, Соловьев в публичной лекции

обратился к Александру III с призывом помиловать участников покушения на его

отца. Судя по сохранившейся записи, в словах Соловьева содержалась и

определенная угроза. " .если государственная власть

отрицается от христианского начала и вступает на кровавый путь, мы выйдем,

отстранимся, отречемся от нее"

На следующий день его пригласили к градоначальнику и потребовали объяснений.

Дело приняло серьезный оборот, доложили царю Государь распорядился сделать

философу внушение и велел ему некоторое время воздержаться от публичных

выступлений Из университета его не гнали По-видимому, его уход был связан с

нежеланием продолжать педагогическую деятельность, которую он весьма не любил

из-за низкого уровня преподавания философии, обязательного расписания лекций...

Он переезжает в Москву

В Петербурге жил в гостинице, в Москве - у матери (отец умер в 1879 году)

После возвращения из Египта Вл. Соловьев познакомился с С А Толстой и ее

племянницей Софьей Петровной Хитрово. К замужней Хитрово Соловьев питал

серьезные чувства и готов был на ней жениться. Но она, весьма ласково

относившаяся к Соловьеву, тем не менее отказывала ему во взаимности, не желая

разводиться со своим мужем Любовь эта продолжалась более десяти лет, но так и не

дошла до бракосочетания, хотя Соловьев был постоянным гостем Толстой и Хитрово в

их имении Пустынька под Петербургом и в имении Красный Рог под Брянском.

Кажется, надежды на брак с нею Соловьев переживал больше всего весной 1883 года.

Когда Вл. Соловьев получал письмо от Софьи Петровны, он читал его с паузами, по

нескольку слов. "Чего ж тут непонятного! - говорил он - Если б я прочел все

сразу, впереди не было бы никакого утешения, а так я длю блаженство. Ну а с

другой стороны, это учит и самообладанию"

В 1887 году роман, по-видимому, пришел к печальному концу, насколько можно

судить по трем стихотворениям этого года "Безрадостной любви развязка

заболевать, страдал хронической бессонницей, от которой он не мог найти никаких

средств, и по ночам в уме своем мучительно расставался с образом любимой

Но вернемся в год 1883-й, когда Соловьев публикует небольшую, но крайне важную

для понимания концепции всеединства статью "На пути к истинной философии"

Анализируя взгляды одного из учеников Шопенгауэра, он формулирует свою основную

идею: "Ни чистого вещества, состоящего в одном протяжении, ни чистого духа,

состоящего в одном мышлении, на самом деле не существует.. Вся наша

действительность, мы сами и тот мир, в котором мы живем, одинаково далеки и от

чистой мысли и от чистого механизма. Весь действительный мир состоит в

постоянном взаимоотношении и непрерывном внутреннем взаимодействии идеальной и

материальной природы"

Начинается новый этап в творчестве Соловьева, когда он обращается целиком к

проблемам религии Объединение церквей - православной и католической - такова, по

его мнению, насущная задача В славянофильской газете "Русь", издававшейся Иваном

Аксаковым, Соловьев публикует работу "Великий спор и христианская политика", где

ставит вопрос о восстановлении церковного единства Соловьев пишет. "В день

падения Константинополя в виду наступающих турецких войск последним свободным

заявлением

греков был клич" "Лучше рабство мусульманам, чем соглашение с латинянами".

Приводим это не для укора несчастным грекам"

"Русь" печатает возмущенные письма читателей Соловьева обвиняют в

антипатриотизме, в забвении русских интересов, кто-то пустил слух, что он принял

католичество.

Соловьев задумывает трехтомный труд о защите католицизма, но по разным причинам

вышли только труды "История и будущность теократии" (1885- 1887) и "Россия и

вселенская церковь", написанная и изданная в Париже на французском языке в 1888

году Двумя годами раньше Соловьев совершил поездку в Хорватию. Тамошний

католический епископ Штроссмайер, узнав об идеях Соловьева, пригласил его в

Зафеб (в этом городе и ныне в память о визите русского философа есть улица

Соловьева). Здесь Соловьев в виде письма к Штроссмайеру создает своего рода

меморандум об объединении церквей Он попал в руки папы Льва XIII и заслужил его

Русское духовенство и славянофилы возмущены Соловьевым. Его произведения на

религиозные темы запрещены в России Но и за границей он не получает поддержки.

Иные католики видят в нем еретика, ему приходится защищать от их нападок

православную церковь.

Разочарованный, одинокий возвращается Соловьев из Франции на родину. Включившись

в дискуссию о судьбах русского народа, Соловьев выступает против двух крайних

позиций - "крепостников" и "народопоклонников"

Соловьеву пришлось полемизировать с новым поколением славянофилов - Данилевским

и Страховым. "Россия и Европа" первого и "Борьба с Западом в нашей литературе"

второго были неприемлемы для Соловьева, так как противоречили его идее синтеза

культур. Но несправедливо было бы упрекать философа в отречении от родины и

измене ей Не случайно свою мысль о единении христианских народов он изложил в

брошюре, названной "Русская идея"

"Русский народ - народ христианский, и, следовательно, чтобы познать истинную

русскую идею, нельзя ставить вопроса, что сделает Россия через себя и для себя,

но что она должна сделать во имя христианского начала, признаваемого ею, и во

благо всего христианского мира, частью которого она предполагается". И еще раз

Соловьев настойчиво подчеркивает: "Русская идея не может заключаться в отречении

от нашего крещения Русская идея, исторический долг России требует от нас

признания нашей неразрывной связи с вселенским семейством Христа"

Вот сформулированная в споре со Страховым национальная профамма Соловьева. "1.

Народность есть положительная сила, и всякий народ имеет право на независимое

(от других народов) существование и свободное развитие своих национальных

особенностей 2 Народность есть самый важный фактор природно-человеческой жизни,

и развитие национального самосознания есть великий успех в истории человечества"

утверждению себя за счет других народов В профамме Соловьева нет никакого

"преклонения перед Западом", он ценит и любит родное, русское, протестуя лишь

против национального эгоизма, который губителен, как любой другой.

Статья "Красота в природе" (1889) открывает новый период в творчестве Соловьева

В ней он рассматривает главные проблемы эстетики

"Красота спасет мир", - говорит он, приписывая афоризм Достоевскому Для

Соловьева красота - выражение "положительного всеединства", некая первосущность,

определяющая структуру бытия Философ определяет красоту как объективное

воплощение идеи организации

Принимая тезис об объективности прекрасного, Соловьев отверг, однако, мысль о

превосходстве природной красоты над той, что создает художник Красота природы,

отмечает Соловьев, воплощает идею лишь внешним, поверхностным образом, задача

искусства объективировать внутреннюю красоту Природа лишена нравственного

начала, искусство должно одухотворить природу

В начале 1880-х годов он познакомился с идеями Николая Федорова Преодоление

смерти, возвращение к жизни всех умерших, завоевание космоса для удовлетворения

их жизненных нужд - таковы главные пункты федоровского "общего дела"

Соловьев пишет Федорову, что "со времени появления христианства Ваш "проект"

есть первое движение христианства по пути Христову Я со своей стороны могу

только признать Вас своим учителем и отцом духовным"

Позднее Соловьев разошелся с Федоровым по двум положениям Во-первых, он считал

нецелесообразным возрождать человечество "на ступени каннибализма", то есть

возвращать жизнь тем, кто ее недостоин Во-вторых, Соловьев считал, что

воскрешение должно иметь "религиозный, а не научный характер" Соловьев

интерпретировал утопию Федорова как требование духовного обновления Именно о

духовном обновлении он и говорил в своей лекции, которая называлась "О причинах

упадка средневекового миросозерцания"

"Средневековым миросозерцанием" он назвал западный индивидуализм, сюда он отнес

идею "личного спасения" Спасаться надо не отдельными делами того или иного

человека, а одним общим делом объединенного человечества Соловьев призывал

осознать христианство как общее дело человечества Беда современной религии в

пренебрежении материальным началом Именно поэтому материальный прогресс - дело

вполне христианское - осуществлялся неверующими К верующим и неверующим обращает

Соловьев призыв осуществить свою солидарность с матерью-землею, спасти ее от

омертвения, чтобы спасти и себя от смерти

Лекция Соловьева вызвала скандал Либералы увидели в ней отречение от свободы

индивидуальности "Хочет спасать гуртом, не поодиночке, как доселе" - мнение

историка Ключевского Консерваторы толковали выступление Соловьева как глумление

над православием, требовали выслать философа за границу, началась травля в

Соловьев отбивался, как мог В работе "Смысл любви" (1892-1894) высокое духовное

чувство, объединяющее людей, предстает как вполне земное, телесное, порожденное

"матерью-землею"

Но эта внутренняя и внешняя духовность удивительным образом совмещались у него с

веселым нравом, с постоянной шутливостью, с любовью к

своим и чужим анекдотам, с шуточными произведениями, занимающими далеко не

последнее место в сборнике его стихотворений

Одевался он во что попало и по забывчивости даже выходил на улицу в красном

одеяле, которым укрывался ночью Философ часто имел при себе палку с оленьими

рогами, принадлежавшую раньше А К Толстому и подаренную Вл Соловьеву вдовой

поэта С А Толстой От него всегда пахло скипидаром, так как это был его любимый

запах Он не любил и не знал изобразительных искусств, музыки и театра, но зато

страстно любил стихи Кроме того, он любил шахматы

О знаменитом соловьевском смехе рассуждали многие С М Соловьев дает даже нечто

вроде приблизительной общей формулы этого смеха "Много писали о смехе Вл

Соловьева Некоторые находили в этом смехе что-то истерическое, жуткое,

надорванное Это неверно Смех В С был или здоровый олимпийский хохот неистового

младенца, или мефистофелевский смешок хе-хе, или и то и другое вместе"

Безалаберность и странничество - типичные черты Вл Соловьева Но отношение Вл

Соловьева к людям было теплое и сострадательное

Соловьев опять влюблен Опять замужняя женщина с детьми Опять София - Софья

Михайловна Мартынова Он познакомился с ней в конце 1891 года В том же году в его

жизни происходит еще одно значительное событие он становится редактором

философского раздела энциклопедии Брокгауза-Ефрона Среди множества написанных

для энциклопедии статей есть и "Любовь" В этой статье Соловьев определяет любовь

как "влечение одушевленного существа к другому для соединения с ним и взаимного

восполнения жизни" Из обоюдности отношений он выводит три вида любви Во-первых,

нисходящая любовь, которая дает больше, нежели получает Во-вторых, восходящая

любовь, когда получают больше, чем дают В-третьих, когда то и другое

уравновешено

В первом случае - это родительская любовь, она основана на жалости и

сострадании, включает в себя заботу сильных о слабых, старших о младших,

перерастая родственные отношения, она создает отечество Второй случай - любовь

детей к родителям, она покоится на чувстве благодарности и благоговения, за

пределами семьи она рождает представление о духовных ценностях, Боге, религии

Полнота жизненной взаимности достигается в половой любви, эмоциональную основу

этого третьего вида любви создают жалость и благоговение в соединении с чувством

Смысл любви - создание нового человека Это следует понимать и в переносном

смысле - как рождение нового духовного облика, и в прямом - как продолжение

человеческого рода Любовь выступает как фактор, преобразующий Вселенную

Вторую половину 1893 года Соловьев проводит за границей - Швеция, Шотландия,

Франция Вернувшись на родину, приступает к созданию главного своего труда -

"Оправдание добра" Взгляд на структуру философии оста ется прежним - этика,

гносеология, эстетика, но исходные принципы претерпели изменения За

"Оправданием добра" должен был последовать остав шийся ненаписанным труд

"Оправдание истины" (три фрагмента, объединенные общим заголовком "Теоретическая

философия" - заготовки этого тру

да) Есть свидетельства, что Соловьев думал о создании "Оправдания красоты", но

здесь не было и заготовок

Чувство стыда отличает человека от животных, говорит Соловьев в "Оправдании

добра" Стыд, жалость, благоговение - вот три элементарных переживания, из

которых возникает нравственность Из этих трех переживаний выводит Соловьев все

богатство духовной жизни человека

В работе "Жизненная драма Платона" (1898) философ возвращается к теме любви Он

видит у любви пять возможных путей - два ложных и три истинных Первый путь любви

- "адский" Соловьев не хочет о нем говорить (подразумевается, видимо,

мастурбация, которая в те годы считалась губительной для организма) Второй

ложный путь - животный, неразборчивое удовлетворение полового влечения Третий

путь (первый из истинных) - брак, человек в нем "бракует свою непосредственную

животность и принимает, берет норму разума Без этого великого учреждения, как

без хлеба и вина, без огня, без философии, человечество могло бы, конечно,

существовать, но недостойным человека образом - обычаем звериным" Четвертый путь

Аскетизм, умерщвление плоти, ангельское бытие Но ангел с христианской точки

зрения ниже человека, поэтому монашество, хотя и подвиг, но не высший для

человека Пятый, высший путь любви - божественная любовь, когда на первом плане

предстает не пол человека, не его половина, а целостный человек, в соединении

мужского и женского начала Человек становится в этом случае "сверхчеловеком",

"богочеловеком", именно здесь решается главная задача любви - увековечить

любимое, спасти от смерти и тлена

Об этом виде любви Соловьев говорит в другой работе ("Россия и вселенская

церковь", 1890), что это та сила, которая выводит нас внутренне из границ нашего

данного существования "Эта любовь низводит благодать Божию на земную природу и

празднует победу не только над нравственным злом, но и над его физическими

последствиями - болезнью и смертью"

Работа "Идея сверхчеловека" (1899) переводит разговор из области высшей любви в

естественнонаучную сферу

Первое, что сделает человека сверхчеловеком, - победа над смертью Соловьев ждет

от науки индивидуального бессмертия Философия любви перерастает здесь в

философию беспредельного прогресса человечества

В "Краткой повести об Антихристе", венчающей его последнее крупное произведение

"Три разговора" (1900), Соловьев обстоятельно, языком газетного репортажа

повествует о завоевании Европы желтой расой Россия при этом гибнет, но раз и

навсегда Европа освобождается от нового монгольского нашествия уже без участия

русских Возникает мировая империя во главе с Антихристом и со столицей в

Иерусалиме Последний акт мировой трагедии - столкновение разноплеменного

языческого войска Антихриста с армией Израиля Первоначально израильтяне

поддерживали Антихриста, полагая, что он стремится установить их мировое

владычество, но случайно узнав, что он не обрезан, взбунтовались против него

Войско Антихриста проваливается в тартарары, а иудеям является распятый Христос

"в царском одеянии", и они братаются с христианами Мертвые воскресают и

воцаряются с Христом на тысячу лет

Во всей этой истории есть элемент иронии (и даже пародии) Соловьев

выступает против всех видов мессианства Причем главный объект критики -

толстовство, толстовское учение о непротивлении злу насилием

И все же предчувствие катастрофы не покидало мыслителя После "Трех разговоров"

посмертно вышла небольшая заметка "По поводу последних событий" - своего рода

духовное завещание философа "Историческая драма сыграна, и остался еще один

эпилог, который, впрочем, как у Ибсена может растянуться на пять актов Но

В 1896 году умер муж Софьи Петровны Хитрово Соловьев, переживший перед этим

увлечение С М Мартыновой, сохранил теплое чувство и к Софье Петровне Он сделал

ей предложение, но получил отказ Они остались друзьями, и Соловьев, не

изменивший своим бродячим привычкам, часто гостил в

ее имении

Весной 1898 года Соловьев неожиданно отправляется в Египет Его путь лежит через

Константинополь В море его мучают галлюцинации Войдя однажды в каюту, Соловьев

увидел мохнатое чудовище Дело было на Пасху, и Соловьев решительно заявил

дьяволу "А ты знаешь, что Христос воскрес"?" С криком "Воскрес-то он воскрес, а

тебя я все-таки доканаю", черт бросился на Соловьева Философа нашли без чувств

на полу каюты В Петербурге ему пришлось обратиться к психиатру

Соловьев планировал из Египта поехать в Палестину Денег, однако, не хватило

следующего года он побывал на Ривьере, затем в Швейцарии Некоторое время прожив

в Петербурге, Соловьев приезжает в Москву Осенью возвращается в Петербург

Здоровье его слабеет, он часто прибегает к алкоголю, чтобы как-то взбодрить себя

Работает по-прежнему много Будучи не в силах отвечать на поступающую к нему

корреспонденцию, он просит через газету "Новое время" понять и пощадить его

Одновременно сообщает о своих планах "1) перевод Платона с этюдами о нем, 2)

теоретическая философия, 3) эстетика, 4) эстетический разбор Пушкина, 5)

библейская философия с переводом и толкованием Библии"

За немногими исключениями (Платон, статья о Пушкине) планы остались

невыполненными Лето 1900 года застало его в имении С П Хитрово Пус-тынька В июне

он уже был в Москве, намереваясь затем посетить сестру в Калужской губернии и

друга в Тамбовской В Москве ему стало плохо, с трудом добрался он до имения

князя Е Н Трубецкого Узкое Здесь, проболев две недели (диагноз - полнейшее

1900 года Похоронили его на кладбище Новодевичьего монастыря рядом с могилой

( - ), крупнейший русский религиозный философ, поэт, публицист.

Дед его по отцу был священник. Соловьев рассказывал С. М. Мартыновой, что перед смертью дед ввел его в алтарь и перед престолом благословил на служение церкви.

Детство. Первое явление Софии

"...Лампадки перед иконами; строгое исполнение обрядов; посещение церкви по воскресеньям; чтение Житий Святых; русские стихи и сказки – таковы ранние впечатления его детства.<...> Начитавшись Житий Святых, мальчик воображал себя аскетом в пустыне, ночью сбрасывал с себя одеяло и мерз «во славу Божию» ", - так описывает К.В. Мочульский религиозную жизнь в семье С.М. Соловьева.

Учеба в гимназии. Религиозный кризис

год - поступает в 5-ю московскую гимназию.

В 13 лет он признается Н. И. Карееву , что не верит больше в мощи. В 14 лет перестает ходить в церковь; в течение четырех лет предается самому крайнему отрицанию, самому яростному атеизму. Он писал впоследствии (в 1896 году): «Будучи с детства занят религиозными предметами, я в возрасте от 14 до 18 лет прошел через различные фазы теоретического и практического отрицания ».

Студенческие годы. Философские искания. Религиозное обращение

По окончании с золотой медалью гимназии в Соловьев поступил на физико-математический факультет Московского университета, по отделению естественных наук.

На лекции он ходил редко и связи со студентами не поддерживал. «Соловьев как студент не существовал, – вспоминал впоследствии его сокурсник Н. И. Кареев, – и товарищей по университету у него не было ».

В это же время он познакомился со страстным спиритом А. Н. Аксаковым и на некоторое время превратился в «пишущего медиума». Впоследствии он увлекся оккультизмом и теософией .

К 16-ти годам он уже начинает понимать несостоятельность материализма и ищет более цельного мировоззрения. В его философском развитии решающая роль принадлежит Спинозе .

Молодой философ окончательно освобождается от догматизма и через кантовскую гносеологию приходит к заключению, что знание не противоречит вере и что наука совместима с религией. Изучение Канта было для Соловьева школой философской дисциплины мысли, но теория познания, формально разрешив ему искать Бога, не могла этих исканий удовлетворить. Бог Канта был не живым Богом, а отвлеченным понятием, «постулатом практического разума». И Соловьев стремительно «влюбился» в Шопенгауэра . У него он нашел, по словам Лопатина, "удовлетворение никогда не умолкавшей в нем религиозной потребности, религиозное понимание и религиозное отношение к жизни". Шопенгауэр открыл ему глаза: эта правда – нирвана . На некоторое время Соловьев становится буддистом и со страстью отдается изучению восточных религий.

Затем новые искания. Соловьев изучает системы немецких идеалистов: Фихте , Шеллинга , Гегеля . Гегелем он был отравлен на всю жизнь, сам не замечая этого .

Наконец, Соловьев знакомится с позитивизмом Огюста Конта . В нем видит он завершение всей западной философии. Отказ от познания сущности бытия, ограничение области знания миром явлений, – вот чем, по его мнению, заканчивается многовековое развитие европейской мысли.

Занятия естествознанием и философией приводят Соловьева к пессимистическому выводу: ни опытное знание, ни отвлеченная мысль не способны удовлетворить метафизическим запросам человеческого духа.

Он пришел к сознанию, что "истинная жизнь" открывается в христианстве и стал "пламенно-верующим христианином".

Этот внутренний перелом выразился в том, что в году, с 3-го курса физико-математического факультета, он перешел в вольнослушающие историко-филологического факультета и в июне года сдает кандидатский экзамен.

И снова Соловьев-христианин идет по пути, ведущему к прелести . В мае года он едет в Харьков и в вагоне случайно знакомится с молодой дамой, испытывает вспышку страсти, а затем мистический опыт ("теперь только я понял, что есть Бог в человеке" ).

"Несчастный юноша Соловьев! - восклицает проф. И.М. Андреев - Никто не сказал ему, что за поэтической, благоуханной и лучезарной романтической эротикой скрывался темный и смрадный лик сатаны! " И добавляет: "Соловьев, став христианином, не пришел в Православную Церковь ".

Душевная борьба, происходившая в это время в Соловьеве, отражалась и на его физическом состоянии. Он жалуется в письмах на "невралгическое расстройство", избегает общества, ведет «отшельническую жизнь»: мало посещает лекции; работает, запершись у себя в монастырской гостинице. Для «понимания» христианства ему необходимо было изучить историю древних религий, восточных и западных отцов церкви.

В предисловии автор определяет свое понимание «отвлеченных начал»: «Это суть частные идеи (особые стороны и элементы всеединой идеи), которые, будучи отвлекаемы от целого и утверждаемы в своей исключительности, теряют свой истинный характер и повергают мир человеческий в то состояние умственного разлада, в котором он доселе находится ». Этим "отвлеченным началам" Соловьев противополагал идею "положительного всеединства" в жизни, знании и творчестве.

После получения докторской степени Соловьев читал лекции в Петербургском Университете и на Бестужевских курсах в качестве приват-доцента.

Перелом в жизни: речь о смертной казни

После убийства Александра II (1 марта года) Соловьев произнес речь на Высших женских курсах (13 марта), которую закончил решительным осуждением русского революционного движения. «Если человеку, – закончил он речь, – не суждено возвратиться в зверское состояние, то революция, основанная на насилии, лишена будущности ».

26 и 28 марта Соловьев прочитал две лекции в зале Кредитного общества. Вторая – на тему: «Критика современного просвещения и кризис мирового процесса» – сыграла решающую роль в его судьбе. В ней Соловьев высказал мысль, что император должен проникнуться христианским началом жалости к безумным злодеям и простить их.

После прочтения лекции петербургский градоначальник хотел сурово его наказать. Министр внутренних дел - М. Т. Лорис-Меликов написал Александру III докладную записку, в которой указывал на нецелесообразность наказания Владимира Соловьева ввиду его всем известной глубокой религиозности и ввиду того, что он сын крупнейшего русского историка, бывшего ректора Московского университета. Александр III счел Владимира Соловьева «чистейшим психопатом», удивляясь, откуда у "милейшего" его отца, С. М. Соловьева, такой сын, которого К. П. Победоносцев именовал "безумным". И дело осталось без серьезных последствий.

В 1885 году Соловьев переписывается с католическим епископом Штросмайером, который "благословляет" его на служение делу "соединения Церквей". "От этого соединения, -пишет Соловьев, - зависят судьбы России, славянства и всего мира ". Он считает, что хранительницей Вселенской идеи является именно католическая церковь .

Воспоминания современников, характеристики

"Соловьев был необычайно сложной и богатой натурой; он шел по разным путям со свободой, часто граничившей с своеволием, постоянно менялся, то медленно, то резко и неожиданно. Казалось, что его подлинное лицо никогда и ни для кого не открыто. <...> ...Дисгармония идет из глубины, она была в самой натуре Соловьева, во всем его творчестве, терзала его всю жизнь. Он не умел найти настоящего языка для своего мистического опыта, так как до конца жизни не доверял ему. "

Соловьев Сергей Михайлович (1820- 1879), историк.

Родился 17 мая 1820 г. в Москве в семье священника. В 1838-1842 гг. учился на философском факультете Московского университета.

В 1842- 1844 гг. Соловьёв в качестве учителей детей графа А. Г. Строганова побывал в Европе, где слушал лекции в университетах Берлина, Парижа и Гейдельберга. В юности он был славянофилом, потом примкнул к западникам.

В 1845 г. после защиты магистерской диссертации «Об отношении Новгорода к московским великим князьям» Соловьёв получил в Московском университете кафедру русской истории.

В 1847 г. он защитил докторскую диссертацию «История отношений между русскими князьями Рюрикова дома». В 1864-1870 гг. занимал должность декана историко-филологического факультета, в 1871- 1877 гг. был ректором Московского университета. С 1872 г. - член Петербургской академии наук.

Соловьёв оставил богатое научное наследие. Главный его труд - «История России с древнейших времён» в-29 томах (1851-1879 гг.; последний том вышел посмертно). Учёный опирался на богатый фактический материал, при этом не просто излагал события, но стремился объяснить закономерности исторического процесса, сущность которого видел в прогрессе общества и взаимосвязи развития разных стран. История России в понимании Соловьёва - это история государственности. Основное содержание перемен состоит в перерастании родового быта в государственный. Историк рассматривал прежде всего ход внутреннего развития страны (политические события, колонизация новых территорий, возникновение городов, изменение характера власти князей и т. д.). Государство и народ, по его мнению, нельзя разделить, поскольку государство есть сам народ в его развитии, личность испытывает влияние своего народа и времени. Великие личности понимают и удовлетворяют народные потребности, обеспечивая тем самым развитие своего государства.

Влади́мир Серге́евич Соловьёв - русский религиозный мыслитель, мистик поэт, публицист, литературный критик; почётный академик Императорской Академии наук по разряду изящной словесности (1900). Стоял у истоков русского «духовного возрождения» начала ХХ века. Оказал влияние на религиозную философию Н.А. Бердяева, С.Н. Булгакова, С.Н. и Е.Н. Трубецких, П.А. Флоренского, С.Л. Франка, а также на творчество поэтов-символистов - А.Белого, А.Блока и др.

Владимир Сергеевич Соловьёв родился в семье известного русского историка Сергея Михайловича Соловьева (1820-1879). Род Владимира Соловьёва ещё в пятом-шестом колене принадлежал к среде великорусского крестьянства, но затем перешёл в духовное сословие. Отец философа, однако, не продолжил линию отцов, обратившись к научной деятельности. Собственным неустанным трудом он шаг за шагом завоевал место в обществе, но, опровергая авторитет Карамзина, постоянно оставался чужим в дворянской среде профессорских кругов. В семье он отличался строгостью и непререкаемым авторитетом.
Со стороны матери, Поликсены Владимировны, Владимир Соловьёв принадлежал к украинско-польской дворянской семье Романовых. Двоюродным прадедом Соловьёва с материнской стороны был известный украинский философ XVIII века Г. С. Сковорода (1722-1794).
Среднее образование Соловьёв получил в московской 5-й гимназии (ныне московская школа № 91), в которую поступил в 1864 году, а высшее образование - в Московском университете, в который поступил в 1869 году и окончил в 1873 году.
Владимир Соловьёв был «бездомный» человек, без семьи, без определенных занятий. Человек он был экспансивный, восторженный, порывистый и жил большей частью в имениях своих друзей или за границей. К концу 1890-х годов здоровье его стало заметно ухудшаться, он стал чувствовать неимоверную физическую слабость. Будучи в Москве летом 1900 года, он 15 июля уже тяжело больным поехал праздновать свои именины в подмосковное имение Узкое (ныне в черте Москвы, Профсоюзная ул., 123а), принадлежавшее тогда Московскому губернскому предводителю дворянства князю Петру Николаевичу Трубецкому, в котором тогда жил со своей семьей друг и ученик Владимира Соловьёва, известный профессор Московского университета Сергей Николаевич Трубецкой, являвшийся единокровным братом владельца имения. В. С. Соловьев после двухнедельной болезни скончался в Узком в кабинете П. Н. Трубецкого 31 июля (13 августа по новому стилю) 1900 года вследствие артериосклероза, болезни почек и общего истощения организма. Похоронен он был на Новодевичьем кладбище, вблизи могилы своего отца.
Основной идеей его религиозной философии была идея Софии - Душа Мира. Речь идёт о мистическом космическом существе, объединяющем Бога с земным миром. София представляет собой вечную женственность в Боге и, одновременно, замысел Бога о мире. Этот образ встречается в Библии, но Соловьёву он был открыт в мистическом видении. Реализация Софии возможна трояким способом: в теософии формируется представление о ней, в теургии она обретается, а в теократии она воплощается.
Теософия - дословно Божественная мудрость. Она представляет собой синтез научных открытий и откровений христианской религии в рамках цельного знания. Вера не противоречит разуму, а дополняет его. Соловьёв признает идею эволюции, но считает её попыткой преодоления грехопадения через прорыв к Богу. Эволюция проходит пять этапов или «царств»: минеральное, растительное, животное, человеческое и божье.
Теургия - дословно боготворчество. Соловьёв решительно выступал против моральной нейтральности науки. Теургия - это очистительная практика, без которой невозможно обретение истины. В её основе лежит культивирование христианской любви как отречение от самоутверждения ради единства с другими.
Теократия - дословно власть Бога, то, что Чаадаев называл совершенным строем. В основе подобного государства должны лежать духовные принципы, и оно должно иметь не национальный, а вселенский характер. По мысли Соловьёва, первым шагом к теократии должно было послужить объединение русской монархии с католической церковью.
В 1880-е годы Владимир Соловьев написал и опубликовал ряд работ, в которых пропагандировал идею воссоединения Западной и Восточной Церквей под главенством Римского Папы, за что подвергся критике славянофилов и консерваторов. Важнейшая из них - Россия и Вселенская Церковь, 1889, Париж
Владимир Соловьёв - один из самых заметных русских поэтов 1880-1890-х годов, автор проникнутой его взглядами философской лирики («Всё, кружась, исчезает во мгле // Неподвижно лишь солнце Любви», «Милый друг, иль ты не видишь, // Что всё видимое нами // Только отблеск, только тени // От незримого очами?», «Панмонголизм! хоть имя дико, // но мне ласкает слух оно…»), поэмы «Три свидания». Считается одним из предтеч русского символизма 1900-х годов, во многом на него ориентировались Александр Блок и Вячеслав Иванов. Интересно, что когда в 1894-1895 Валерий Брюсов выступил со сборниками «Русские символисты», Соловьёв выступил со злыми и меткими пародиями на их стиль. Чувство юмора и сатиры вообще развито в поэзии Соловьёва, проникая даже в «Три свидания»; он автор многочисленных эпиграмм и шуточных пьес. С молодости он занимался сочинением абсурдных стихотворений вместе со своим другом художником Ф. Л. Соллогубом.

Великий русский философ Владимир Сергеевич Соловьев родился в Москве в 1853 г. в большой семье. Отцом его был известный историк С. М. Соловьев , и Владимир рос в атмосфере Московского университета. Он принадлежал к тому слою московского общества, который включал цвет культурного дворянства и высшей интеллигенции. Соловьев рано присоединился к группе очень талантливых юмористов, которые называли себя кружком шекспиристов и развлекались сочинением забавных стишков и постановкой пародийных пьес. Самым ярким из них был граф Федор Соллогуб, лучший русский поэт-абсурдист после Козьмы Пруткова . Соловьев всю жизнь был приверженцем этого искусства.

Владимир Соловьёв

Но и в науке его успехи были блистательны. Уже в 1875 г. он опубликовал свою диссертацию Кризис западной философии , направленную против позитивизма . В том же году он поехал в Лондон, где не выходил из Британского музея, изучая мистическое ученье о Софии Премудрости Божией. Там в читальном зале ему было видение, и он получил мистическое повеление немедленно ехать в Египет. В пустыне около Каира ему явилось его самое важное и полное видение – образ Софии. Путешествие в пустыню сопровождалось забавными происшествиями с арабами. Характерно для Соловьева, что в юмористической поэме Три свидания , написанной через двадцать лет, глубоко лиричное и эзотерическое описание видений (включая раннее, 1862 г.) сопровождается стихами в духе Беппо или Дон Жуана .

Философия всеединства Владимира Соловьева

По возвращении в Россию Соловьев получил место приват-доцента философии сначала в Москве, потом в Петербурге. Но его университетская карьера была короткой: в марте 1881 г. он произнес речь против смертной казни, в которой старался убедить нового императора Александра III не казнить убийц отца . Он мотивировал это тем, что, пойдя «вопреки всем расчетам и соображениям земной мудрости, Царь станет на высоту сверхчеловеческую и самим делом покажет божественное происхождение Царской власти». Несмотря на такую мотивировку, Соловьеву пришлось уйти из университета.

В восьмидесятых годах Соловьев разрабатывал идею вселенской теократии, подводившей его все ближе и ближе к папскому Риму. Он поехал в Загреб и сблизился с католическим епископом Штросмайером, когда-то в 1870 г. протестовавшим против постулата папской непогрешимости , но к этому времени уже послушным слугой Ватикана. Работы Соловьева этого периода собраны во французской книге La Russie et l’Eglise Universelle (1889); тут он занимает крайне проримскую позицию, защищая и непогрешимость папы, и Непорочное Зачатие, изображая папство как единственный бастион истинного православия на протяжении веков и отвергая русскую Церковь за то, что она подчиняется государству. Такая книга не могла появиться в России, но за границей она стала сенсацией. Однако Соловьев так и не сделался католиком и определение «новый русский человек», данное ему французским иезуитом д’Эрбини (в книге Un Newman Russe ), совершенно неверно. Книга La Russie et l’Eglise Universelle явилась кульминацией проримских настроений Соловьева. Они скоро пошли на убыль, и в своей последней работе Соловьев обрисовал окончательное единение христианских церквей как союз между тремя равными церквами – православной, католической и протестантской, – где римский папа всего лишь primus inter pares (первый среди равных).

В конце восьмидесятых и в девяностых годах Соловьев вел энергичную борьбу против националистической политики правительства Александра III. Эти статьи очень подняли его репутацию в либеральных сферах. При этом его мистическая жизнь продолжалась, хотя видения Софии после Египта прекратились. В девяностых годах мистицизм Соловьева стал менее ортодоксальным и принял форму странного «мистического романа» с финским озером Сайма, обильно отразившегося в его поэзии. Знавал он и дьявольские посещения: есть рассказ о том, как на него напал дьявол в обличьи косматого зверя. Соловьев пытался изгнать его, говоря, что Христос воскрес. Дьявол отвечал: «Христос может воскресать сколько угодно, но ты будешь моей жертвой». Утром Соловьева нашли лежащим на полу без сознанья. В последний год своей жизни Соловьев вступил в переписку с провинциальной газетчицей Анной Шмидт, которая уверовала, что она и есть воплощение Софии, а Соловьев – воплощение личности Христа. Ответы Соловьева были внешне юмористичны, а по сути сочувственны – он принимал ее поклонение.

Три мистических свидания Владимира Соловьева

Но его мистическая жизнь была мало известна его современникам. Его знали только как философа-идеалиста и либерального полемиста. Последнее настолько подняло его в глазах интеллигенции , что радикальные издатели энциклопедического словаря Брокгауза-Ефрона пригласили его редактировать философский отдел, который тем самым стал вестись в духе, противоположном агностицизму и материализму. У Соловьева было много преданных последователей, развивавших его философские взгляды. Первыми из них были братья-князья Сергей и Евгений Трубецкие.

В 1900 г. Соловьев опубликовал свое последнее и с литературной точки самое важное сочинение – Три разговора о войне, прогрессе и конце всемирной истории , с приложением повести об Антихристе. Разговоры были немедленно признаны шедеврами, но Повесть об Антихристе вызвала некоторое недоумение своей странно-конкретной верой в этого персонажа. Соловьев к тому времени был изможден слишком напряженной умственной, духовной и мистической жизнью. Он поехал отдыхать в подмосковное поместье Трубецких, Узкое. Там 31 июля 1900 г. он умер от общего истощения.



error: Content is protected !!