Бог инков который создал все живое. Главный бог инков

Боги инков - всесильные существа, создавшие вселенную и подарившие жизнь индейцам. Ни для кого не секрет, что за основу религия инков берет веру в одно верховное божество, бога солнца - Инти. Неотъемлемой часть их вероисповеданий являлся и гороскоп инков, так называемый солнечный календарь и, конечно же, жестокие обряды жертвоприношения, получившие широкое распространение на территории Мезоамерики.

Боги инков - многогранный олимп индейцев американского континента.

Однако, это не означает, что боги инков , их верования, заканчиваются на почитании одного единственного верховного существа. Инки, как глубоко суеверный народ, что роднит их с майянцами и ацтеками, поклонялись огромнейшему количеству разномастных богов инков и богинь, которые являлись воплощениями сил природы и астрономический явлений. Именно благодаря этому, а еще огромнейшему воображению индейцев, изображения богов инков столь удивительны и разнообразны. По сути, инкская мифология - одна из наиболее красочных за всю историю человеческой цивилизации.

Богини инков крупные и мелкокалиберные боги составляли обширный пантеон, да не такой разнообразный и многогранный как у других индейских империй, но все же весьма многочисленный. Среди богов инков встречались и второстепенные божества, т.е. локальные боги, покровительствовавшие над определенным городом, поселением, племенем или конкретным явлением.

Алу, что в переводе “господин”, выполнявший функцию покровителя гор. В религии инков считался защитником городов и деревень.

Ванакаури - бог ясного неба и радуги и Инков.

Колаш - бог птиц, согласно легендам появившийся на свет из яйца. Ему боги инков обязаны песнопениями, созданными индейцами. Поскольку считается, что Колаш по совместительству являлся покровителем пения и певцов.

Екеко - бог домашнего очага и изобилия. По легендам боги инков назначили Екеко на пост защитника домашнего очага по воле первых жителей Куско.

Кон - божество ветра и дождей.

Пача Камак - один из важнейших богов в мифологии инков. Согласно легендам именно благодаря его советам на свет появились все боги инков , люди, а главное Земля.

Парьякака - бог шторма и бурных вод.

Парисиа - бог наводнений и потопов среди богов инков и богинь местного пантеона.

Супай - бог демонов и смерти. Согласно отдельным древним кодексам конкистадоров Супай - также бог войны инков, защитник воинов и покровитель душ, погибших на поле боя.

Уркагуари. В древнейшие времена боги инков назначили его покровителем драгоценных металлов и камней.

Уркачильай - божество, покровительствовавшее над животными. Древние легенды инков говорят, что боги инков создали Уркачильая из плоти ягуара.

Существовали в мифологии инкского государства и боги-инки женского пола, встречающиеся практически во всех мировых религиях и религиях древнего мира.

Кавильяке - богиня-покровительница девственниц.

Часка - богиня утреннего солнца и заката. Также боги инков сделали ее покровительницей планеты Венеры.

Часка Кольур - богиня садов, цветов и беременных женщин. Астрономические символы племени инков соответствовали образам практически всех богов. Часка Кольур в мифологии ассоциировалась с Меркурием.

Копакати - богиня озер, рек, родников и пресных вод.

Пантеон у инков по-своему уникален. Присутствовала в нем и особая каста почитаемых богов женского пола, инки-божества в той или иной степени причастные к созданию жизни и рождению богов, так называемые “мамы”.

Кука Мама - богиня счастья и здоровья.

Мама Альпа - родительница земли, вырастившая инки пантеон, практически всех обитателей инкской версии олимпа.

Мама Пача - богиня плодородия у инков.

Мама Килья - богиня праздников, фестивалей и браков. Что удивительно, пантеон инки обладает, по крайней мере, еще двумя божествами, покровительствовавшими над свадьбами и браками.

Мама Сара - покровительница зерна и злаковых культур среди богов инков. Маис являлся основой сельского хозяйства у инков, что позволяет судить о значимости этой богини в религии.

Мама Коча - богиня озер, покровительница рыбаков и рыб. С ней связаны особые ритуалы инков, предшествующие отправлению рыбаков и охотников в загробный мир. Также Мама Коча считалась создательницей средств передвижения по воде.

В своих верованиях инки обожествляли зверей, птиц и растения. Они поклонялись как пресмыкающимся, так и земноводным животных. Пантеон богов инки полнился всевозможными воплощениями обитателей животного и растительного мира. В число священных обитателей флоры и фауны, которыми оперировала религия инков, входили: кондоры, голуби, соколы, пумы, лисы, жабы, змеи, ягуары и многие другие.

Божественный гороскоп инков - главные боги древней империи.

В официальной структуре инкской мифологии и религии Солнце традиционно занимало лидирующие позиции. Солнце в религии инков не только являлось воплощением мощи богов, а точнее главного бога, Инти, но и ассоциировалось с мощью правящей династии.

Изучение инкскими учеными, коими являлись жрецы, движения солнца и практически идеальной точности календарь, так называемый гороскоп инков, по традиции связаны с сельским хозяйством и фермерством. Культ Солнца, поклонение ему и наблюдения за движением звезды Солнечной Системы, замеры, отраженные в гороскопе инков, играли чрезвычайно важную роль в хозяйстве индейцев, чей образ жизни по большому счету был завязан на посадке и сборе урожая.

Инти - бог солнца инков, верховное существо инкского олимпа, создатель вселенной, жизни и людей. Инти считался не только защитником мира, но и отцом всех богов, выполнявшим по совместительству функции покровителя сельского хозяйства. Кроме того, согласно легендам именно Инти создал в свое время солнечный календарь, гороскоп инков , хранящийся сегодня в одном из американских музеев. Эти факты объясняют то огромнейшее воздействие, которое Инти оказывал на быт индейцев, их мифологию, религиозные и научные знания.

Статус Инти также подчеркивается отношением индейцев к его персоне. Обряды инков, направленные на успокоение верховного бога, мягко говоря, поражают. Кровавые и ужасные жертвоприношения инков известны не только исследователям, но и простым обывателям. Многие наслышаны о том, как в периоды празднований индейцами приносились в жертву сотни, а то и тысячи людей. Инки, жертвоприношения этого народа, отличались особой жестокостью и бесчеловечностью, однако, этого требовали боги и многочисленные празднования солнечного календаря, и ничего тут не поделаешь.

К слову о гороскопе инков. Инкам удалось вплоть до минуты просчитать продолжительность земных суток, года, циклы луны, Венеры и многих других объектов на небосводе, а впоследствии и выразить это в своей календарной системе. По факту древнейший календарь, гороскоп инков, является одним из точнейших за всю историю человечества. На его основе жрецы составляли предсказания и насколько известно определяли судьбу человека. Так при рождении младенца, используя календарь инков по дате рождения, жрец мог определить ключевые точки судьбы, сроки жизни и многое-многое другое.

Существовала в религиозных верованиях инков и своя версия дьявола, бог, именуемый Виракоча. Этот факт делает пантеон богов инков еще более уникальным и специфическим. Изначально Виракоча являлся верховным божеством инкского племени, однако, после того как великий Пачакутек сел на трон, что впоследствии привело к серьезным реформам религиозной системы, главным на небесах стал вечный соперник Виракочи, Инти. Во время реформ, затронувших мифологию и верования инков, были изменены многие имена богов инков, их происхождение, родственные связи и даже статусы и роли. Так Инти, бог, создавший гороскоп инков, до этого считался крупным локальным божеством, покровительствовавшим над племенем чанка. Согласно мифам, которыми богата религия инки, Виракоча - вредный и завистливый бог, старающийся любыми способами напакостить как людям, так и обитателям пантеона. В сложные времена, в периоды наводнений, засух, разорений деревень враждебными племенами, инки во всех бедах винили именно Виракочу.

Религия инков - вселенная глазами индейца.

Верования инкского народа уникальны. Это единственная мезоамериканская народность, позволявшая завоеванным племенам и государствам оставаться свободными в плане выбора религиозных предпочтений. не блокировала инакомыслие, она поощряла его и расширялась за счет мифологии соседей и бывших врагов. Возможно, именно поэтому религия инков полнится столь удивительными легендами и сказаниями, наиболее интересным из которых является рассказ о сотворении мира. Инки верили, что вселенная, именуемая пача, была создана верховным божеством, Инти, при помощи его братьев и сестер. Солнечный бог для создания вселенной, состоящей из трех слоев, использовал огонь, воду, землю и собственную плоть.

Согласно мифам религии инков, первым уровнем мира стали небеса, где жили боги. Второй уровень мира - подземное царство, куда после смерти отправлялись души индейцев. Третий мир - земля, место, где жили, почитали и трудились во славу богов древние индейцы инкского племени.

Многие наверняка не один раз слышали об империи Инков, которая некогда существовала в Южной Америке и которая пала жертвой жадности испанских конкистадоров. Саму историю цивилизации инков мы рассмотрим чуть позже, а пока ознакомимся с религией империи инков. Итак, во что же верили древние инки и какие религиозные ритуалы они проводили.

Обожествление Солнца - явление, распространённое во многих уголках земного шара, но инки превзошли в этом все племена и народы, назвав себя «сыновьями Солнца». Изображение светила в виде золотого диска с человеческим лицом служило предметом официального культа. С именем Солнца связаны и две наиболее известные легенды об основании империи инков.
Когда-то из озера Титикака вышли супруги (они же - брат и сестра) Манко Капак и Мама Окльо. От своего отца Солнца они получили волшебный золотой жезл. Этот жезл должен был указать им, где следует основать город, которому впоследствии суждено превратиться в столицу великой державы. Долгими и трудными были их поиски. Жезл не реагировал ни на горы, ни на долины, но в один прекрасный день близ холма Уананкауре он вдруг ушёл в землю. Так возникла столица империи инков - город Куско (что означает «пуп» или «сердце»), а Манко Капак воздвиг дворец Кельккампата, руины которого можно увидеть и сегодня.
Другая легенда рассказывает о том, как из пещеры, имевшей четыре окна, вышли четыре пары мужчин и женщин. Мужчины были братьями Айар. Все они решили идти за Солнцем. Трудности неведомого пути не пугали их, так же как и сражения с воинственными племенами, встреченными по дороге. Однако после очередной битвы уцелели лишь Айар Манко и его жена Мама Окльо; остальные или погибли, или превратились в камни. Эта единственная пара дошла до Куско и там основала империю.
Озеро Титикака непосредственно связано с рождением Солнца. Индейцы аймара, жившие с глубокой древности в окрестностях этого озера, верили в то, что бог-творец Виракоча (или Тонапа) появился на земле из храмов озера и создал Солнце и другие небесные светила. Виракоча - загадочный «белый» бог - высокий, сильный, одетый во всё белое. Он решителен и всемогущ. Когда этот бог появился в Андах впервые, люди встретили его весьма враждебно, и ему пришлось даже призвать с неба огонь и «зажечь гору» (отсюда, видимо, и происходит имя Виракоча - Лавовое озеро), чтобы его признали богом. Не случайно храм Виракочи находился у подножия потухшего вулкана, в долине Уилькамайо.
На территории огромной империи инков Солнце было известно под различными именами, самое распро-странённое и популярное из них - Инпги. В некоторых районах империи Виракоча и Инти воспринимались как одно и то же божество.

Пантеон инков

Весьма почитался также бог огня Пачакамак, заново оживлявший всё, что было создано, а затем погибло по тем или иным причинам. Среди главных инкских богов выделяются Часка (Венера), Чукуилья (богиня молнии), Ильяна (бог грома), Пачамама (богиня плодородия), Килья (богиня Луны, сестра и жена Солнца, покровительница замужних женщин) и Кон (бог шума). Некоторые боги были трилики. Так, бог грома имел три ипостаси: «копьё света» - молния, «луч света» - гром и Млечный Путь.
Имелся в инкской мифологии и образ дьявола - олицетворение всего того, что презиралось инками. Дьявол (Супай) во всём старался противостоять богам и стремился причинить как можно больше вреда людям. И конечно, он мешал выполнять главные заветы, по которым жили инки: «ама суа» - «не воровать», «ама льюлья» - «не лениться» и «ама келья» - «не лгать». Но что мог предпринять даже самый искушённый дьявол против такого великого бога, как Инти-Солнце!
Инки обожествляли зверей, птиц, растения, поклонялись некоторым пресмыкающимся и земноводным. В число священных животных входили лиса, медведь, пума, кондор, голубь, сокол, змея, жабы и др.
Верховный Инка (император) признавался потомком Солнца и посредником между божественным и человеческим мирами. Его считали бессмертным. И даже если Верховный Инка умирал, инки полагали, что он продолжает оказывать влияние на жизнь людей. Примечательно, что в состав императорской семьи помимо жён и детей официально входил и Верховный Жрец (Вилъяк Уму). Тем самым подчёркивалось божественное происхождение последнего.

Подобно жрецам знаменитого Дельфийского оракула, жрецы крупнейших храмов инков играли огромную роль не только в хозяйственной, но и в политической жизни «империи». Нередко именно они определяли следующего «императора».
Жречество было многочисленным и делилось на несколько категорий. Особую составляли алькас - «девственницы Солнца», проживавшие в специальных храмах - алъкау-асисах. Их набирали из клана (рода) Верховного Инки с девятилетнего возраста. Они становились хранительницами солнечного огня, и, кроме того, в их обязанности входили шитьё одежды для Инки и его приближённых, приготовление пищи и напитков для императорской семьи в праздничные дни.

Представления инков о вселенной

По верованиям инков, вселенная - пача - была создана Верховным Творцом всего сущего из воды, земли и огня. Она состояла из трёх миров: высшего мира (ханан пача), где обитали небесные боги; внутреннего мира (уку пача), где жили люди, животные и растения; и низшего мира (хуРин пача) - царства умерших, живущих в загробном мире (преисподней) и тех, кто должен был родиться. Символическую связь между этими тремя мирами осуществляли две гигантские змеи. В низшем мире они жили в воде. Выползая во внутренний мир, одна змея, двигаясь вертикально, принимала вид огромного дерева - от земли до неба, другая становилась рекой Укаяли. В высшем мире одна превращалась в радугу (Коиче), другая становилась молнией (Ильяпу). Нижний мир, согласно некоторым мифам, считался одновременно и местом происхождения человека. Во многие мифах повествуется о том, что все люди вышли на свет из лона матери-земли Пачамамы или Мамы Пачи (Госпожи мира), одного из главных женских божеств, - из озёр, источников, пещер.
В отличие от других индейских религий и культур инки не имели концепции периодического обновления мира, хотя и верили, что потоп, уничтожив одно поколение людей - диких людей, подготовил почву для появления другого поколения - воинов.

Религиозные праздники инков

В течении года инки отмечали несколько религиозных праздников. Особенно торжест¬венным был так называемый Инти Райми, когда с большим размахом чествовали своего самого важного бога - Солнце. В день праздника Инти Райми солнечные лучи собирались вогнутым зеркалом, и с его помощью зажигался священный огонь. Праздник завершался всеобщей обильной трапезой и виновозлияниями на протяжении нескольких (обычно восьми) дней. Вообще в солнечные тона были окрашены все праздники инков.
В сентябре отмечался праздник урожая Ситуа, когда чествовали Луну и Койю - главную из многочисленных жён Верховного Инки. Это были дни своеобразного очищения. До блеска отмывались улицы и дома, толпы людей с идолами и мумиями (высохшими трупами) предков собирались около храмов и умоляли богов избавить их от всех болезней, от всех напастей, причинённых землёй, ветром, радугой. Они просили помочь не только им, но и растениям и ламам (лама - основное хозяйственное животное инков). Этот праздник сопровождался шумным весельем, ведь именно крики собравшихся должны были напугать болезни и помочь богам изгнать их навсегда.
Религиозные представления и праздники инков находили отражение и в названии месяцев: Капак Райми - праздник императора (декабрь); Койя Райми - праздник императрицы (сентябрь) и т. д. Очень необычным, по крайней мере на современный взгляд, был Айя Шаркай Килъя - месяц извлечения из могил усопших (ноябрь). В эти дни останки умерших извлекались на поверхность. Их наряжали в лучшие одежды, черепа украшали перьями и вместе с предназначавшимися им едой и напитками выставляли в самых людных местах. Повсюду звучали песни, исполнялись ритуальные танцы, так как инки считали, что вместе с ними пляшут и поют их предки. Затем останки укладывали на специальные носилки и шествовали с ними из дома в дом по всем улицам и площадям города. В конце этих ритуальных торжеств, прежде чем снова предать мёртвых земле, в погребения знатных усопших ставили золотые и серебряные блюда с пищей, а в могилы простого люда - посуду поскромнее.

Жертвы инков богам

Религиозные верования инков в значительной мере лишены леденящей душу жестокости, присуще ацтекам и майя. Среди даров, приносимых предкам и богам, чаще всего встречались кукуруза, кукурузная мука, листья кустарника коки, морские свинки и ламы. Однако в дни празднования последнего месяца года и первого месяца нового года (декабрь), когда надо было особенно сердечно поблагодарить Инти (Солнце) за всё, что он уже сделал для инков, и заслужить его благосклонность на будущее, инки не только приносили ему в дар золотые и серебряные украшения, но и прибегали к человеческим жертвоприношениям. Для этой цели ежегодно отбиралось 500 девственных юношей и девушек, которых в кульминационный момент праздника погребали заживо.
Инки считали, что после смерти у каждого человека будет своя судьба: добродетельные окажутся вместе с Солнцем на небе, где их ждут изобилие и жизнь, практически не отличающаяся от земной. Грешники же попадут под землю, в преисподнюю, где голодно, холодно и нет ничего, кроме камней. А те молодые люди, которым выпала высокая честь принести себя в жертву Солнцу ради благополучия всех, естественно, принадлежат к самым добродетельным. Они, защитив своих соплеменников от всего злого, попадают прямо в царство Солнца. Культ предков был не менее важен для инков. С ним был связан обычай мумификации умершей знати. В скалах вырубали склепы, в которых погребали мумии в богатых одеждах с дорогими украшениями. Особенно был развит культ мумий правителей. Их мумии помещали в храмах и выносили для проведения торжественных шествий во время больших праздников. Имеются свидетельства, что из-за приписываемого им сверхъестественного могущества их даже брали в походы и выносили на поля сражений.

Храмы инков

Инки прославились красотой и величественностью своих храмов. Столица инков, город Куско, был одновременно главным религиозным центром империи. На площади Радости находился целый комплекс святынь и храмов. Самым величественным среди них был Храм Солнца - Кориканча. Стены его снизу доверху облицованы золотыми пластинами, но не только ради красоты. Золото у инков - символ Солнца, а серебро - символ Луны.
Чешский учёный Милослав Стингл так описывает этот храм: «Внутри храма находился алтарь с огромным изображением солнечного диска, от которого во всех направлениях исходили золотые лучи. Чтобы ещё больше увеличить блеск этого божественного храма, в восточных и западных его стенах были сделаны большие ворота, через которые солнечные лучи проникали в святыню, отчего массивный золотой диск алтаря вспыхивал тысячами огней…
Помимо огромного изображения Солнца, в национальной святыне Кориканче почитались… мумии умерших правителей. Их помещали вдоль стен храма. Они сидели здесь точно так же, как некогда сидели на величественных тронах».

Религия инков была тесно связана с повседневной жизнью инков, а также с их правительством. Они считали, что их правитель, инка-сапа, сам частично богом. Инка считала, что их боги занимали три разных царства: 1) небо или Ханан Пача, 2) подземного мира или Уку-Пача, 3) внешний мир или Кай-Пача.

Боги и Богини Инков

Инти - Инти был самым важным из богов инков. Он был богом солнца. Император, или Инка Сапа, считался потомком Инти. Инти был женат на Богине Луны, маме Килле.
Мама Килла - мама Килла была богиней Луны. Она также была богиней брака и защитником женщин. Мама Килла была замужем за Инти, богом Солнца. Инка считала, что лунные затмения произошли, когда на маму Киллу нападали животные.
Пачамама - Пачамама был богиней Земли или «Матерью-Землй». Она отвечала за сельское хозяйство и уборку урожая.
Виракоча - Виракоча был первым богом, который создал Землю, небо, других богов и людей.
Супай - был богом смерти и правителем подземного мира инков под названием Уку-Пача.

Храмы инков

Инка построила много красивых храмов для своих богов. Самым важным храмом был Кориканча, построенный в самом сердце города Куско богу солнца, Инти. Стены и полы были покрыты листами золота. Были также золотые статуи и огромный золотой диск, который представлял Инти. Кориканча означает «Золотой храм».

Жизнь после смерти

Инка верила в загробную жизнь. Они заботились о бальзамировании и мумификации тел мертвых до погребения. Они приносили подарки мертвым, которые, по их мнению, могли использовать мертвые в загробной жизни. Когда император умерал, его тело мумифицировали и оставляли в своем дворце. Определенные слуга даже заботились о нуждах мертвого императора. На некоторых фестивалях, таких как «Фестиваль мертвых», мертвые императоры проносились по улицам.

Инка считала, что небеса разделены на четыре четверти. Если человек жил хорошей жизнью, они жили на небесах с солнцем, где было много еды и напитков. Если они жили плохой жизнью, им приходилось жить в подземном мире, где было холодно, и у них были только камни для еды.

Что такое Уакас?

Уакас были священными местами или предметами для инков. Хуака может быть искусственной или естественной, такой как скала, статуя, пещера, водопад, гора или даже мертвое тело. Инка молилась и приносила жертвы своим хуакам, полагая, что они населены духами, которые могут им помочь. Самыми святыми huacas в Империи инков были мумии мертвых императоров.

Интересные факты о мифологии и религии империи инков

Они позволили завоеванным племенам поклоняться своим богам, если племена согласились поклоняться богам инков как высшим богам. По сути это правило похоже на логику римлян в их поклонени множеству богов.
Каждый месяц у Инков проводили религиозные празники. Иногда приношение человеческих жертв включалась в церемонию.
Инки поклонялись горам и считали их священными. Это было потому, что они считали, что горы являются источником воды.
Испанцы разрушили храм Кориканчи и построили церковь Санто-Доминго в том же месте. Фундамент языческого храма сохранился до сих пор. Благодаря вму христианская церковь выдержала множество землетрясений.
Священники были очень важными и влиятельными в обществе инков. Первосвященник жил в Куско и часто являлся братом императора.

Как и у большинства народов древности, у инков было свое верховное божество, и как было принято у большей части народов древней Америки, это божество олицетворяло собой Солнце. Инти, главный бог инков, его имя в переводе с языков кечуа и аймара, собственно, и означало - Солнце. Ученым так и не удалось узнать, откуда пришел образ этого божества. Согласно наиболее популярной версии, Инти приходился сыном Виракочи - божеству, олицетворяющему цивилизацию.

Инкская мифология основывалась на явлениях природы, и Солнце считалось важнейшим в их жизни, ведь оно давало людям тепло и свет в дневное время. Инки почитали Инти как прародителя жизни. Наиболее почитаемым он был у крестьян, ведь от солнечного цикла зависела их сельскохозяйственная деятельность. Интересно, что в инкской иерархии богов более важным был Виракочи, для которого преподносили больше всего пожертвований. Однако первый великий Сапа Инка Манко Капак, переселивший народ в новую столицу - Куско и положивший начало империи, почитался как непосредственный потомок Солнца, поэтому Инти снискал большую любовь и почет.

Главный бог инков, как и супруга его Пачама, божествоземли, входили в число наиболее важных божеств, несколько меньшую популярность имела сестра Инти Мама-Киль, и божество Луны (по некоторым версиям также супруга). По старинному рассказу Инти обучил своих детей Манко Капака и Мама Окльо всему, что необходимо для построения цивилизованного общества, и поручил им передать людям эти сведения. Иные сказания повествуют, что Манко Капак приходился сыном Виракочи. В прочих мифах неведомый автор описывает, будто Инти велел Манко создать новую столицу там, где воткнется в землю золотой клин. Вполне возможно, таким образом, инки описали падение метеорита, и посчитали это священным знаком.

Среди инков Сапа Инка, (так назывался у них титул царя), почитался как непосредственный наследник и посредник Солнца на земле. Высшие жрецы Инти - уильяк уму считались вторыми после правителя людьми в государстве, часто им становился брат Сапа Инка. Изображался бог Инти в виде золотого диска, на котором было выгравировано лицо человека. Конкистадоры из Испании оставили записи, согласно которым этот артефакт был заполучен ими в 1571. Его дальнейшая судьба неизвестна, скорее всего, он, как и другие золотые изделия инков, был переплавлен на слитки, и отвезен в таком виде в Европу. Бог Инти с почетом вспоминается и в наше время - в честь него в период с 1985 по 1991 годы даже была создана одноименная официальная валюта в Перу, которая, впрочем, быстро обесценилась, и была отменена.



error: Content is protected !!