Житие мц. Веры Самсоновой (1940)

Свои именины в этот день совершают христиане, нареченные в честь святых Харитона, Дионисия, Василия, Веры, Иоанна

Мир и благословение Божие да пребывает с вами, дорогие именинники. Радости вам и мира о Духе Святом.

При выборе жития очередного дня существуют определенные приоритеты. С одной стороны, есть великие праздники и великие святые, но бывает, когда святые равнозначны - у них равный знак церковного празднования. Для тех, кто не знает, скажу, что каждая служба имеет свой знак в богослужебном календаре. Например, есть знак «полиелей» и знак «всенощное бдение», знаки «служба шестеричная» и «служба со славословием», от них зависит состав богослужебных текстов на вечернем богослужении и тропари на Литургии, которые повествуют о событии праздника. Когда святые равнозначные, то в приоритете всегда преподобные. Потому что жизнь и подвиги мучеников в каком-то смысле схожи между собой и для многих из нас это недостижимая перспектива, а жизнь преподобных показывается как постепенное восхождение. Сначала это юноша, у него свои искушения и подвиги, опять-таки во многом непосильные для нас, но понятные; далее человек шел путем аскетических опытов, и какие-то примеры и советы применимы и к нашей жизни.

Когда же речь идет о новомучениках и исповедниках Церкви Русской, то если в святцах есть память женщины, в первую очередь всегда хочется рассказать о ней, потому что это особый подвиг и особое служение. Женщина - слабый сосуд, а мученичество - мужество, крепость, кремень, и это достойно особого внимания. Вот и сегодня мы совершаем память новомученицы Веры Самсоновой.

Мученица Вера родилась 17 августа 1880 года в селе Веряево Елатомского уезда Тамбовской губернии в семье смотрителя арестного дома Николая Самсонова. Окончив с отличием Касимовскую женскую гимназию, она работала учительницей в школе до тех пор, пока содержание преподавания не вошло в противоречие с ее религиозными взглядами после того, как власть в России захватили безбожники.

Глубоко верующий, просвещенный человек, она ревностно относилась ко всему, что было связано с христианской верой и Церковью. В конце 1920-х была избрана старостой Пятницкой церкви, расположенной в закрытом к тому времени безбожниками Казанском монастыре в Касимове.

Летом 1935 года сотрудники НКВД арестовали священников и мирян, почитателей блаженной Матроны, жившей в деревне Анемнясево Касимовского района и царевича Иакова, скончавшегося в XVII веке, погребенного на территории Казанского монастыря. Была арестована сама блаженная, арестовали и Веру Самсонову.

Давая ей характеристику, сотрудники НКВД написали: «религиозна до фанатизма, средства к существованию добывает уроками Закона Божиего. Еще и разносит просфорки по верующим».

С какого времени вы стали почитательницей могилы касимовского царевича Иакова и часто ли там бывали? - начал допрашивать ее следователь.

Могилу царевича Иакова я почитаю с дореволюционного времени. До последнего времени посещаю эту могилу, где молюсь и иногда участвую в панихидах, совершаемых на могиле царевича Иакова священником Николаем Правдолюбовым.

Назовите всех почитателей могилы бывшего царевича Иакова.

Обычный ход чекистов - выведать, кто был и затем всех пленить.

На могиле царевича Иакова я... встречала... неизвестных для меня лиц... По их просьбе священник Николай Правдолюбов иногда совершал панихиды.

Давно ли вы стали почитательницей блаженной Матреши Беляковой и что вам известно о ее жизни и деятельности? - спросил Веру Николаевну следователь.

О высокой праведной жизни Матреши Беляковой я много слышала и почитала ее как блаженную и праведную, посылала ей посылку, но сама лично в ее квартире никогда не бывала и лично ее я не знаю.

Назовите всех известных вам почитателей Матреши Беляковой, посещающих ее квартиру.

Матрешу, как праведницу, почитают все верующие города Касимова и окрестных селений.

Какое участие вы принимали в исцелении больных у могилы царевича Иакова?

Сама больных на могилу царевича Иакова никого не приводила, но, бывая в часовне, встречала больных; по их просьбам молилась с ними вместе, мазала из лампады маслом, помогала приложиться к могиле... В предъявленном мне обвинении по статье 58, пункты 10 и 11 Уголовного кодекса виновной себя не признаю. Действительно, я активно прославляла царевича Иакова, но ничего контрреволюционного в этом я не вижу.

16 июля 1935 года следствие по делу церковной старосты было закончено, и, хотя так и не нашлось никаких доказательств ее антисоветской деятельности, следователь в обвинительном заключении написал, что она, «являясь активной участницей контрреволюционной группировки, в контрреволюционных целях активно прославляла могилу бывшего касимовского царевича Иакова, принимала участие в инсценировке на его могиле чудесных исцелений, распространяла всевозможные ложные слухи, то есть виновна в преступлении, предусмотренном статьей 58, пунктами 10 и 11 Уголовного кодекса».

2 августа 1935 года Особое Совещание при НКВД приговорило Веру Николаевну к пяти годам заключения в исправительно-трудовом лагере. Она была отправлена в один из лагерей Беломорско-Балтийского комбината, куда и прибыла 30 августа того же года.

Тяжелая работа в условиях каторжного лагеря подорвала ее здоровье, она тяжело заболела, и 19 февраля 1940 года ее положили в центральный лазарет при 1-м лагпункте Вечеракша.

Церковная староста и ревностная христианка Вера скончалась за две недели до окончания срока заключения на рассвете 14 июня 1940 года, когда солнце здесь почти незаходимо стоит над горизонтом, освещая этот суровый и прекрасный край.

Продолжу тему о воспитании веры. Одно из значений слова религия - благоговейное предстояние перед Всевышним, Создателем. Это качество души, эта добродетель наиболее необходима при отношениях человека с Богом, ибо Бог - это Тот, перед Которым преклоняют колени. Поэтому так важно даже в мелочах не позволять себе кощунственного, пренебрежительного, циничного отношения к святыне: и к святой воде, и священству, и храму, и богослужению. Поэтому так важно, приходя с детьми в храм, внимательно следить, чтобы дети не бегали по храму и не шумели. Если ребенок не воспитан, то с ним надо приходит минут за десять до причастия, например к молитве «Отче наш». Не умиляться тем, что ребенок шумит и издает какие-то звуки - это безобразие, потому что в храм люди приходят молиться, а молиться очень непросто, особенно когда из молитвы все время выбивают лишние движения, лишние звуки, возня.

Особенно важно благоговение в молитве. Некогда ученики обратились к Своему Божественному Учителю: «Учитель, научи нас молиться». Нельзя думать, что апостолы не умели молиться: как у всяких правоверных иудеев, у них наверняка были определенные молитвенные правила. Например у мусульман существует пятиразовый намаз, когда человек, несмотря на свою деятельность, обращается на восток и совершает определенные молитвы. Так свои правила существуют и у иудеев. Тем не менее, ученики ощущали, что молятся как-то не так и обратились с просьбой ео Христу, научить их молиться. И Господь ответил: «Когда молитесь, молитесь так: «Отче наш».

Эта молитва буквально повергла в шок, потому что никогда до сей поры человек не мыслил своих отношений с Богом в таком ключе. Бог - это Судия, Творец, справедливый Законодавец. Но если Он Отец, значит, я сын? Если я сын, значит, я наследник тех благ, которые Господь уготовал любящим Его, и это совсем иные отношения: обращаясь к Богу, мы должны благоговеть перед Ним, как перед Отцом.

Хотя в сегодняшней жизни наше несчастье в том, что у многих нет отцов. Де-факто они где-то есть, но назвать их отцами нельзя: они бросили, предали, отреклись. Но даже в семьях, где они есть, у детей далеко не всегда воспитано благоговейное отношение к отцам. Через родителей ребенок выстраивает проекцию к Богу. Научиться любить и слушаться Бога можно в основном через родителей. Любовь к родителям потом переходит на любовь к Отцу Небесному.

Значит молитву «Отче наш» мы никогда не должны читать скороговоркой, даже если она очень привычна и читается ежедневно по несколько раз. Мы должны медленно произносить «Отче наш», проговаривая и чувствуя вкус каждого слова, чтобы эта молитва всегда находила отражение в нашем сердце, чтобы ум не терял внимания в каждом слове молитвы и сердце всегда реагировало радостью и ликованием от того, что Бог нас называет Своими детьми, а значит мыслит нас и наследниками вечной жизни.

Священник Евгений Попиченко

Расшифровка: Юлия Подзолова

М ученица Вера родилась 17 августа 1880 года в селе Веряево Елатомского уезда Тамбовской губернии в семье смотрителя арестного дома Николая Самсонова. Окончив с отличием Касимовскую женскую гимназию, она работала учительницей в школе до тех пор, пока содержание преподавания не вошло в противоречие с ее религиозными взглядами, после того как власть в России захватили безбожники. Глубоко верующий и просвещенный человек, она ревностно относилась ко всему, что было связано с христианской верой и Церковью. В конце двадцатых годов Вера была избрана старостой Пятницкой церкви, расположенной в закрытом к тому времени безбожниками Казанском монастыре в Касимове.

Летом 1935 года сотрудники НКВД арестовали священников и мирян – почитателей блаженной Матроны, жившей в деревне Анемнясево Касимовского района, и царевича Иакова, скончавшегося в ХVII веке и погребенного на территории Казанского монастыря. Была арестована тогда и сама блаженная. Арестовали и Веру Самсонову. Давая ей характеристику, сотрудники НКВД написали: «религиозна до фанатизма, средства к существованию добывает уроками Закона Божьего... Еже и разносит просфорки по верующим».

Вера Николаевна была арестована 28 июня 1935 года и заключена в Бутырскую тюрьму в Москве.

– С какого времени вы стали почитательницей могилы касимовского царевича Иакова и часто ли там бывали? – начал ее допрашивать следователь.

– Могилу царевича Иакова я почитаю с дореволюционного времени. Я до последнего времени посещаю эту могилу, где молюсь и иногда участвую в панихидах, совершаемых на могиле царевича Иакова священником Николаем Правдолюбовым.

– Назовите всех почитателей могилы бывшего царевича Иакова.

– На могиле царевича Иакова я... встречала неизвестных для меня лиц... По их просьбе священник Николай Правдолюбов иногда совершал панихиды.

– Давно ли вы стали почитательницей блаженной Матреши Беляковой и что вам известно о ее жизни и деятельности? – спросил Веру Николаевну следователь.

– О высокой праведной жизни Матреши Беляковой я много слышала и, почитая ее как блаженную и праведную, послала ей посылку, но сама лично в ее квартире никогда не бывала, и лично ее я не знаю.

– Назовите всех известных вам почитателей Матреши Беляковой, посещающих ее квартиру.

– Матрешу, как праведницу, почитают все верующие города Касимова и окрестных селений.

– Объясните подробно ваше отношение к советской власти.

– Я не согласна с советской властью по вопросу отношения ее к религии, где я, как верующий человек, усматриваю открытое насилие над религией и верующими, проявляемое в форме насильственного – против желания верующих – закрытия храмов и разрушения их, кощунственного отношения к христианским святыням и арестов и высылки невинных духовенства и верующих. Также я не согласна с советской властью по вопросу отделения школы от Церкви, в результате чего дети не имеют возможности изучать Закон Божий и не получают надлежащего религиозно‐нравственного воспитания.

– Мы располагаем данными, что вы до последнего времени занимались тайным преподаванием Закона Божьего детям на квартирах родителей...

– Действительно, в первые годы после революции я после ухода из школьных работниц занималась тайным преподаванием Закона Божьего на квартирах родителей.

– Какое участие вы принимали в исцелении больных у могилы царевича Иакова?

– Сама больных на могилу царевича Иакова я никого не приводила, но, бывая в часовне на могиле, встречала больных; по их просьбам молилась с ними вместе, мазала из лампады гарным маслом, помогала приложиться к могиле... В предъявленном мне обвинении по статье 58, пункты 10 и 11 Уголовного кодекса виновной себя не признаю. Действительно, я активно прославляла... царевича Иакова, но ничего контрреволюционного в этом я не вижу.

16 июля 1935 года следствие по делу церковной старосты было закончено, и, хотя так и не нашлось никаких доказательств ее контрреволюционной деятельности, следователь в обвинительном заключении написал, что она, «являясь активной участницей контрреволюционной группировки, в контрреволюционных целях активно прославляла могилу бывшего касимовского царевича Иакова, принимала участие в инсценировке на его могиле чудесных исцелений и распространяла всевозможные ложные слухи, то есть [виновна] в преступлении, предусмотренном статьей 58, пунктами 10 и 11 Уголовного кодекса...».

2 августа 1935 года Особое Совещание при НКВД приговорило Веру Николаевну к пяти годам заключения в исправительно‐трудовом лагере, и она была отправлена в один из лагерей Беломорско-Балтийского комбината, куда прибыла 30 августа 1935 года.

Тяжелая работа в условиях каторжного лагеря подорвала ее здоровье, она тяжело заболела, и 19 февраля 1940 года ее положили в центральный лазарет при 1-м лагпункте Вечеракша. Церковная староста и ревностная христианка Вера скончалась за две недели до окончания срока заключения, на рассвете 14 июня 1940 года, когда солнце здесь почти незаходимо стоит над горизонтом, освещая этот суровый и прекрасный край.

Мученица Вера Самсонова. Фотография Веры Николаевны, хранившаяся у дочки священноисповедника Сергия Правдолюбова. Фото дома, в котором проживала мученица. (Фото прот. С. Правдолюбова. 14.06.2016)

Характеризуя Веру Николаевну Самсонову, сотрудники НКВД написали: «религиозна до фанатизма, средства к существованию добывает уроками Закона Божьего... Ежедневно посещает церкви и разносит просфорки по верующим». В обвинительном заключении они указали, что Вера Самсонова, «являясь активной участницей контрреволюционной группировки, в контрреволюционных целях активно прославляла могилу бывшего касимовского царевича Иакова, принимала участие в инсценировке на его могиле чудесных исцелений и распространяла всевозможные ложные слухи, то есть [виновна] в преступлении, предусмотренном статьей 58, пунктами 10 и 11 Уголовного кодекса...» (УФСБ России по Рязанской области. Д. 10719. т.1. Л.5 и Л.231.)

Самсонова Вера Николаевна родилась 17.08.1880 в селе Веряево, Тамбовской губернии Краеспасского уезда. Работала учительницей в городе Касимов, Рязанской области. Арестована в 1935 году по церковному делу. Получила 5 лет лагерей. Была заключена в Соловецкий лагерь особого назначения, где пробыла с 1935 по 1937 год. Была переведена на материк - в отделение СЛОНа (Карелия, Медвежьегорсклаг, лагпункт Сосновец). Умерла в заключении за две недели до освобождения 14.06.1940 года.

Я не согласна с советской властью по вопросу отношения ее к религии, где я, как верующий человек, усматриваю открытое насилие над религией и верующими, проявляемое в форме насильственного – против желания верующих – закрытия храмов и разрушения их, кощунственного отношения к христианским святыням и арестов и высылки невинных духовенства и верующих.
Ответ Веры Самсоновой на допросе

Из «Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века»

– Мы располагаем данными, что вы до последнего времени занимались тайным преподаванием Закона Божьего детям на квартирах родителей...

– Действительно, в первые годы после революции я после ухода из школьных работниц занималась тайным преподаванием Закона Божьего на квартирах родителей.

– Какое участие вы принимали в исцелении больных у могилы царевича Иакова?

Воспоминание прот. Анатолия Правдолюбова о святой мученице Вере

Совсем недавно был день Ангела одной старой девицы – Веры Николаевны Самсоновой, которая с нами вместе, в свое время, была в обители Соловецкой. Господь ее особенно возлюбил, она блаженно скончалась за день до своего освобождения. Это был человек, всецело посвятивший себя Богу, уневестившийся Небесному Жениху Христу от юности своей, и, несомненно, увенчанный от Него нетленным страдальческим венцом, так что смело можно к ней взывать (в келейной молитве, конечно) как к молитвеннице и ходатаице пред Богом о нас, еще не скончавших земного пути своего и постоянно нуждающихся в духовной поддержке.

Пришлось ей в пути очень много перенести. Ехали три женщины в общем, вагоне с мужчинами – заключенными. Естественную нужду приходилось отправлять при всех, так как в углу вагона была уборная, открытая взорам всех. Приходилось одной из трех всякий раз просить двух своих товарок загородить ее от взоров людских. Также много страдала В. Н. от работ, к которым она была непривычна и неспособна по болезненному своему состоянию. Но, являясь в соловецкую трапезную, она всегда была благодушна, светла, иногда очень мило улыбалась; так однажды улыбнулась, увидев неожиданно для себя огромную рыжую с проседью бороду дяди о. Николая .
04.10.1976. Опубл. прот. Сергий Правдолюбов. 14.06.2016.

– Сама больных на могилу царевича Иакова я никого не приводила, но, бывая в часовне на могиле, встречала больных; по их просьбам молилась с ними вместе, мазала из лампады гарным маслом, помогала приложиться к могиле... В предъявленном мне обвинении по статье 58, пункты 10 и 11 Уголовного кодекса виновной себя не признаю. Действительно, я активно прославляла... царевича Иакова, но ничего контрреволюционного в этом я не вижу.

16 июля 1935 года следствие по делу церковной старосты было закончено, и, хотя так и не нашлось никаких доказательств ее контрреволюционной деятельности, следователь в обвинительном заключении написал, что она, «являясь активной участницей контрреволюционной группировки, в контрреволюционных целях активно прославляла могилу бывшего касимовского царевича Иакова, принимала участие в инсценировке на его могиле чудесных исцелений и распространяла всевозможные ложные слухи, то есть [виновна] в преступлении, предусмотренном статьей 58, пунктами 10 и 11 Уголовного кодекса...»

2 августа 1935 года Особое Совещание при НКВД приговорило Веру Николаевну к пяти годам заключения в исправительно-трудовом лагере, и она была отправлена в один из лагерей Беломорско-Балтийского комбината, куда прибыла 30 августа 1935 года.

Тяжелая работа в условиях каторжного лагеря подорвала ее здоровье, она тяжело заболела, и 19 февраля 1940 года ее положили в центральный лазарет при 1-м лагпункте Вечеракша. Церковная староста и ревностная христианка Вера скончалась за две недели до окончания срока заключения, на рассвете 14 июня 1940 года, когда солнце здесь почти незаходимо стоит над горизонтом, освещая этот суровый и прекрасный край. ( «Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века. Июнь». Тверь. 2008. С. 6-8 ).

А того дома больше нет

"А мне с горечью вспоминается 2005 год, когда 22 июля, находясь в Касимове, я по Следственному делу Соловецких узников разыскивал адреса тех заключенных, материалы которых мне удалось прочесть. Разыскал я и бывшую улицу Луначарского, дом 6, в котором жила святая мученица Вера с своей сестрой. Улица носила уже другое название, академика Уткина, но дом был цел и невредим. Дом стоял деревянный, прекрасной архитектуры, с высокими потолками. Я обошел его весь и сфотографировал. Зашел во двор, увидел женщину, жившей на первом этаже, спросил про Веру Николаевну. Она указала на открытые окна второго этажа. Там уже никто не жил. Надо было подняться и посмотреть, запечатлеть хоть что-нибудь из того времени. Но я тогда сильно устал и поленился подниматься на второй этаж. Решил это сделать в следующий раз, недели через две. Но второго раза уже не суждено было сделать. Через две недели я не смог приехать, а осенью дом сгорел полностью и всё уничтожилось. Остались мои снимки, старые каменные белокаменные плиты, по которой вели арестованную, ворота, двор. Как быстро исчезает мученическое прошлое…" (, прот. Святая мученица Вера (Самсонова). 14.06.2016).

Мученица Вера Самсонова была канонизирована Архиерейским Собором Русской Православной Церкви (13-16 августа 2000 г.) и Священным Синодом (определение от 27 декабря 2000 г.) по представлению Рязанской епархии. Днем Памяти выбран день мученической кончины (1940) - первое воскресение, начиная от 25.01/07.02 (Ст.Ст. 01/06; Нов.Ст. 14/06)

Дни памяти

Первое воскресение, начиная от 25.01/07.02 (Собор новомучеников и исповедников Российских)
14.06 (день мученической кончины, 1940 г.)

Библиография

Деяние Юбилейного Освященного Аpхиеpейского Собоpа Русской Пpавославной Цеpкви о собоpном пpославлении новомучеников и исповедников Российских XX века. Москва, 12-16 августа 2000 г.
Журнал N 7 заседания Священного Синода Русской Православной Церкви от 27.12.2000.

Редакция "СоловкиЭнциклопедия" выражает глубокую благодарность Владимиру Правдолюбову и Алексею Сафронову за помощь в создании страниц, посвященных уникальной династии православных священников Правдолюбовых.

Первые христианские святые были мучениками. Мученики в переводе с греческого значит «свидетели», путем страданий они свидетельствовали об истинной вере, о силе и твердости своего упования. Чем страшнее были гонения, тем шире распространялось и укреплялось христианство, ибо, по словам Тертуллиана, «кровь мучеников - семя христианства».

В советские годы, во время гонения на Церковь, когда попирались и уничтожались все нравственные и человеческие законы, тысячи и тысячи новомучеников засвидетельствовали свою веру в Христа, в будущее России. Среди новомучеников были и архиереи, и простые сельские священники, монашествующие и миряне, - все те, кто имел мужество не дать сломать себя и затоптать веру своих предков.

28 июня 1935 года в Касимове по делу «попов Правдолюбовых и больного выродка Матрены Беляковой» было арестовано 10 верующих, среди них - свмч. Николай Правдолюбов, блаж. Матрона Анемнясевская, Вера Самсонова и другие. Поводом для ареста послужила рукопись жизнеописания блаженной старицы, которую принесли в НКВД.

Рукопись содержала также жития двух подвижников благочестия города Касимова: царевича Иакова, жившего в XVII веке, и Петра Отшельника, современника преподобного Серафима Саровского. Жизнеописание блаженной Матроны было составлено еще в 1933 году свщн. Николаем и мч. Владимиром Правдолюбовами, родными братьями. Эту рукопись обнаружил в наши дни в архиве ФСБ потомок этой удивительной священнической династии, протоиерей Сергей Правдолюбов, настоятель московского храма Живоначальной Троицы в Троицком-Голенищеве.

Блаженная Матрона до ареста жила в родном селе Анемнясево Касимовского уезда Рязанской губернии. Сначала Матрёша была обычным ребенком, но после перенесенной оспы ослепла. А после родительских побоев уже никогда больше не могла подняться с постели. Маленькой девочке трижды явилась Сама Божия Матерь, которая утешала и наставляла ее. Постепенно к ней стали приходить люди, прося помощи и исцелений. И все получали просимое. После революции к старице приходило особенно много несчастных и обездоленных людей.

В 1930-е годы отец Николай Правдолюбов служил в Касимове, здесь же старостой Пятницкой церкви, расположенной в закрытом к тому времени Казанском монастыре была Вера Николаевна Самсонова, которая помогала ему составлять жизнеописания касимовских подвижников.

Будущая нвмуч. Вера Самсонова родилась 17 августа 1880 года в селе Веряево Елатомского уезда Тамбовской губернии в семье смотрителя арестного дома. Окончив с отличием Касимовскую женскую гимназию, работала учительницей в школе. Когда же иконы стали выносить из классов, она ушла из советской школы. По ее мнению, школа должна быть не только центром образования, но, в первую очередь, христианского и нравственного воспитания. Как позднее она говорила на допросе:

  • Объясните подробно ваше отношение к советской власти.
  • Я не согласна с советской властью по вопросу отношения ее к религии, где я, как верующий человек, усматриваю открытое насилие над религией и верующими, проявляемое в форме насильственного - против желания верующих - закрытия храмов и разрушения их, кощунственного отношения к христианским святыням и арестов и высылки невинных духовенства и верующих. Также я не согласна с советской властью по вопросу отделения школы от Церкви, в результате чего дети не имеют возможности изучать Закон Божий и не получают надлежащего религиозно-нравственного воспитания.
  • Мы располагаем данными, что вы до последнего времени занимались тайным преподаванием Закона Божьего детям на квартирах родителей...
  • Действительно, в первые годы после революции я после ухода из школьных работниц занималась тайным преподаванием Закона Божьего на квартирах родителей.

Вера Самсонова твердо хранила и открыто исповедовала православную веру. Будучи старостой Пятницкой церкви, с большой любовью и почитанием относилась к находившейся на территории монастыря часовне над могилой касимовского царевича Иакова, помазывала желающих маслом из лампады над могилой царевича, рассказывала о нем богомольцам. Жители Касимова почитали могилу царевича Иакова (+1677), внука последнего касимовского хана Арслана. Царевич еще в детстве получил исцеление пред Казанской иконой Божией Матери в Казанском монастыре и благотворил обители. Как бывшая учительница Вера Николаевна для каждого могла найти необходимые слова, утешить, вместе помолиться.

Будущий арест касимовских верующих предсказала старица Матрона. Когда о. Николай и Владимир Правдолюбовы были у старицы, она не дала им и слова промолвить, а быстро-быстро стала говорить о том, что нужно быть твердым в испытаниях, не бояться идти за Христа на смерть…

После ареста Вера Самсонова была заключена в Бутырскую тюрьму в Москве. Давая ей характеристику, сотрудники НКВД писали: «религиозна до фанатизма, средства к существованию добывает уроками Закона Божьего... Ежедневно посещает церкви и разносит просфорки по верующим» .

На допросах было много вопросов о почитании касимовского царевича Иакова. Острожные и взвешенные ответы Веры Николаевны не позволили расширить круг подозреваемых лиц.

  • С какого времени вы стали почитательницей могилы касимовского царевича Иакова и часто ли там бывали? - начал ее допрашивать следователь.
  • Могилу царевича Иакова я почитаю с дореволюционного времени. Я до последнего времени посещаю эту могилу, где молюсь и иногда участвую в панихидах, совершаемых на могиле царевича Иакова священником Николаем Правдолюбовым.
  • Назовите всех почитателей могилы бывшего царевича Иакова.
  • На могиле царевича Иакова я... встречала неизвестных для меня лиц... По их просьбе священник Николай Правдолюбов иногда совершал панихиды.
  • Какое участие вы принимали в исцелении больных у могилы царевича Иакова?
  • Сама больных на могилу царевича Иакова я никого не приводила, но, бывая в часовне на могиле, встречала больных; по их просьбам молилась с ними вместе, мазала из лампады гарным маслом, помогала приложиться к могиле... В предъявленном мне обвинении по статье 58, пункты 10 и 11 Уголовного кодекса виновной себя не признаю. Действительно, я активно прославляла... царевича Иакова, но ничего контрреволюционного в этом я не вижу.

Следователи спрашивали также и о почитании блаженной старицы Матроны Анемнясевской:

  • Давно ли вы стали почитательницей блаженной Матреши Беляковой и что вам известно о ее жизни и деятельности?
  • О высокой праведной жизни Матреши Беляковой я много слышала и, почитая ее как блаженную и праведную, послала ей посылку, но сама лично в ее квартире никогда не бывала, и лично ее я не знаю.
  • Назовите всех известных вам почитателей Матреши Беляковой, посещающих ее квартиру.
  • Матрешу, как праведницу, почитают все верующие города Касимова и окрестных селений.

Уже 16 июля 1935 года, менее чем через месяц после ареста, следствие было закончено. В обвинительном заключении говорилось: В.Н.Самсонова, «являясь активной участницей контрреволюционной группировки, в контрреволюционных целях активно прославляла могилу бывшего касимовского царевича Иакова, принимала участие в инсценировке на его могиле чудесных исцелений и распространяла всевозможные ложные слухи, то есть [виновна] в преступлении, предусмотренном статьей 58, пунктами 10 и 11 Уголовного кодекса...»

2 августа 1935 года Особым Совещанием при НКВД она была приговорена к пяти годам заключения в исправительно-трудовом лагере и отправлена в один из лагерей Беломорско-Балтийского комбината, куда была доставлена 30 августа.

Тяжелая работа в условиях каторжного лагеря подорвала ее здоровье. 19 февраля 1940 года ее положили в центральный лазарет при 1-м лагпункте Вечеракша. Скончалась на рассвете 14 июня 1940 года в лагпункте Сосновец Медвежьегорсклага Карело-Финской ССР, за две недели до окончания срока заключения.

Блаженная Матрона почила в 1936 году в Москве. Отец Николай Правдолюбов был осужден на пять лет. После освобождения вскоре опять был арестован и 13 августа 1941 года расстрелян во дворе Рязанской тюрьмы.

27 декабря 2000 года определением Священного Синода священник Николай Правдолюбов, Вера Николаевна Самсонова были причислены к лику новомучеников и исповедников Российских для общецерковного почитания. Матрона Анемнясевская в 1999 году была прославлена как местночтимая святая Рязанской епархии, а на юбилейном Архиерейском Соборе в 2000 году также прославлена для общецерковного почитания.

Вера Николаевна Самсонова (1880 - 1940), церковная староста, мученица.
Память 1 июня, в Соборах Новомучеников и Исповедников Российских и Соловецких, а также и среди Рязанских Святых.

Родилась 17 августа 1880 года в селе Веряево Елатомского уезда Тамбовской губернии в семье смотрителя арестного дома. Окончив с отличием Касимовскую женскую гимназию, она работала учительницей в школе до тех пор, пока содержание преподавания после революции не вошло в противоречие с ее религиозными взглядами.

В конце 1920-х была избрана старостой Пятницкой церкви, расположенной в закрытом к тому времени Казанском монастыре в Касимове. С большой любовью и почитанием относилась к находившейся на территории монастыря часовне над могилой касимовского царевича Иакова. Она часто молилась в часовне, помазывала желающих маслом из лампады над могилой царевича, рассказывала о нем богомольцам.

28 июня 1935 года была была арестована вместе с настоятелем Пятницкой церкви сщмч. Николаем Правдолюбовым по делу «попов Правдолюбовых и... Матрены Беляковой», заключена в Бутырскую тюрьму в Москве.

Давая ей характеристику, сотрудники НКВД написали: «религиозна до фанатизма, средства к существованию добывает уроками Закона Божьего... Ежедневно посещает церкви и разносит просфорки по верующим».

– С какого времени вы стали почитательницей могилы касимовского царевича Иакова и часто ли там бывали? – начал ее допрашивать следователь.
– Могилу царевича Иакова я почитаю с дореволюционного времени. Я до последнего времени посещаю эту могилу, где молюсь и иногда участвую в панихидах, совершаемых на могиле царевича Иакова священником Николаем Правдолюбовым.
– Назовите всех почитателей могилы бывшего царевича Иакова.
– На могиле царевича Иакова я... встречала неизвестных для меня лиц... По их просьбе священник Николай Правдолюбов иногда совершал панихиды.
– Давно ли вы стали почитательницей блаженной Матреши Беляковой и что вам известно о ее жизни и деятельности? – спросил Веру Николаевну следователь.
– О высокой праведной жизни Матреши Беляковой я много слышала и, почитая ее как блаженную и праведную, послала ей посылку, но сама лично в ее квартире никогда не бывала, и лично ее я не знаю.
– Назовите всех известных вам почитателей Матреши Беляковой, посещающих ее квартиру.
– Матрешу, как праведницу, почитают все верующие города Касимова и окрестных селений.
– Объясните подробно ваше отношение к советской власти.
– Я не согласна с советской властью по вопросу отношения ее к религии, где я, как верующий человек, усматриваю открытое насилие над религией и верующими, проявляемое в форме насильственного – против желания верующих – закрытия храмов и разрушения их, кощунственного отношения к христианским святыням и арестов и высылки невинных духовенства и верующих. Также я не согласна с советской властью по вопросу отделения школы от Церкви, в результате чего дети не имеют возможности изучать Закон Божий и не получают надлежащего религиозно-нравственного воспитания.
– Мы располагаем данными, что вы до последнего времени занимались тайным преподаванием Закона Божьего детям на квартирах родителей...
– Действительно, в первые годы после революции я после ухода из школьных работниц занималась тайным преподаванием Закона Божьего на квартирах родителей.
– Какое участие вы принимали в исцелении больных у могилы царевича Иакова?
– Сама больных на могилу царевича Иакова я никого не приводила, но, бывая в часовне на могиле, встречала больных; по их просьбам молилась с ними вместе, мазала из лампады гарным маслом, помогала приложиться к могиле... В предъявленном мне обвинении по статье 58, пункты 10 и 11 Уголовного кодекса виновной себя не признаю. Действительно, я активно прославляла... царевича Иакова, но ничего контрреволюционного в этом я не вижу.
16 июля 1935 года следствие по делу церковной старосты было закончено, и, хотя так и не нашлось никаких доказательств ее контрреволюционной деятельности, следователь в обвинительном заключении написал, что она, «являясь активной участницей контрреволюционной группировки, в контрреволюционных целях активно прославляла могилу бывшего касимовского царевича Иакова, принимала участие в инсценировке на его могиле чудесных исцелений и распространяла всевозможные ложные слухи, то есть [виновна] в преступлении, предусмотренном статьей 58, пунктами 10 и 11 Уголовного кодекса...».

2 августа 1935 года Особым Совещанием при НКВД была приговорена к пяти годам заключения в исправительно-трудовом лагере. Она была отправлена в один из лагерей Беломорско-Балтийского комбината, куда прибыла 30 августа того же года.

Тяжелая работа в условиях каторжного лагеря подорвала ее здоровье, она тяжело заболела, и 19 февраля 1940 года ее положили в центральный лазарет при 1-м лагпункте Вечеракша.

Скончалась на рассвете 14 июня 1940 года в лагпункте Сосновец Медвежьегорсклага Карело-Финской ССР, за две недели до окончания срока заключения.

27 декабря 2000 года определением Священного Синода была причислена к лику Новомучеников и Исповедников Российских для общецерковного почитания.



error: Content is protected !!