Мера превыше всего. Цель и смысл жизни

Цивилизации закончится", но обосновывал это тем, что человечество не может покинуть Землю. Однако, как он ошибался, по крайней мере , в аргументации! А ведь кроме выхода в космос еще есть путь в микромир, который, вероятно, неисчерпаем в глубину... если уж так хочется иметь помидоры на сосне. Таким образом, цикличность отчасти не исключена, но, скорее всего , ее придется поддерживать искусственно. Начав когда-то свою деятельность, разум вынужден поддерживать прежние природные достижения. Бездействие...

https://www..html

«Моя милиция - меня бережет»….Давно канула в лету эта, известная с так называемых «застойных» времен, пословица. Вернее будет сказать – «Моя милиция – себя бережет» . И наша сегодняшняя жизнь все чаше убеждает в том, что люди в форме и с оружием уже не очень то и похожи на тех хранителей покоя и безопасности граждан, какими были небезизвестные Дядя Степа и Анискин. Не стоит повторяться, и так регулярно в средствах массовой информации выявляются факты милицейского беспредела. В истории, ...

https://www..html

Останавливать мор, улучшать плодородие почвы, но главное их дело - смывать пелену иллюзий. Но все упиралось в их чувство меры и правомочности. Иногда мудрость подменяется мудрствованием Майи. Мы медленно и благоговейно вошли в храм. Я оглянулся – девушки уже не... камень они унесли с собой. Они хотели обменять кристалл на бумажки, которые они называли деньгами, которые они ценили превыше всего . Ребенок играл на полу с юлой. Он смотрел и смеялся. Ребенок смотрел и не удивлялся тому, что разноцветная...

https://www..html

... МЕРЫ ,.. - числовые и прочие,.. - ОРУЖИЕМ установил себе,.. - против Планеты... «Покоряя» ее,.. изымая из недр ее ВСЕ полезное... Необходимое,.. однако, и самой планете... Мерность твоя, всегда и повсюду потребительская,.. препятствует зарождению в душе каждой истинной Духовности!.. В давно обыденной практике землян: ...то, что измерено и отмерено,.. - одухотворению уже не подлежит. КОЛИЧЕСТВО,.. - превыше всего ... Прибыли, наживы,.. и войны,.. - превыше всего земного, в сознании... СИЛА Мерности...

https://www..html

Карлос Кастанеда

Сквозь пространство, в бесконечность. *** Когда человек выбирает путь воина, он становится полностью бодрствующим, в полной мере осознавая, что обычная жизнь навсегда оставлена позади. Средства обычного мира больше не являются для него щитами, ... пять перепелов, а одного. Не калечить растения лишь для того, чтобы сделать жаровню. Не подставляться без необходимости силе ветра. И, превыше всего , - ни в коем случае не истощать себя и других. Не пользоваться людьми, не выжимать из них все до последней...

https://www..html

Моя жизнь. Часть 141. У тети Ани

Среди этих людей и благодаря им было терпимо, возможно, не мешало исполнять впоследствии и возложенное на меня Богом, дабы все оказались в свою меру терпеливы, понятливы и больше отдавали, зная и не зная о том, и чтобы я им отдавала, зная и не зная о том, кто... да привозными продуктами, да речушкой, да стариками, да пьяными разгулами, ибо водка, да самогон здесь почитались превыше всего . Дети подрастали один за другим, в крайней нужде, почти без родительского досмотра, смотря друг друга, как...

https://www..html

Новый ковчег вводный курс колонизатора планет

Многие верят. А ведь это “квота” чуть ли не на страну средних размеров. Но и этот инструмент не вечен… По мере того, как у местных жителей складывается “картинка мира” – все сложнее придумывать очередные “затонувшие” континенты… Питер: И что... ” - все довольно примитивно было сделано. Это конечно, затратное дело – планету “скрытой” держать. Но раз решили – “безопасность превыше всего ” , значит пусть будет так… Питер: Но ведь это все, только в части отраженных сигналов, саму планету – то не...

Цель и смысл жизни

Известный историк древней философии Бернет считал подлинным только произведение Демокрита «Об евтимии», что дословно означает «О хорошем состоянии духа». Таким «хорошим» состоянием Демокрит считал спокойное, ровное настроение, которое устанавливается вследствие равномерного движения атомов человеческой души. Поэтому мы и переводим название: «О ровном настроении духа» (13, CXV). Достижение его, по Демокриту, - счастье и благо, и в этом цель жизни. По Диогену Лаэрцию, ровное настроение духа - «это такое состояние, при котором душа пребывает в спокойствии и равновесии, не волнуемая никакими страхами, суевериями или другими переживаниями. Он (Демокрит ) называет такое состояние euesto и многими другими именами» (там же, 735). По Демокриту, пишет Цицерон, «спокойствие души и есть самая счастливая жизнь». «Если даже он считал, что счастливая жизнь - в (самом) познании, то, однако, хотел, чтобы из исследования природы вытекало благо для души; поэтому он называет высшее благо eutumia, часто atambia, т. е. душой, свободной от страха» (там же, 741).

Здесь почти все было ново, начиная с самого слова «евтимия». Счастье человека, по Демокриту, не зависело от счастливого стечения обстоятельств (tyche) и богини Тюхе (отсюда происходило название счастья «eutychie»). Оно не зависело и от прихоти божества - демона (откуда происходило слово «eudemonie»). Оно не означало также счастья от богатства и наслаждений, т. е. не означало и гедонизма, который впоследствии был представлен основателем школы киренаиков Аристиппом. «...Благое состояние духа... не тождественно наслаждению, как, превратно поняв, воспринимали некоторые» (там же, 735). «Тот, кто с радостью в душе устремляется к делам справедливым и законным, тот радуется и во сне и наяву, здоров и беззаботен; тот же, кто пренебрегает справедливостью и не делает того, что нужно, когда вспомнит об этом, испытывает неприятности, страх и бранит самого себя» (там же, 740).

Ф. Энгельс в своей книге «Людвиг Фейербах и конец немецкой классической философии» пишет о том, как обыватель, филистер обычно понимает материализм: это «обжорство, пьянство, похоть, плотские наслаждения и тщеславие, корыстолюбие, скупость, алчность, погоня за барышом и биржевые плутни, короче - все те грязные пороки, которым он сам предается втайне» (2, 21 , 290). Такие обвинения часто адресовались и Демокриту и еще больше - его продолжателю Эпикуру из-за того, что этика Демокрита была материалистична и глубоко отлична от религиозно-идеалистической этики Сократа - Платона (а затем - христианства). Демокрит видел источник морали не в «божественном голосе», как Сократ, не в «идее добра», как Платон, не в велениях богов, а в земной жизни людей. Нужда научила людей общаться друг с другом и способствовала организации их чувств, ума и души, которые состоят из атомов, смешанных в определенной пропорции (см. 13, 460). Так свидетельствует Феофаст, и это согласуется с этическими фрагментами о душевном покое, который зависит от «равновесия души» (см. там же, 735; 737; 739). Цель жизни, по Демокриту, - счастье, но оно ни в коем случае не сводится к телесным наслаждениям и узкому себялюбию, которые до сих пор приписывают его этике идеалисты всех мастей (см. там же, 776-790).

«Евтимия» у Демокрита включает удовольствие. Демокрит признавал человека природным существом с естественным стремлением к удовольствию и естественным инстинктом, который велит ему избегать неудовольствий и огорчений. Этот человек имеет право на счастье. Но чувства удовольствия и неудовольствия, согласно Демокриту, - это «граница между тем, что родственно нашему духу и неродственно» (там же, 734), это как бы сигналы, которые указывают человеку, к чему надо стремиться, а чего избегать для достижения нормального и радостного состояния души. Счастье - именно в этом состоянии: это не только евтимия, но и евесто (внутренняя устойчивость), а также гармония, размеренность (симметрия) и атараксия (безмятежность, которая, однако, у Демокрита не означала бездеятельности), и атамбия (неустрашимость). И здесь, в этике, так же как в теории познания, чувства являются источником сведений о добре и зле, но решает разум. Именно разум помогает человеку соблюсти важнейшее условие счастья - меру.

Понятие меры, которое было органически связано с понятиями порядка, ритма и гармонии, было традиционным в древнегреческой философии (см. 44, 35-43). Оно применялось философами как в учении о бытии, так и в объяснении внутреннего мира человека. Соблюдение меры было важной нормой морального кодекса Гесиода. Понятие меры роднило философию Гераклита и пифагорейцев; у последних оно было развито как числовая категория. Наконец, оно играло важную роль и в современной Демокриту медицине. Из понятия меры, упорядоченности всех желаний человека, что считалось залогом красоты и добра, вырастал идеал гармонического человека, который нашел свое яркое выражение в греческом искусстве.

Требование соблюдать чувство меры звучит в старом греческом изречении, приписываемом еще семи мудрецам, в частности реформатору Солону: «Meden agan!» - «Ничего слишком!», т. е. ничего сверх меры. У Демокрита это стало целым учением, сочетающим атомистическую теорию и этику.

Атом невидим, ибо он слишком мал. Сущность и качества вещи зависят от того, какая форма, расположение и порядок атомов в ней преобладают; мера пройдена - и вещь превращается в другую. Жизнь животного и человека зависит от равновесия вдыхаемых и выдыхаемых атомов огня; пройдена мера тех, которые человек может удержать - и человек умирает. Сама жизнь зависит от меры концентрации огненных атомов в веществе. А мера в образе жизни человека является условием его здоровья и счастья.

Приведем ряд фрагментов по изданию С. Я. Лурье (13): «Если превысить меру, то и самое приятное станет самым неприятным» (753). «Неразумные наслаждения порождают огорчения» (755, ср. 34 и 750). «Радости доставляют наибольшее удовольствие, если они редки» (757). «У людей с уравновешенным характером и жизнь упорядочена» (752, ср. 739).

«Желать чрезмерного подобает ребенку, а не мужу» (754). «Прекрасна во всем середина: мне не по душе ни избыток, ни недостаток» (749, ср. 748; 750-761). Распознает же меру и регулирует «мудрость» человека его разум. Вот что еще сказал Демокрит: «Мудрец - мера всех существующих вещей. При помощи чувств он - мера чувственно воспринимаемых вещей, а при помощи разума - мера умопостигаемых вещей» (97).

Человек должен быть также в меру деятельным как в личных, так и в общественных делах; ничего хорошего не получится ни для него, ни для других, если он будет брать на себя то, что сверх его сил и природных способностей; не надо принимать и слишком много благ и богатств, если судьба их пошлет, ибо это может привести к огорчениям, т. е. злу (см. 13, 737; 738; 750). «Как нужда, так и изобилие склонны к изменениям и вызывают большие душевные волнения. А души, волнуемые большими переменами, не могут быть ни уравновешенными, ни благорасположенными» (там же, 739). Демокрит требовал воздержанности и умеренности во всех сферах личной жизни, ибо «мужествен... тот, кто сильнее... своих страстей» (13, 706).

Люди, предающиеся излишним наслаждениям, не соблюдающие меры, квалифицируются Демокритом как глупцы и неразумные, которые сами виноваты в своих бедах и не могут принести счастья себе и другим (см. 13, 799; 798).

Совет быть умеренным в делах вызывал неодобрение и превратные толкования у многих как античных, так и современных авторов. Однако же совет Демокрита был практически разумен и направлен, с одной стороны, против жадности и стяжательства дельцов, ставящих свои частные интересы превыше всего; а с другой стороны, - против амбиции деятелей и демагогов, которые брали на себя многое «сверх своих способностей», что приводило их к провалам и поражениям. Он свидетельствовал также о том, что у Демокрита не было «культа государства», который, по Марксу, был «истинной религией» древних (2, 7, 99); к законам полиса, как к установленным людьми, он относился положительно, но критически.

Имя Демокрита было известно в средние века на Арабском Востоке. В книге мусульманского теолога и философа XII в. Мухаммеда аш-Шахрастани «Китаб аль милал ва-н-нихал» («Книга о религиях и сектах») есть сведения и о школах греческой философии. Здесь приведены 15 «Изречений мудрости Демокрита» со вступлением и пояснениями. До недавнего времени все эти изречения считались подложными и не переводились в изданиях Демокрита даже как «псевдодемокритовская литература». В то же время свидетельства Шахрастани считались вполне применимыми к Эмпедоклу и Порфирию, а также рассматривались как ценный источник учений других философов. На эту «несправедливость» обратили внимание немецкие ученые из ГДР Ф. Альтгейм и Р. Штиль. Они подтвердили и поддержали одно уже ранее сделанное наблюдение: некоторые изречения у Шахрастани совпадают с «Романом Ахикара», тем самым, с которого, по сообщению Климента Александрийского, «списывал» свои этические изречения Демокрит.

На 11 кусках папируса из Элефантины найдена арамейская версия (таких имеется еще 8 на разных языках) романа о мудром визире ассирийского царя Синахериба, который, кроме того что заставил египетского фараона уплатить дань своему царю, оставил еще нравоучительные поучения. Арамейскую версию Альтгейм и Штиль считают оригинальной и датируют V в., временем, когда жил и, возможно, был на Востоке Демокрит. Они обратили внимание на одно изречение, которое совпадает у Шахрастани и Ахикара совершенно дословно. Оно как раз касается меры, только поучает о ней по-восточному наглядно:

Будь не слишком сладок, чтобы тебя не проглотили

И не слишком горек, чтобы тебя не выплюнули.

А о значении разума в поведении гласит следующий диалог: «Ему (Демокриту. - Б. В. ) сказали: Не смотри! - Он закрыл глаза. Ему сказали: Не слушай! - Он закрыл свои уши. Ему сказали: Не говори! - Он положил руку на уста. Ему сказали: Не знай! - Он ответил: Этого я сделать не могу. - Он хотел этим выразить, что внутренние вещи не подлежат свободному решению. Он указал на необходимость во внутреннем и на свободное решение во внешнем... К этому высказыванию имеется еще второе объяснение. Он этим думал о различии между разумом и чувствами...» (67, 569).

Возможно, это пересказ изречения Демокрита. А в своем объяснении автор затрагивает вопросы соотношения необходимости и свободы воли, а также двух видов познания, которые играли важную роль в учении Демокрита. Только четыре изречения Шахрастани и Ахикара действительно дословно совпадают; этого мало, чтобы доказать подлинность всех 15 изречений. Первый советский издатель фрагментов Демокрита Г. К. Баммель еще в 1935 г. знал об этих совпадениях, но считал те и другие изречения псевдодемокритовскими (см. 110, 345). Ф. Юрсс, редактор издания «Греческих атомистов» (Лейпциг, 1973), включил только три отрывка. Все они - этического содержания. Мы приводим их на с. 151 и 154.

Из книги Проблемы жизни автора Джидду Кришнамурти

ЦЕЛЬ ЖИЗНИ Дорога начиналась перед домом и спускалась к морю, делая зигзаги мимо разных лавок, больших жилых домов, гаражей, храмов и покрытого пылью заброшенного сада. Около моря она перешла в широкое оживленное шоссе с такси, дребезжащими автобусами и прочим шумом

Из книги ЧЕЛОВЕК И ЕГО ДУША. Жизнь в физическом теле и астральном мире автора Иванов Ю М

5. СМЫСЛ И ЦЕЛЬ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА В ГЛОБАЛЬНОМ МАСШТАБЕ Цель жизни человека – раскрытие, развитие, духовный рост души. Мы находимся в вечности сейчас и будем находиться в ней всегда. Наши души могут существовать и вне физического тела, и в физическом теле, хотя телесное

Из книги Шри Чайтанья Шикшамрита автора Тхакур Бхактивинода

1. СМЫСЛ И ЦЕЛЬ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА В ФИЗИЧЕСКОМ ТЕЛЕ Как было сказано выше, жизнь в физическом теле есть определенный /рок, как бы определенное задание, которое нужно выполнить. Если человек успешно выполнял поставленные передним задачи, он двигался в своей эволюции быстрее;

Из книги Философия автора Лавриненко Владимир Николаевич

Из книги Беседы с Кришнамурти автора Джидду Кришнамурти

6. Смысл и цель жизни Философская антропология не может обойти вопрос о смысле и цели жизни. Разные философские учения отвечают на него по-разному. Представители материализма обращаются к рассмотрению объективной действительности и реальной жизнедеятельности людей,

Из книги Смысл и назначение истории (сборник) автора Ясперс Карл Теодор

Смысл жизни Дорога перед домом спускалась к морю, прокладывая свой путь мимо множества маленьких магазинов, многоквартирных домов, гаражей, храмов и мимо пыльного, заброшенного сада. Достигнув моря, она превращалась в большую проезжую часть с такси, грохочущими

Из книги Душа человека автора Франк Семен

2. Единство как смысл и цель истории Если многообразных фактов, свидетельствующих о наличии единства или указывающих на него, недостаточно для того, чтобы конституировать единство истории, то, быть может, следует найти иной исходный пункт. Единство - не фактическая

Из книги Цель и смысл жизни автора Тареев Михаил Михайлович

I. Так называемая «непротяженность» душевной жизни и ее подлинный смысл: неизмеримость душевной жизни Наметив область душевной жизни и уяснив ее отношение к области сознания, попытаемся теперь вглядеться в душевную жизнь и определить основные черты, присущие этой

Из книги Демокрит автора Виц Бронислава Борисовна

ГЛАВА ПЯТАЯ. Цель жизни I«Цель жизни человеческой, - пишет архиеп. Павел, - не может заключаться в самом человеке, ни в его нравственном совершенстве, ни в его счастьи. Только слава Божия может быть истинною целью жизни человека». Что цель человеческой жизни в славе

Из книги Этика автора Апресян Рубен Грантович

Цель и смысл жизни Известный историк древней философии Бернет считал подлинным только произведение Демокрита «Об евтимии», что дословно означает «О хорошем состоянии духа». Таким «хорошим» состоянием Демокрит считал спокойное, ровное настроение, которое

Из книги История мировой культуры автора Горелов Анатолий Алексеевич

Смысл жизни В усилиях выйти из глубокого духовного кризиса Л.Н. Толстой задумался над тем, а) отчего, в силу каких причин встает перед человеком вопрос о смысле жизни и б) в чем заключается его содержание. По первому пункту он пришел к заключению, согласно которому человек

Из книги Смысл жизни автора Папаяни Федор

Смысл жизни и смысл смерти Все отрасли культуры имеют структуру, придающую им высший смысл: через жертвы – к вечности. Сознание понадобилось для осознания смерти, осознание – для появления страха, страх – для его преодоления посредством жертвы, жертва – для развития

Из книги 50 золотых идей в философии автора Огарёв Георгий

Из книги Философия как образ жизни автора Гусман Делия Стейнберг

44) «СТРЕМЛЕНИЕ К МУДРОСТИ – ЦЕЛЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЖИЗНИ» (ПЛАТОН) Свое учение о философии, как о любви к мудрости, Платон изложил в знаменитых диалогах, количество которых, по подсчетам ученых, достигает пятидесяти. Диалоги Платона представляют собой литературные

Из книги автора

47) «НАСЛАЖДЕНИЕ – ЦЕЛЬ ЖИЗНИ» (КИРЕНАИКИ) Данное утверждение было провозглашено античными философами, которое входили в состав единой школы и назывались киренаиками. Их постулат весьма приятен на слух, оттого он был взят за основу при зарождении и развитии многих других

Из книги автора

Смысл жизни Если мы согласны с тем, что находимся в эволюционном потоке, тогда каждое обстоятельство должно быть полезным для нас. Е. П. Блаватская Идти самому или дать себя тянуть Одно дело – дать себя тянуть, а совсем другое – идти самому. Последнее означает, если

Считается, что термин «философия» появился в Древней Греции в 6 веке до нашей эры. Первым его использовал мыслитель по имени Пифагор, знакомый читателям по учебнику геометрии. Слово φιλοσοφια по-гречески означает «люблю мудрость». Это слово указывает на следующую мысль. Полная и совершенная мудрость возможна только для бога. Только бог обладает полной и определенной истиной, а человек лишь стремится к истине. (Имеются в виду боги греческого пантеона).

Слово σοφια означает «мудрость». А словоσοφος– мудрец, мудрый.

В Древней Греции до появления философов были люди, которых считали мудрецами. Они жили в первой половине 6 века до нашей эры. Это были так называемые «семь мудрецов». Вот их имена и некоторые их изречения.

Солон Афинский (1):

«Трудно в великих делах сразу же всем угодить».

«Ничего слишком».

«Нет предела богатству».

Питтак (2):

«Что возмущает тебя в ближнем – того не делай сам».

«Большинство людей – злы».

«Все мое ношу с собой».

Периандр (4):

«Наслаждения смертны, добродетели бессмертны».

Клеобул (5):

«Мера – превыше всего».

«Думай о конце жизни».

«Поручись – и беда тут как тут».

Вообще говоря, эти изречения мудрецов обобщают жизненный повседневный опыт. Философы же (любители, искатели мудрости) ставили перед собой более широкую задачу: выйти за пределы всякого возможного опыта. Слово φιλοσοφος (философ) так и переводится: «любящий мудрость», искатель мудрости.

Например, великий немецкий философ Иммануил Кант (1724-1804) полагал, что предметом философии является то, что не дано и не может быть дано в опыте.

Это мир в целом, душа и Бог.

С момента своего возникновения философия предстает как единство трёх составляющих:

А) Содержание : философия объясняеттотальность вещей, реальность во всех частях без исключения. Слово «тотальность» и «тотальный» происходят от латинского словаtotus– весь, полный, целый. Этот латинский корень мы встречаем в словах «тоталитаризм» и «тотальный» (например, «тотальная мобилизация»). Так вот, одна из главных задач философа – ответ на вопрос «Что есть всё?». («Что такое всё?»)

Б) Метод философии («метод» – буквально, «путь к чему-либо», в переносном значении – «способ»): рациональное объяснение. Признаются только разумные аргументы, логическая мотивация, «логос», как выражаются философы.

Латинское слово RATIOозначает разум. Слово «рациональный» означает «основанный на разуме».

Кроме того, философия иногда определяется как вид теоретической рефлексии. Слово «теоретический» происходит от слова «теория». А теория (θεωρια) буквально означает «созерцание», «наблюдение», а в переносном смысле – «исследование», а также «поиск истины ради самой истины».

Слово «рефлексия» – латинского происхождения (REFLEXIO).

Латинская приставка RE- соответствует русской приставкепере- .

Слово FLEXIOозначает «сгибание», «изгиб». Соответственно, рефлексия естьпере - гиб, от – ражение, отражение.

Можно сказать, что «рефлексия – это обращение мысли на саму себя».

То есть философия – это такой поиск истины, который, во-первых, ведётся ради самой истины, а во-вторых, во время этого поиска надо постоянно следить, КАК он ведётся. Это означает, что философия вырабатывает устойчивые признаки (критерии), по которым можно определить, является ли данный философский аргумент разумным.

Для этого философия должна оценивать и рассматривать своё же содержание. Поэтому и говорят, что философия – это вид теоретической рефлексии.

Эта рефлексия включает в себя, во-первых, точное определение понятий. Этот момент традиционно называется «аналитика». АНАЛИЗ есть РАСЧЛЕНЕНИЕ. Во-вторых, эта рефлексия включает в себя оценку истинности суждений и умозаключений. Эта оценка традиционно называется «диалектика». (Мы бы сейчас назвали это логикой).

В) Цель философии : чистое созерцание истины, чистое желание её достичь. Великий философ Аристотель (384 – 322 гг. до н. э.) писал: «Люди, философствуя, ищут знание ради самого знания, а не ради какой-либо практической пользы». Он же писал о философии: «Все другие науки более необходимы, но лучше нет ни одной».

Кроме философии, другими формами рефлексии являются искусство, наука и религия.

Искусство , как и философия, ставит перед собой так называемые «всеобщие вопросы». Например: «Зачем я живу?», «Что такое человек?», «Почему всё есть, хотя могло бы ничего не быть?». Чтобы ответить на эти вопросы, искусство пользуется чувственными представлениями. То есть представлениями о чём-то таком, что можно воспринять органами чувств. (Чувственное представление – это то, что возникает в уме человека, когда он воспринимает внешние предметы органами чувств).

А философия использует абстрактные понятия.

Русские слова «абстрактный» и «абстракция» восходят к латинскому глаголу ABSTRAHO. Он означает «отрываю», «отвлекаю», «отволакиваю», «рассеиваю». Поэтому «абстрактный» буквально означает «отвлеченный», «рассеянный».

Абстрактный есть отдельный, простой, односторонний, частный.

Конкретный есть соединенный, сложный, многосторонний, целостный.

Наука всеобщих вопросов перед собой не ставит, но, как и философия, пользуется абстрактными понятиями, хотя при этом опирается на опыт и эксперимент. Термин «опыт» в философии означает совокупность чувственных представлений. Термин «эксперимент» означает организацию наблюдения в искусственных условиях, предполагающее активное вмешательство в природу, с заранее предсказуемым результатом.

А вот философия в принципе выходит за пределы всякого опыта.

Религия, как и философия, выходит за пределы всякого возможного опыта, но если философия во время таких выходов опирается на разум, то религия на иррациональную (неразумную) веру.

Религиозное мировоззрение ярко выразил христианский писатель Тертуллиан (около 160 – около 220). Ему приписываются такие слова:

CREDO, QUIA ABSURDUM.

«Верую, ибо абсурдно».

Философия и мировоззрение

Мировоззрение – система принципов, взглядов, ценностей, идеалов и убеждений. Они определяют отношение к действительности, общее понимание мира, жизненные позиции, установки людей. Субъектом (= носителем) мировоззрения является и отдельный человек, и социальные группы, и профессиональные группы, и национальные общности, и религиозные общности. Мировоззрение отдельного индивида спонтанно или целенаправленно формируется под воздействием общества или социальной группы. У мировоззрения всегда есть личное своеобразие. Это бывает из-за специфического жизненного опыта каждого человека. Элементы, из которых состоит мировоззрение: знания и убеждения. Знания – это обычно содержание мировоззрения, ответы на вопросы: Как? Что это? Почему это?

Убеждения – это эмоционально окрашенное отношение и к знаниям, и к самой реальности. Это ответы на вопросы: Зачем это? Зачем всё это? Какой в этом смысл? Хорошо это или плохо? Когда хотят подчеркнуть эмоциональную сторону мировоззрения, часто говорят «мироощущение». Оптимистическое мировоззрение, трагическое мировоззрение и так далее. В мировоззрение входят не все знания, которыми располагает субъект, а только самые важные и знАчимые знания. Философия – это один из видов мировоззрения. Любая философия есть мировоззрение, но не всякое мировоззрение есть философия. Философия осознает мировоззренческие установки, выражает их в виде рациональных понятий, критически исследует в свете разума те взгляды и ценности, на которые опирается обыденное мировоззрение.

Философия включает в себя следующие большие разделы:

Онтология (от греческого слова τοον, в родительном падеже –τουοντος– сущее иλογος – слово, понятие, учение) – учение о бытии, о бытии вообще, независимом от его частных видов.

Гносеология – учение о познании и о его границах, об истине и её критериях. Основные категории онтологии: рационализм, иррационализм, эмпиризм, сенсуализм, агностицизм

Этика – это учение о добре и зле, о нравственной норме и моральном идеале. Основные категории этики: благо, зло, аскетизм, гедонизм, эвдемонизм, природная склонность, долг.

Предмет философии. В зависимости от эпохи предмет философии смещается. Как мы увидим дальше, у Платона предмет философии преимущественно составляет онтология, у Эпикура – этика, у средневековых мыслителей – опять онтология, у Иммануила Канта – гносеология, у экзистенциалистов – этика.

Функции философии: критическая, прогностическая, интегрирующая, методологическая.


«Золотое клише» - премия союза итальянских журналистов, присуждённая А. Солженицыну за его деятельность в СССР. Вручение премии состоялось 31 мая в Цюрихе, где Солженицын и произнёс это короткое Слово. Оно было написано в мае 1974 в Штерненберге (нагорье Цюриха). В нём автор хотел выйти за пределы ожидаемого от него политического заявления и взглянуть на Восток и Запад совокупно, как на единую арену развития цивилизации.

1974 г. Слово вышло в переводах на итальянский, немецкий и французский. Первое русское книжное издание - в сборнике автора «Мир и насилие » (Франкфурт: Посев, 1974). В СССР впервые напечатано в рижском русскоязычном журнале «Родник», 1989, N°3. Здесь текст приводится по изданию: Солженицын А.И. Публицистика: В 3 т. Т. 1. - Ярославль: Верх.-Волж. кн. изд-во, 1995.

Ознакомясь с принципами, согласно которым ваша премия присуждается Союзом итальянских журналистов уже 11-й год и вот сегодня мне, я, разумеется, не только выражаю вам благодарность, но не свободен и от чувства гордости, видя столь достойных и мужественных людей в числе моих предшественников, в том числе - совокупно всю пражскую молодёжь 1968 года. Те, кто передают сегодня эту премию, и тот, кто её сегодня получает, прожили свою жизнь как будто в разных половинах планеты, разных мирах, разных системах, о которых говорят, что они разделены пропастью, во всём противоположны и исключают друг друга. Однако если бы это было так, то не нашлось бы между нами единых ценностей, которые подали бы вам мысль присудить мне эту премию. А если такие ценности нашлись, то, быть может, мы можем выработать и общий взгляд на происходящее в сегодняшнем мире и даже открыть друг во друге сходное направление наших чаяний и усилий.

Примитивное разделение мира на две системы является суждением политическим, а значит весьма посредственного уровня.

Все вообще политические приёмы есть операции с готовыми нравственными (или безнравственными) данностями, лежат на невысоком уровне человеческого сознания и бытия, обрываются и меняются за короткие периоды, при каждой смене ситуации. Страстными политическими ярлыками мы больше вводимся в заблуждение, чем вникаем в состояние сегодняшнего мира. Если же мы хотим охватить истинную суть положения человечества сегодня, степень безнадёжности его и степень надежды, - а пресса в своих высших задачах тоже не может не иметь в виду этой цели, - нам не избежать подняться много выше, чем политические характеристики, формулировки и рецепты.

И тогда мы увидим, быть может, хотя это не окажется более отрадно, что главная опасность не в том, что мир расколот на две альтернативные социальные системы, а в том, что обе системы поражены пороком, и даже общим, и потому ни одна из систем при её нынешнем миропонимании не обещает здорового выхода. Черезо все случайности конкретного развития отдельных стран и за несколько веков этот порок органически пророс в современное человечество, и на большой дистанции мы можем его проследить. Мы - все мы, всё цивилизованное человечество, - посаженные на одну и ту же жёстко связанную карусель, совершили долгий орбитальный путь. Как детишкам на карусельных конях, он казался нам нескончаемым - и всё вперёд, всё вперёд, нисколько не вбок, не вкривь. Этот орбитальный путь был: Возрождение - Реформация - Просвещение - физические кровопролитные революции - демократические общества - социалистические попытки.

Этот путь не мог не совершиться, коль скоро Средние Века когда-то не удержали человечества, оттого что построение Царства Божьего на Земле внедрялось насильственно, с отобранием существенных прав личности в пользу Целого. Нас тянули, гнали в Дух - насилием, и мы рванули, нырнули в Материю, тоже неограниченно. Так началась долгая эпоха гуманистического индивидуализма, так начала строиться цивилизация на принципе: человек - мера всех вещей, и человек превыше всего. Весь этот неизбежный путь весьма обогатил опыт человечества, но вот на наших глазах и он подошёл к исчерпанию: ошибки в основных положениях, не оцененные в начале пути, ныне мстят за себя.

Поставив высшею мерой всех вещей человека, со всеми его недостатками и жадностью, отдавшись Материи неумеренно, несдержанно, - мы пришли к засорению, к изобилию мусора, мы тонем в земном мусоре, этот мусор заполняет, забивает все сферы нашего бытия.

В сфере материальной этот мусор уже всем слишком заметен, он отравил воздух, воду, освоенную часть земной поверхности, уже захламляет и неосвоенную; он так же безобразно наградил наши могучие производственные усилия, как в жизни отдельных людей повседневно самые заманчивые рекламы, упаковки и пластмассы обращаются в изобильный мусор городской. Но и в сфере так называемой духовной этот мусор забивает нас, давит нас - тяжёлыми объёмами, не могущими вместиться в наши глаза, уши, груди, втолакиванием звонких всеобщих, как будто всем ясных, а на деле беспомощных плоских идей, ложной наукой, жеманным искусством, - всем, что не знает над собою ответственности выше, чем Человек, то есть ты, я и люди по нашей склонности.

Гремливая цивилизация совершенно лишила нас сосредоточенной внутренней жизни, вытащила наши души на базар - партийный или коммерческий.

В сфере социальной наш многовековый путь привёл нас в одних случаях на край анархии, в других - к стабильной деспотии. Между этими двумя грозными исходами на наших глазах становятся немощными, бесправными одно за другим демократические правительства - оттого что малые и большие соединения людей не желают самоограничиться в пользу Целого. Это понимание, что должно же быть нечто Целое, Высшее, где-то разроненное нами, когда-то полагавшее предел нашим страстям и безответственности, - это понимание чутко сторожится современными жестокими тираниями и вовремя выставляется под названием Социализма. Но - обман вывески, неисследованность термина: полстолетия достаточно показали, что и там мы массами унавоживаем благоденствие малых групп людей - и притом самых ничтожных, мусорных.

Оттого и орбитален оказался путь, что из власти насилия вырвались мы и во власть насилия вернулись - ещё не все пока, но скоро грозит и всем, при общей болезни ослабнувшей воли и потерянной перспективе. Орбита грозит унизительно замкнуться. Как нам видится, цивилизованное человечество подошло сейчас к повороту мировой истории (жизни, быта и миропонимания), по значению такому же, как от Средних Веков к Новому Времени, - если только по беспечности и по упадку духа мы не пропустим этого поворота. Именно ваша страна, Италия, была некогда первой страною мира, приоткрывшей нам прежний исторический поворот. Быть может, теперь вы из первых же и ощущаете бездны нашего нынешнего положения и, по вашей чуткости, поможете нам найти те формы, которые облегчили бы нам перейти на орбиту более высокого уровня, на которой мы научимся соблюдать достойную гармонию между нашей природой физической и природой духовной.

Найдём в себе душевную высоту заново открыть, что человек - не венец вселенной, а есть над ним - Высший Дух.

По угрожающим темпам сегодняшней жизни - времени на осмысление и осуществление этого поворота у нас остаётся несравненно меньше, чем отпускалось его в неторопливом теченьи XIV или XVI веков. А при всём кровавом опыте минувших столетий - и самый выбор форм преобразования должен быть тоньше и выше: мы научились уже, что физическим сотрясением государств, что насильственными переворотами открывается путь не в светлое будущее, а в худшую гибель, в худшее насилие. Что если и суждены нам впереди революции спасительные, то они должны быть революциями нравственными, то есть неким новым феноменом, который нам предстоит ещё открыть, разглядеть и осуществить.



error: Content is protected !!