Тропари и кондаки двунадесятых. Когда следует читать тропари и кондаки двунадесятым праздникам? Тропарь Крещения Господня

Тропари двунадесятых праздников

(в порядке церковного года, начинающегося с сентября месяца) .

Тропарь Рождества Пресвятой Богородицы

Рождение Твоё, Богородица Дева, объявило радость всей вселенной (всему населённому миру); ибо из Тебя воссияло Солнце правды – Христос Господь наш; уничтожив проклятие, Он дал нам благословение и, низложив смерть, даровал нам вечную жизнь.

Тропарь Воздвижения Креста Господня

Спаси, Господи, люди Твои, и благослови достояние Твоё, победы православным христианам на сопротивныя даруя, и Твоё сохраняя Крестом Твоим жительство.

Тропарь Введения во храм Пресвятой Богородицы

Ныне день благоволения (к нам) Божия и предвестия о спасении людей: Дева торжественно является в храме Божием и предвозвещает всем о Христе. К Ней и взываем мы во весь голос: радуйся, исполнение промышления о нас Создателя.

Тропарь Рождества Христова

Твоё рождение, Христос Господь наш, озарило мир светом Богопознания, ибо тогда служившие звёздам, как Богу, звездою научены (были) поклоняться Тебе, Солнцу правды, и познать Тебя, Восток с высоты. Господь, слава Тебе.

Тропарь Крещения Господня

Когда Ты, Господь, крестился во Иордане, открылось поклонение (прославление) Святой Троицы: ибо голос Родителя свидетельствовал о Тебе, называя Тебя возлюбленным Сыном, и Дух в виде голубя подтверждал истину (сего) слова. Христос Господь, явившийся в мир, слава Тебе.

Тропарь Сретения Господня

Радуйся, благодатная Богородица Дева, ибо из Тебя воссияло Солнце правды – Христос Господь наш, просвещающий находящихся во тьме. Веселись и ты, старец праведный, принявший в объятия Избавителя душ наших, дарующего нам воскресение.

Тропарь Благовещения Пресвятой Богородицы

Тропарь Входа Господня в Иерусалим

(Праздник за неделю до Пасхи)

Общее воскресение прежде Своего страдания утверждая, воскресил Ты из мёртвых, Христос Господь, Лазаря. Поэтому и мы, как дети (еврейские ), носящие знаки победы, восклицаем Тебе, Победителю смерти: спасение с неба, благословен Идущий во имя Господне.

Тропарь Пасхи

Христос воскрес из мёртвых, смертью смерть поправ и сущим во гробах жизнь даровав

Тропарь Вознесения Господня

(Праздник через 40 дней после Пасхи)

Христос Господь наш! Ты вознёсся во славе, исполнив радостью учеников Своих через обещание им Духа Святого, Своим благословением уверил их в том, что Ты Сын Божий, Избавитель мiра.

Тропарь Пятидесятницы

(Праздник через 50 дней после Пасхи)

Благословен Ты, Христос Господь наш, явивший премудрых ловцов (в апостолах), ниспослав им Святого Духа, и ими уловивший вселенную. Слава Тебе, Человеколюбивый.

Тропарь Преображения Господня

Христос Господь, Ты преобразился на горе, показав ученикам Своим славу Свою, насколько они могли (её видеть). По молитвам Богородицы да воссияет нам грешным вечный Твой свет. Дарующий свет, слава Тебе.

Тропарь Успения Пресвятой Богородицы

Ныне начало нашего спасения и открытие бывшей от века тайны. Сын Божий становится Сыном Девы, и Гавриил благовествует благодать. Посему и мы с ним воскликнем Богородица: радуйся. Благодатная, Господь с Тобою.

Из книги Толковый Типикон. Часть II автора Скабалланович Михаил

Тропари на Бог Господь Перейдя от грустно-покаянного настроения в празднично-радостное и от ветхозаветных чувств к тому живому предощущению спасения, какое дается подбором мест из 117 пс, песни утрени теперь переходят на прямой христианский язык. Это делается чрез

Из книги Дни богослужения Православной Кафолической Восточной Церкви автора

Воскресные тропари Заменяя собою на некоторых службах все другие песни, тропарь в сжатом виде изображает самую суть празднуемого события. Это делают и воскресные тропари, поемые на Бог Господь, часах и литургии. Но тогда как одни из них рисуют более картину, внешнюю

Из книги О поминовении усопших по уставу православной церкви автора Епископ Афанасий (Сахаров)

Ирмос и тропари Более, чем библейские песни, значительную по объему часть канона составляют присоединяемые к стихам их песнопения позднейшего составления, в которых различаются два вида: ирмос и тропари канона. Ирмос (?????? - связь, ряд), как показывает самое название его,

Из книги Служебник автора Адаменко Василий Иванович

Тропари и кондаки В мысли, что на входе священнослужителей в алтарь происходит вход туда и святых, Церковь, естественно, в этот момент воспевает святых, назначая после входа тропари и кондаки им. На литургии иногда (в будни) это единственное место, посвящаемое памяти дня.

Из книги Литургика автора (Таушев) Аверкий

Причина помещения дней постных после праздников непреходящих и отличие этих дней от праздников. Говоря о днях богослужения в порядке более историческом, переходим от непреходящих праздников к постам, потому что учреждение их зависело от установления праздников, перед

Из книги Конспекты лекций по литургике автора (Тахи–Заде) Михаил

ПРЕДПРАЗДНСТВА И ПОПРАЗДНСТВА ДВУНАДЕСЯТЫХ ПРАЗДНИКОВ В предпразднство и попразднство двунадесятых праздников, кроме Рождества Христова, Богоявления и Пятидесятницы, содержание богослужения принимает уже исключительно праздничный характер, и октоих в будничные дни

Из книги Семь смертных грехов. Наказание и покаяние автора Исаева Елена Львовна

Из книги Таинство смерти автора Василиадис Николаос

«Бог Господь» и Тропари Сразу после Великой ектении диакон возглашает, а лик громко и радостно поет славословие в честь Господа, пришедшего на землю для спасения мiра: Бог Господь и явися нам, благословен грядый во имя Господне (Пс. 117, 26-27), то есть: «Господь есть Бог, и Он

Из книги Молитвенник автора Гопаченко Александр Михайлович

Тропари по входе Здесь бывает много разного рода ошибок. Обычно yстав об этих тропарях излагается весьма громоздко и маловразyмительно.Постараюсь по возможности кратко его изложить.Тропари по входе (понятное дело, что по Малом входе) на седмичной литyргии без красного

Из книги автора

Тропари Троичные Восставше от сна, припадаем Ти, Блаже, и ангельскую песнь вопием Ти, Сильне: Свят, Свят, Свят еси, Боже, Богородицею помилуй нас.Слава Отцу и Сыну и Святому Духу: От одра и сна воздвигл мя еси, Господи, ум мой просвети и сердце, и устне мои отверзи, во еже пети

Из книги автора

Тропари Помилуй нас, Господи, помилуй нас; всякаго бо ответа недоумеюще, сию Ти молитву яко Владыце грешнии приносим: помилуй нас.Слава: Господи, помилуй нас, на Тя бо уповахом; не прогневайся на ны зело, ниже помяни беззаконий наших, но призри и ныне яко благоутробен, и

Из книги автора

Тропари по «Непорочных» Вслед за «Непорочными» торжественно поются глубокие по своему богословскому содержанию «Благословенны», называемые так по словам 12–го стиха псалма 118, {стр. 355} которые исполняются в конце каждого тропаря: «Благословен еси, Господи, научи мя

Из книги автора

Тропари Троичны Воставше от сна, припадаем Ти, Блаже, и ангельскую песнь вопием Ти, Сильне: свят, свят, свят еси, Боже, Богородицею помилуй нас.Слава: От одра и сна воздвигл мя еси, Господи; ум мой просвети и сердце, и устне мои отверзи, во еже пети Тя, Святая Троице: свят, свят,

Из книги автора

Тропари за упокой, гл. 5 Припев: Благословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим.Святых лик обрете источник жизни и дверь райскую, да обрящу и аз путь покаянием, погибшее овча аз есмь, воззови мя, Спасе, и спаси мя. Благословен еси…Агнца Божия проповедавше, и заклани

Из книги автора

Тропари воскресные С Богородичными, кондаками, догматиками, прокимнами и

Из книги автора

Тропари дневные С кондаками, прокимнами, аллилуиа и

делятся на Господские, посвященные Иисусу Христу или другим Лицам Святой Троицы, и на Богородичные, посвященные Богоматери.

Господских двунадесятых праздников 7 : Воздвижение Креста, Рождество Христово, Богоявление, Вход в Иерусалим, Вознесение, Троица, Преображение.

Богородичных двунадесятых праздников 4 : Рождество Богородицы, Введение во храм, Благовещение, Успение.

И один двунадесятый праздник — Сретенье Господне — в церковной традиции считается не только праздником в честь Христа, но и Богородичным, хотя по особенностям богослужения тяготеет больше к Богородичным двунадесятым праздникам.

Господские двунадесятые праздники стоят выше Богородичных, и в особенностях богослужения в эти праздники, и это проявляется следующим образом: если Господские праздники попадают на воскресный день, то поется одна только праздничная служба, воскресная отменяется, а в Богородичные праздники, случившиеся в воскресенье, первенствует воскресная служба. Кроме того, все Господские праздники имеют особые праздничные антифоны (начальные песнопения Литургии), которые поются на Литургии в сам день праздника, в Богородичные же праздники поются обычные воскресные антифоны.

Все двунадесятые праздники, как Господские, так и Богородичные, имеют особые дни: предпразднство, попразднство и отдание праздника.

Предпразднство — это дни, подготавливающие праздник, попразднство — продолжение праздника и отдание — это как бы снова сам праздник, своего рода заключительная точка в праздновании праздника.

Некоторые из Господских праздников, кроме того, предваряются и заключаются особыми субботами и неделями (воскресными днями).

Двунадесятые праздники имеют по одному дню предпразднства, за исключением Рождества Христова, которое имеет 5 дней предпразднства и Богоявления, имеющего 4 предпразднственных дня.

Число дней попразднства бывает неодинаковым — от 1 до 8 дней, смотря по большей или меньшей близости одних праздников к другим или к дням поста. Последний день попразднства носит название отдания праздника и отличается от остальных дней попразднства большей торжественностью богослужения, имея в службе большую часть песнопений и молитв самого праздника.

В структуре праздника является древнее восприятие времени как живой, пульсирующей сущности, в которой каждое событие постепенно подготавливается, постепенно убывает и перед тем как исчезнуть, еще раз вспыхивает яркой точкой. И чем важнее событие, чем больше праздник — тем более развернутой бывает эта структура.

В музыкальном плане эта праздничная структура проявляется особенно ярко и выпукло.

В период предпразднства на службах, посвященных рядовым дням Минеи, начинают появляться песнопения грядущего великого праздника, все увеличиваясь в количестве и достигая кульминации в сам день праздника, когда поются только одни эти праздничные песнопения. В дни попразднства содержание служб опять возвращается к святым и событиям Минеи, но также имеет и праздничные песнопения, количество которых все уменьшается, а в день отдания праздника снова преобладают.

Клирос храма

Среди особых песнопений двунадесятых праздников следует отметить праздничные ирмосы канонов, которые, перемежаясь с чтением тропарей канона, раскрывают смысл и место данного праздника в Священной Истории и жизни человека. На Литургии вместо песнопения «Достойно есть» поется особый Задостойник (т.е. «за» (вместо) «Достойно…»), который также, как и «Достойно есть» прославляет Божию Матерь, но уже в свете данного праздника. Текстом задостойника является ирмос 9-й песни праздничного Канона.

Эти песнопения по своей музыке чаще всего являются авторскими сочинениями или обработками духовных композиторов. Кроме того, каждый двунадесятый праздник имеет свои особые стихиры, тропари, кондаки и величания, которые, даже если поются на указанный глас, имеют всегда праздничный вариант звучания.

На все двунадесятые праздники имеются так называемые

На детском утреннике в храме — будущий клирос

Клирос храма

На праздничной Всенощной всех двунадесятых праздников служится лития (что значит «усиленное моление»). На литии поминаются общецерковные и местные святые, произносятся особые прошения об избавлении от всяческих бедствий. В это время поется особая ектения с многократным «Господи, помилуй». Затем бывает благословение пяти хлебов (в память о Евангельском чуде насыщения 5 000 человек пятью хлебами), а также пшеницы, вина и елея (масла). Этот обычай идет с глубокой древности — это освящение «плодов земли», во время которого люди молят Бога о ниспослании изобилия, благоденствия и мира. Во время каждения хлебов трижды торжественно поется тропарь праздника.

В древности, когда Всенощное бдение продолжалось всю ночь, благословение хлебов совершалось для подкрепления сил молящихся на братской трапезе в конце вечерни перед утреней. Этот обычай сохраняется и ныне в некоторых монастырях, например, на Афоне. В наших храмах раздробленные кусочки хлебов, политые вином, раздают молящимся во время елеопомазания.

Лития совершается не только на двунадесятые праздники, но и праздники великих святых и чтимых Богородичных икон, а также престольные (праздник храма). По церковному уставу лития совершается на каждый воскресный день, но в современной приходской практике РПЦ она опускается.

ТРОПАРИ ДВУНАДЕСЯТЫХ ПРАЗДНИКОВ

Рождество Твое, Богородице Дево,
радость возвести всей вселенней:
из Тебе бо возсия Солнце правды, Христос Бог наш,
и, разруши́в клятву, даде́ благословение,
и упразднив смерть, дарова́ нам живот вечный.

Пресвятая Богородица! Ты родилась, и все люди обрадовались, потому что от Тебя родился Христос, наш Бог, наш свет. Он снял с людей проклятье и дал благословение; Он уничтожил смертное мучение в аду и дал нам вечную жизнь на небесах.

Спаси, Господи, люди Твоя,
И благослови достояние Твое,
Победы на сопроти́вныя да́руя,
И Твое сохраняя Крестом Твоим жительство.

Днесь благоволения Божия предображе́ние
и человеков спасения пропове́дание;
в храме Божии ясно Дева является,
и Христа всем предвозвещает.

Той и мы велегласно возопиим:
радуйся, смотрения Зижди́телева исполнение.

Сегодня в Божий храм пришла Дева Мария, и люди узнали, что скоро явится милость Божия, скоро Бог спасет людей. Мы будем так хвалить Богородицу, радуйся, Ты даешь нам милость Божию.

Рождество Твое, Христе Боже наш,
возсия мирови свет разума:
в нем бо звездам служащии звездою уча́хуся
Тебе кланятися Солнцу правды,
и Тебе ведети с высоты Востока.
Господи, слава Тебе.

Рождество Твое, Христос Бог наш, осветило мир истиной, потому что тогда волхвы, кланявшиеся звездам, со звездой пришли к Тебе, как к настоящему солнцу, и узнали Тебя, как настоящий восход. Господи, Слава Тебе.

Во Иордане креща́ющуся Тебе, Господи,
тро́ическое явися поклонение:
Родителев бо глас свидетельствоваше Тебе,
возлюбленнаго Тя Сына именуя,
и Дух, в виде голубине,
извествоваше словесе утверждение.

Явле́йся, Христе Боже,
и мир просвеще́й, слава Тебе.

Когда Ты, Господи, крестился во Иордане, люди узнали Святую Троицу, потому что голос Бога Отца называл Тебя любимым Сыном, а Дух Святой, в виде голубя, эти слова подтверждал. Ты, Господи, пришел на землю и дал людям свет, слава Тебе.

Радуйся, благодатная Богородице Дево,
из Тебе бо возсия́ Солнце правды Христос Бог наш,
просвеща́яй сущия во тьме;
веселися и ты, старче праведный,
прие́мый во объятия Свободителя душ наших,
да́рующаго нам воскресение.

Радуйся, получившая милость Божию, Богородица Дева, потому что от Тебя родился Христос Бог наш, наше солнце правды, осветившее нас темных людей. И ты, праведный старец, радуйся, потому что ты носил на руках Спасителя наших душ.

Днесь спасения нашего глави́зна,

и еже от века таинства явление:
Сын Божий Сын Девы бывает,
и Гавриил благодать благовеству́ет.

Тем же и мы с ним Богородице возопии́м:
радуйся, благодатная,
Господь с Тобою.

Сегодня начало нашего спасения, сегодня открытие вечной тайны: Сын Божий стал Сыном Девы Марии, и об этой радости говорит Гавриил. И мы с ним Богородице будем петь; радуйся, милостивая, Господь с Тобою.

ВХОД ГОСПОДЕНЬ В ИЕРУСАЛИМ (воскресенье перед Пасхой)

Общее воскресение

прежде Твоея́ страсти уверяя,
из ме́ртвых воздвигл еси Лазаря, Христе Боже.

Тем же и мы, яко о́троцы, победы зна́мение носяще,
Тебе, Победителю смерти, вопие́м:
осанна в вышних,
благословен гряды́й во имя Господне.

Ты, Христе Боже, перед своими страданиями воскресил из мертвых Лазаря, чтобы всякий веровал в свое воскресение. Поэтому и мы, зная, что воскреснем, Тебе поем, как прежде пели дети: Осанна в вышних, слава Тебе, пришедшему для славы Божией.

ВОЗНЕСЕНИЕ ГОСПОДНЕ (40-й день по Пасхе, четверг)

Вознеслся еси во славе, Христе Боже наш,
радость сотворивый учеником,
обетованием Святаго Духа,
извеще́нным им бывшим благословением:
яко Ты еси Сын Божий, Изба́витель мира.

Ты, Христе Боже, обрадовал своих учеников, когда вознесся на небо и обещал послать им Святого Духа, Ты их благословил, и они верно узнали, что Ты Сын Божий, Спаситель мира.

ДЕНЬ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ.
ПЯТИДЕСЯТНИЦА (50-й день после Пасхи)

Благословен еси, Христе Боже наш,
иже премудры ловцы явле́й,
ниспослав им Духа Святаго,
и теми уловле́й вселенную,
Человеколюбче, слава Тебе.

Ты, Христе Боже, сделал премудрыми простых рыбаков, когда послал им Святого Духа. Апостолы научили весь мир. Слава Тебе за такую любовь к людям.

Преобразился еси на горе, Христе Боже,
показа́вый учеником Твоим славу Твою,
якоже можа́ху; да возсияет и нам грешным
свет Твой присносу́щный,
молитвами Богородицы,
Светодавче, слава Тебе.

Ты, Христе Боже, преобразился на горе и показал апостолам Твою Божию славу. По молитвам Богородицы и нам грешным покажи Свой свет вечный. Слава Тебе.

В рождестве девство сохранила еси,
во успении мира не оставила еси, Богородице,
преста́вилася еси к животу, Мати су́щи Живота,
и молитвами Твоими избавляеши от смерти души наша.

Ты, Богородица, девой родила Христа и после смерти не забыла людей. Ты опять стала жить, потому что Ты Мать самой Жизни; Ты молишься за нас и спасаешь нас от смерти

Тропари Великих недвунадесятых праздников

(тропарь — краткое песнопение, посвященное празднику или святому)

Тропарь Обрезанию Господню, глас 1

На Престоле огнезрачнем /
в Вышних седяй со Отцем Безначальным и Божественным Твоим Духом. благоволил сей родитися на земли, от Отроковицы Неискусомужныя, Твоея Матере, Иисусе, /
сего ради и обрезан был еси, яко Человек осмодневный. /
Слава всеблагому Твоему совету, /
слава смотрению Твоему, /
слава снизхождению Твоему, Едине Человеколюбче.

Тропарь Покрову Пресвятой Богородицы

Днесь благовернии людие /
светло празднуем, /
осеняеми Твоим, Богомати, пришествием, /
и к Твоему взирающе пречистому образу, умильно глаголем: /
покрый нас честным Твоим Покровом/
и избави нас от всякаго зла, /
молящи Сына Твоего, Христа Бога нашего, /
спасти души наша.

Тропарь Иоанну Предтече (Рождество), глас 4:

Пророче и Предтече пришествия Христова, /
достойно восхвалити тя недоумеем мы, любовию чтущии тя: /
неплодство бо рождшия и отчее безгласие разрешися /
славным и честным твоим рождеством, /
и воплощение Сына Божия мирови проповедуется.

Тропарь Иоанну Предтече (Усекновение главы), глас 2:

Память праведнаго с похвалами, /
тебе же довлеет свидетельство Господне, Предтече: /
показал бо ся еси воистинну и пророков честнейший, /
яко и в струях крестити сподобился еси Проповеданнаго. /
Темже за истину пострадав, радуяся, /
благовестил еси и сущим во аде Бога, явльшагося плотию, /
вземлющаго грех мира /
и подающего нам велию милость.

Предпразднству, глас 4

От корене Иессеева и от чресл Давидовых, Богоотроковица Мариам раждается днесь нам: радостию бо радуются всяческая и обновляются. Срадуйтеся купно, небо и земля, восхвалите Ю отечествия языков. Иоаким веселится и Анна торжествует, зовущи: неплоды раждает Богородицу, и Питательницу Жизни нашея.

Празднику, глас 4

Рождество Твое, Богородице Дево, радость возвести всей вселенней: из Тебе бо возсия Солнце правды Христос Бог наш, и разрушив клятву, даде благословение, и упразднив смерть, дарова нам живот вечный.

Величание

Величаем Тя, Пресвятая Дево, и чтем святых твоих родителей, и всеславное славим Рождество Твое.

Кондак, глас 4

Иоаким и Анна поношения безчадства,и Адам и Ева от тли смертныя свободистася, Пречистая,во святем рождестве Твоем.То празднуют и людие Твои,вины прегрешений избавльшеся,внегда звати Ти: неплоды раждает Богородицу и питательницу жизни нашея.

Тропарь и кондак Воздвижению Креста Господня

Предпразднству, глас 4

Животворящий Крест Твоея благости, Егоже даровал еси нам недостойным Господи, Тебе приносим в молитву, спаси люди и град Твой молящийся, Богородицею, Едине Человеколюбче.

Празднику, глас 1

Спаси, Господи, люди Твоя и благослови достояние Твое, победы православным
христианом на сопротивныя даруя и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство.

Величание

Величаем Тя, Живодавче Христе, и чтем Крест Твой Святый, имже нас спасл еси от работы вражия.

Кондак, глас 4

Вознесыйся на Крест волею,тезоименитому Твоему новому жительству,щедроты Твоя даруй, Христе Боже,возвесели нас силою Твоею,победы дая нам на сопостаты,пособие имущим Твое оружие мира, непобедимую победу.

Тропарь и кондак Введению во храм Пресвятой Богородицы

Предпразднству, глас 4

Радость предобручает всем Анна ныне, печали сопротивный плод прозябши, едину Приснодеву, Юже и приводит, молитвы исполняющи, днесь веселящися, в храм Господень, яко сущий храм Бога Слова и Матерь чистую.

Празднику, глас 4

Днесь благоволения Божия предображение, и человеков спасения проповедание, в храме Божии ясно Дева является, и Христа всем предвозвещает. Той и мы велегласно возопиим: радуйся смотрения Зиждителева исполнение.

Величание

Величаем Тя, Пресвятая Дево, /Богоизбранная Отроковице, и чтем еже в храм Господень вхождение Твое.

Кондак, глас 4

Пречистый Храм Спасов,многоценный Чертог и Дева,священное Сокровище славы Божия,днесь вводится в дом Господень, благодать совводящи,яже в Дусе Божественном,Юже воспевают Ангели Божии: Сия есть селение небесное.

Тропарь и кондак Рождеству Христову

Предпразднству, глас 4

Готовися, Вифлееме, отверзися всем, Едеме, красуйся, Евфрафо, яко древо живота в вертепе процвете от Девы: рай бо Оноя чрево явися мысленный, в немже Божественный сад, от негоже ядше, живи будем, не якоже Адам умрем. Христос раждается прежде падший возставити образ.

Написовашеся иногда со старцем Иосифом, яко от семене Давидова, в Вифлееме Мариам, чревоносящи безсеменное Рождение. Наста же время рождества, и место ни единоже бе обиталищу, но, якоже красная палата, вертеп Царице показашеся. Христос раждается прежде падший
воскресити образ.

Празднику, глас 4

Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума: в нем бо звездам служащий, звездою учахуся, Тебе кланятися Солнцу правды, и Тебе ведети с высоты Востока: Господи, слава Тебе.

Величание

Величаем Тя, Живодавче Христе, нас ради ныне плотию Рождшагося от Безневестныя и Пречистыя Девы Марии.

Кондак, глас 3

Дева днесь Пресущественнаго раждает,и земля вертеп Неприступному приносит,Ангели с пастырьми славословят,волсви же со звездою путешествуют: нас бо ради родися отроча младо, Превечный Бог.

Тропарь и кондак Крещению Господню

Предпразднству, глас 4

Готовися, Завулоне, и красуйся, Неффалиме, Иордане реко, стани, подыми, взыграя, креститися грядуща Владыку. Веселися, Адаме с праматерию, не крыита себе, якоже в рай прежде, ибо, наги видев вы, явися, да облечет в первую одежду: Христос явися, всю тварь хотя обновити.

Предпразднству (Навечерие), глас 4

Возвращашеся иногда Иордан река милотию Елиссеевою, вознёсшуся Илий, и разделяхуся воды сюду и сюду и бысть ему сух путь, иже мокрый, во образ воистинну Крещения, имже мы текущее жития преходим шествие: Христос явися во Иордане освятити воды.

Празднику, глас 1

Во Иордане крещающуся Тебе, Господи, троическое явися поклонение, Родителев бо глас свидетельствоваше Тебе, возлюбленного Тя Сына именуя, и Дух в виде голубине, извествоваше словесе утверждение. Явлейся Христе Боже, и мир просвещей, слава Тебе.

Величание

Величаем Тя, Живодавче Христе, нас ради ныне плотию Крестившагося от Иоанна в водах Иорданских.

Кондак, глас 4

Явился еси днесь вселенней,и свет Твой, Господи, знаменася на нас,в разуме поющих Тя:пришел еси, и явился еси, свет неприступный.

Тропарь и кондак Сретению Господню

Предпразднству, глас 1

Небесный лик Небесных Ангел, приник на землю, пришедше зрит яко Младенца, носима к храму. Перворожденна всея твари от Матере Неискусомужныя, предпразднственную убо с нами поют песнь, радующеся.

Празднику, глас 1

Радуйся, Благодатная Богородице Дево, из Тебе бо возсия Солнце правды, Христос Бог наш, просвещаяй сущия во тьме. Веселися и ты, старче праведный, приемый во объятия Свободителя душ наших, дарующаго нам воскресение.

Величание

Величаем Тя, Живодавче Христе, и чтем, Пречистую Матерь Твою, Еюже по закону ныне принеслся еси в храм Господень.

Кондак, глас 1

Утробу Девичу освятивый рождеством Твоим,и руце Симеоне благословивый,якоже подобаше, предварив,и ныне спасл еси нас Христе Боже,но умири во бранех жительство, едине Человеколюбче.

Тропарь и кондак Благовещению Пресвятой Богородицы

Предпразднству, глас 4

Днесь всемирныя радости начатки предпразднственное воспети повелевают:/се бо Гавриил приходит, Деве нося благовестие, и к Ней вопиет: радуйся, Благодатная, Господь с Тобою.

Празднику, глас 4

Днесь спасения нашего главизна, и еже от века таинства явление, Сын Божий, Сын Девы бывает, и Гавриил благодать благовествует, тем же и мы с ним Богородице возопиим: радуйся, Благодатная, Господь с Тобою.

Величание

Архангельский глас вопием Ти, Чистая: Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою.

Кондак, глас 8

Взбранной воеводе победительная,яко избавльшеся от злых,благодарственная восписуем Ти раби Твои, Богородице,но яко имущая державу непобедимую,от всяких нас бед свободи, да зовем Ти: радуйся, Невесто Неневестная.

Тропарь и кондак Входу Господню в Иерусалим, глас 1

Общее воскресение прежде Твоея страсти уверяя из мертвых
воздвигл еси Лазаря, Христе Боже. Темже и мы, яко
отроцы победы знамения носяще, Тебе Победителю смерти вопием: осанна в вышних, благословен Грядый во имя Господне.

Величание

Величаем Тя, Живодавче Христе, Осанна в вышних и мы Тебе вопием Благословен Грядый во Имя Господне.

Ин тропарь, глас 4

Спогребшеся Тебе крещением, Христе Боже наш,безсмертныя жизни сподобихомся воскресением Твоим,и воспевающе зовем:осанна в вышних, благословен Грядый во Имя Господне.

Кондак, глас 6-й

На престоле на небеси,на жребяти на земли носимый, Христе Боже,Ангелов хваление и детей воспеваниеприял еси зовущих Ти: благословен еси, грядый Адама воззвати.

Вознесению Господню, глас 4

Вознеслся еси во славе, Христе Боже наш, радость сотворивый учеником обетованием Святаго Духа, извещенным им бывшим благословением, яко Ты еси Сын Божий, Избавитель мира.

Величание

Величаем Тя, Живодавче Христе, и почитаем Еже на небеса, с Пречистою Твоею
плотию, Божественное Вознесение.

Кондак, глас 6

Еже о нас исполнив смотрение,и яже на земли соединив небесным,вознеслся еси во славе, Христе Боже наш,никакоже отлучаяся,но пребывая неотступный,и вопия любящим Тя: Аз есмь с вами и никтоже на вы.

Тропарь и кондак В Неделю Пятидесятницы (День Святой Троицы), глас 8

Благословен еси, Христе Боже наш, Иже премудры ловцы явлей, низпослав им Духа Святаго, и теми уловлей вселенную, Человеколюбче, слава Тебе.

Величание

Величаем Тя, Живодавче Христе и чтем Всесвятаго Духа Твоего, Егоже от Отца, послал еси божественным учеником Твоим.

Кондак, глас 8

Егда снизшед языки слия,разделяше языки Вышний,егда же огненныя языки раздаяше,в соединение вся призва; и согласно славим Всесвятаго Духа.

Тропарь и кондак Преображению Господню

Предпразднству, глас 4

Христово преображение предусрящем, светло торжествующе предпразднственная, вернии, и возопиим: приспе день Божественнаго веселия: восходит на гору Фаворскую Владыка, Божества Своего облистати красоту.

Празднику, глас 7

Преобразился еси на горе, Христе Боже, показавый учеником Твоим славу Твою, якоже можаху: да возсияет и нам грешным свет Твой присносущный, молитвами Богородицы, Светодавче, слава Тебе.

Величание

Величаем Тя, Живодавче Христе, и почитаем пречистыя плоти Твоея преславное Преображение.

Кондак, глас 7

На горе преобразился еси,и якоже вмещаху ученицы Твоиславу Твою, Христе Боже, видеша:да егда Тя узрят распинаема,страдание убо уразумеют вольное,мирови же проповедят, яко Ты еси воистинну Отчее сияние.

Тропарь и кондак Успению Пресвятой Богородицы

Предпразднству, глас 4

Людие, предыграйте, руками плещуще верно, и любовию соберитеся, днесь радующеся и светло восклицающе вси веселием: Божия бо Мати имать от земных к Вышним прейти славно, Юже песньми присно яко Богородицу славим.

Празднику, глас 1

В рождестве девство сохранила еси, во успении мира не оставила еси, Богородице: преставилася еси к животу, Мати сущи Живота, и молитвами Твоими избавляеши от смерти души наша.

Величание

Величаем Тя, Пренепорочная Мати Христа Бога нашего, и всеславное славим Успение Твое.

Кондак, глас 2

В молитвах неусыпающую Богородицу,и в предстательствах непреложное упование, гроб и умерщвление не удержаста:якоже бо Живота Матерь,к животу престави, во утробу Вселивыйся Приснодевственную.

В духовной жизни православных христиан двунадесятые праздники имеют особое значение. Весь верующий народ и Православная Церковь переживает величие , всю их полноту как в богослужебной жизни Церкви, так и в повседневной жизни каждого верующего христианина. Это в полной мере отражается на основе духовной жизни христиан — входит в состав келейного молитвенного правила.

Тропари двунадесятых праздников включены в утренние и вечерние молитвы. Очень часто молитвы перед трапезой заменяются тропарями. праздников читаются в составе Правила к Святому Причастию. Двунадесятыми праздниками принято считать двенадцать великих праздников годового богослужебного круга — Рождество Богородицы, Воздвижение Креста Господня, Введение во храм Пресвятой Богородицы, Рождество Христово, Крещение, Сретение Господне, Благовещение Пресвятой Богородицы, Вход Господень в Иерусалим, Вознесение, Троица, Преображение Господне, Успение Богородицы. Эти праздники сопровождаются на торжественных богослужениях исполнением тропарей двунадесятых праздников , отличающихся своим особым торжеством и лиричностью.

Значение тропарей двунадесятых праздников

Великие двунадесятые праздники уступают по своей значимости только Светлому Воскресению Христовому. Все двунадесятые праздники подразделяются Православной Церковью на великие, средние и малые и имеют символическое значение. Богослужения великих праздников насыщены песнопениями, которые отражают высоты богословия, святой опыт угодников Божьих, учат истинной молитве, приближающей верующих христиан к Богу.

Песнопения тропарей двунадесятых праздников — это беседа с Господом и всеми святыми, почитаемыми Святой Церковью. Если молитва искренняя и произносится от души, то все молитвенные прошения верующих будут услышаны и исполнены.

Тропари и кондаки двунадесятых праздников дают возможность каждому верующему человеку насладиться общением с Господом, приобщиться к опыту молитвы, возрастившей в Церкви Христовой множество святых угодников.

Тексты тропарей и кондаков к двунадесятым праздникам

ТРОПАРЬ Рождеству Пресвятой Богородицы

Предпразднству, глас 4:

От корене Иессеева и от чресл Давидовых, Богоотроковица Мариам раждается днесь нам: радостию бо радуются всяческая и обновляются. Срадуйтеся купно, небо и земля, восхвалите Ю отечествия языков. Иоаким веселится и Анна торжествует, зовущи: неплоды раждает Богородицу, и Питательницу Жизни нашея.

Празднику, глас 4:

Рождество Твое, Богородице Дево, радость возвести всей вселенней: из Тебе бо возсия Солнце правды Христос Бог наш, и разрушив клятву, даде благословение, и упразднив смерть, дарова нам живот вечный.

Величание:

Величаем Тя, Пресвятая Дево, и чтем святых твоих родителей, и всеславное славим Рождество Твое.

Кондак, глас 4:

Иоаким и Анна поношения безчадства,и Адам и Ева от тли смертныя свободистася, Пречистая,во святем рождестве Твоем.То празднуют и людие Твои,вины прегрешений избавльшеся,внегда звати Ти:\ неплоды раждает Богородицу и питательницу жизни нашея.

ТРОПАРЬ Воздвижению Креста Господня

Предпразднству, глас 4:

Животворящий Крест Твоея благости, Егоже даровал еси нам , Тебе приносим в молитву, спаси люди и град Твой молящийся, Богородицею, Едине Человеколюбче.

Празднику, глас 1:

Спаси, Господи, люди Твоя и благослови достояние Твое, победы православным христианом на сопротивныя даруя и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство.

Величание:

Величаем Тя, Живодавче Христе, и чтем Крест Твой Святый, имже нас спасл еси от работы вражия.

Кондак, глас 4:

Вознесыйся на Крест волею,тезоименитому Твоему новому жительству,щедроты Твоя даруй, Христе Боже,возвесели нас силою Твоею,победы дая нам на сопостаты,пособие имущим Твое оружие мира,\ непобедимую победу.

ТРОПАРЬ Введению во храм Пресвятой Богородицы

Предпразднству, глас 4:

Радость предобручает всем Анна ныне, печали сопротивный плод прозябши, едину Приснодеву, Юже и приводит, молитвы исполняющи, днесь веселящися, в храм Господень, яко сущий храм Бога Слова и Матерь чистую.

Празднику, глас 4:

Днесь благоволения Божия предображение, и человеков спасения проповедание, в храме Божии ясно Дева является, и Христа всем предвозвещает. Той и мы велегласно возопиим: радуйся смотрения Зиждителева исполнение.

Величание:

Величаем Тя, Пресвятая Дево, /Богоизбранная Отроковице, и чтем еже в храм Господень вхождение Твое.

Кондак, глас 4:

Пречистый Храм Спасов,многоценный Чертог и Дева,священное Сокровище славы Божия,днесь вводится в дом Господень, благодать совводящи,яже в Дусе Божественном,Юже воспевают Ангели Божии:\ Сия есть селение небесное.

ТРОПАРЬ Рождеству Христову

Предпразднству, глас 4:

Готовися, Вифлееме, отверзися всем, Едеме, красуйся, Евфрафо, яко древо живота в вертепе процвете от Девы: рай бо Оноя чрево явися мысленный, в немже Божественный сад, от негоже ядше, живи будем, не якоже Адам умрем. Христос раждается прежде падший возставити образ.

Написовашеся иногда со старцем Иосифом, яко от семене Давидова, в Вифлееме Мариам, чревоносящи безсеменное Рождение. Наста же время рождества, и место ни единоже бе обиталищу, но, якоже красная палата, вертеп Царице показашеся. Христос раждается прежде падший воскресити образ.

Празднику, глас 4:

Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума: в нем бо звездам служащий, звездою учахуся, Тебе кланятися Солнцу правды, и Тебе ведети с высоты Востока: Господи, слава Тебе.

Величание:

Величаем Тя, Живодавче Христе, нас ради ныне плотию Рождшагося от Безневестныя и Пречистыя Девы Марии.

Кондак, глас 3:

Дева днесь Пресущественнаго раждает,и земля вертеп Неприступному приносит,Ангели с пастырьми славословят,волсви же со звездою путешествуют:\ нас бо ради родися отроча младо, Превечный Бог.

ТРОПАРЬ Крещению Господню

Предпразднству, глас 4:

Готовися, Завулоне, и красуйся, Неффалиме, Иордане реко, стани, подыми, взыграя, креститися грядуща Владыку. Веселися, Адаме с праматерию, не крыита себе, якоже в рай прежде, ибо, наги видев вы, явися, да облечет в первую одежду: Христос явися, всю тварь хотя обновити.

Предпразднству (Навечерие), глас 4:

Возвращашеся иногда Иордан река милотию Елиссеевою, вознесшуся Илий, и разделяхуся воды сюду и сюду и бысть ему сух путь, иже мокрый, во образ воистинну Крещения, имже мы текущее жития преходим шествие: Христос явися во Иордане освятити воды.

Празднику, глас 1:

Во Иордане крещающуся Тебе, Господи, троическое явися поклонение, Родителев бо глас свидетельствоваше Тебе, возлюбленного Тя Сына именуя, и Дух в виде голубине, извествоваше словесе утверждение. Явлейся Христе Боже, и мир просвещей, слава Тебе.

Величание:

Величаем Тя, Живодавче Христе, нас ради ныне плотию Крестившагося от Иоанна в водах Иорданских.

Кондак, глас 4:

Явился еси днесь вселенней,и свет Твой, Господи, знаменася на нас,в разуме поющих Тя:пришел еси, и явился еси,\ свет неприступный.

ТРОПАРЬ Сретению Господню

Предпразднству, глас 1:

Небесный лик Небесных Ангел, приник на землю, пришедше зрит яко Младенца, носима к храму. Перворожденна всея твари от Матере Неискусомужныя, предпразднственную убо с нами поют песнь, радующеся.

Празднику, глас 1:

Радуйся, Благодатная Богородице Дево, из Тебе бо возсия Солнце правды, Христос Бог наш, просвещаяй сущия во тьме. Веселися и ты, старче праведный, приемый во объятия Свободителя душ наших, дарующаго нам воскресение.

Величание:

Величаем Тя, Живодавче Христе, и чтем, Пречистую Матерь Твою, Еюже по закону ныне принеслся еси в храм Господень.

Кондак, глас 1:

Утробу Девичу освятивый рождеством Твоим,и руце Симеоне благословивый,якоже подобаше, предварив,и ныне спасл еси нас Христе Боже,но умири во бранех жительство,\ едине Человеколюбче.

ТРОПАРЬ Благовещению Пресвятой Богородицы

Предпразднству, глас 4:

Днесь всемирныя радости начатки предпразднственное воспети повелевают:/се бо Гавриил приходит, Деве нося благовестие, и к Ней вопиет: радуйся, Благодатная, Господь с Тобою.

Празднику, глас 4:

Днесь спасения нашего главизна, и еже от века таинства явление, Сын Божий, Сын Девы бывает, и Гавриил благодать благовествует, тем же и мы с ним Богородице возопиим: радуйся, Благодатная, Господь с Тобою.

Величание:

Архангельский глас вопием Ти, Чистая: Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою.

Кондак, глас 8:

Взбранной воеводе победительная,яко избавльшеся от злых,благодарственная восписуем Ти раби Твои, Богородице,но яко имущая державу непобедимую,от всяких нас бед свободи, да зовем Ти:\ радуйся, Невесто Неневестная.

ТРОПАРЬ Входу Господню в Иерусалим, глас 1:

Общее воскресение прежде Твоея страсти уверяя из мертвых воздвигл еси Лазаря, Христе Боже. Темже и мы, яко отроцы победы знамения носяще, Тебе Победителю смерти вопием: осанна в вышних, благословен Грядый во имя Господне.

Величание:

Величаем Тя, Живодавче Христе, Осанна в вышних и мы Тебе вопием Благословен Грядый во Имя Господне.

Ин тропарь, глас 4:

Спогребшеся Тебе крещением, Христе Боже наш,безсмертныя жизни сподобихомся воскресением Твоим,и воспевающе зовем:осанна в вышних,\ благословен Грядый во Имя Господне.

Кондак, глас 6-й:

На престоле на небеси,на жребяти на земли носимый, Христе Боже,Ангелов хваление и детей воспеваниеприял еси зовущих Ти:\ благословен еси, грядый Адама воззвати.

ТРОПАРЬ Вознесению Господню, глас 4:

Вознеслся еси во славе, Христе Боже наш, радость сотворивый учеником обетованием Святаго Духа, извещенным им бывшим благословением, яко Ты еси Сын Божий, Избавитель мира.

Величание:

Величаем Тя, Живодавче Христе, и почитаем Еже на небеса, с Пречистою Твоею плотию, Божественное Вознесение.

Кондак, глас 6:

Еже о нас исполнив смотрение,и яже на земли соединив небесным,вознеслся еси во славе, Христе Боже наш,никакоже отлучаяся,но пребывая неотступный,и вопия любящим Тя:\ Аз есмь с вами и никтоже на вы.

ТРОПАРЬ В Неделю Пятидесятницы (День Святой Троицы), глас 8:

Благословен еси, Христе Боже наш, Иже премудры ловцы явлей, низпослав им Духа Святаго, и теми уловлей вселенную, Человеколюбче, слава Тебе.

Величание:

Величаем Тя, Живодавче Христе и чтем Всесвятаго Духа Твоего, Егоже от Отца, послал еси божественным учеником Твоим.

Кондак, глас 8:

Егда снизшед языки слия,разделяше языки Вышний,егда же огненныя языки раздаяше,в соединение вся призва; и согласно славим Всесвятаго Духа.

ТРОПАРЬ Преображению Господню

Предпразднству, глас 4:

Христово преображение предусрящем, светло торжествующе предпразднственная, вернии, и возопиим: приспе день Божественнаго веселия: восходит на гору Фаворскую Владыка, Божества Своего облистати красоту.

Празднику, глас 7:

Преобразился еси на горе, Христе Боже, показавый учеником Твоим славу Твою, якоже можаху: да возсияет и нам грешным свет Твой присносущный, молитвами Богородицы, Светодавче, слава Тебе.

Величание:

Величаем Тя, Живодавче Христе, и почитаем пречистыя плоти Твоея преславное Преображение.

Кондак, глас 7:

На горе преобразился еси,и якоже вмещаху ученицы Твоиславу Твою, Христе Боже, видеша:да егда Тя узрят распинаема,страдание убо уразумеют вольное,мирови же проповедят, яко Ты еси воистинну Отчее сияние.

ТРОПАРЬ Успению Пресвятой Богородицы

Предпразднству, глас 4:

Людие, предыграйте, руками плещуще верно, и любовию соберитеся, днесь радующеся и светло восклицающе вси веселием: Божия бо Мати имать от земных к Вышним прейти славно, Юже песньми присно яко Богородицу славим.

Празднику, глас 1:

В рождестве девство сохранила еси, во успении мира не оставила еси, Богородице: преставилася еси к животу, Мати сущи Живота, и молитвами Твоими избавляеши от смерти души наша.

Величание:

Величаем Тя, Пренепорочная Мати Христа Бога нашего, и всеславное славим Успение Твое.

Кондак, глас 2:

В молитвах неусыпающую Богородицу,и в предстательствах непреложное упование, гроб и умерщвление не удержаста:якоже бо Живота Матерь,к животу престави,\ во утробу Вселивыйся Приснодевственную.


В богослужении Православной Церкви двенадцать великих праздников годового богослужебного круга (кроме праздника Пасхи, он выделен особо), к ним относятся: Рождество Пресвятой Богородицы (далее по порядку с начала церковного года), Воздвижение Креста Господня, Введение во храм Пресвятой Богородицы, Рождество Христово, Крещение (Богоявление) Господне, Сретение Господне, Благовещение Пресвятой Богородицы, Вход Господень в Иерусалим, Вознесение Господне, Троица (Пятидесятница), Преображение Господне, Успение Пресвятой Богородицы. К великим надвунадесятым праздникам относятся: Покров Пресвятой Богородицы, Обрезание Господне, Рождество Иоанна Предтечи, день святых первоверховных апостолов Петра и Павла, усекновение главы Иоанна Предтечи.

Читайте также:

***

Рождество Пресвятой Богородицы - 8 / 21 сентября

Рождество Пресвятой Богородицы. Икона, XVIII век

Тропарь, глас 4-й

Рождество Твое Богородице Дево, радость возвести всей вселенней: из Тебе бо возсия Солнце правды Христос Бог наш, и разрушив клятву, даде благословение, и упразднив смерть, дарова нам живот вечный.

Кондак, глас 4-й

Иоаким и Анна поношения безчадства, и Адам и Ева от тли смертныя свободистася, Пречистая во святем Рождевстве Твоем. То празднуют и людие Твои, вины прегрешений избавльшеся, внегда звати Ти: неплоды раждает Богородицу и питательницу жизни нашея.

Воздвижение Честнаго и Животворящего Креста - 14 / 27 сентября

Тропарь глас 1-й

Спаси, Господи, люди Твоя и благослови достояние Твое,победы на сопротивныя даруя и Твое сохраняя Крестом Твоим Жительство.

Кондак, глас 4-й

Возенсыйся на крест волею, тезоименитому Твоему новому жительству щедроты Твоя даруй, Христе Боже; возвесели нас силою Твоею, победы дая нам на супостаты, пособие имущим Твое, оружие мира, непобедимую победу.

Введение во храм Пресвятой Богородицы - 21 ноября / 4 декабря

Тропарь, глас 4-й

Днесь благоволения Божия предображение и человеков спасение проповедание, в храме Божии ясно Дева является и Христа всем предвозвещает. Той и мы велегласно возопиим: радуйся смотрения Зиждителева исполнение.

Кондак, глас 4-й

Пречитсый храм Спасов, многоценный чертог и Дева, священное сокровище славы Божия, днесь вводится в дом Господень, благодать совводящи, яже в Дусе Божественном, Юже воспевают Ангели Божии; Сия есть Селение небесное.

Благовещение Пресвятой Богородицы - 25 марта / 7 апреля

Тропарь, глас 4-й

Днесь спасения нашего главизна, и еже от века таинства явление; Сын Божий Сын Девы бывает, и Гавриил благодать благовествует. Темже и мы с ним Богородице возопиим: радуйся, Благодатная, Господь с Тобою.

Кондак, глас 8-й.

Взбранной Воеводе победительная, яко избавльшеся от злых, благодарственная восписуем Ти раби Твои Богородице, но яко имущая державу непобедимимую, от всяки нас бед свободи, да зовем Ти: радуйся Невесто Неневестная.

Рождество Христово - 25 декабря / 7 января

Тропарь, глас 4-й

Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума, в нем бо звездам служащии звездою учахуся Тебе кланятися, Солнцу правды, и Тебе ведети с высоты Востока. Господи, слава Тебе!

Кондак, глас 3-й

Дева днесь Пресущественнаго раждает, и земля вертеп Непреступному приносит; Ангели с пастырьми славословят, волсви же со звездою путешествуют; нас бо ради родися Отроча младо, превечный Бог.

Крещение Господне - 6 / 19 января

Крещение Господне. Икона, начало XVII века

Тропарь, глас 1-й

Во Иордане крещающуся Тебе, Господи, Тройческое явися поклонение: Родителев бо глас свидетельствоваше Тебе, возлюбленнаго Тя Сына именуя, и Дух, виде голубине, извествоваше словесе утверждение. Явлейся, Христе Боже, и мир просвещей, слава Тебе.

Кондак, глас 4-й

Явился еси днесь вселенней, и свет Твой, Господи, знаменася на нас, в разуме поющих Тя; пришел еси и явился еси, Свет непреступный.

Сретение Господне - 2 / 15 февраля


Тропарь, глас 1-й

Радуйся, Благодатная Богородице Дево, из Тебе бо возсия Солнце правды, Христос Бог наш, просвещаяй сущия во тьме. Веселися и ты, старче праведный, приемый во объятия Свободителя душ наших, дарующаго нам воскресение.

Кондак, глас 1-й

Утробу Девичу освятивый рождеством Твоим, и руце Симеоне благословивый, якоже подобаше, предрив, и ныне спасл еси нас, Христе Боже; но умири во бранех жительство,едине Человеколюбче.

Преображение Господа нашего Иисуса Христа - 6 / 19 августа

Тропарь глас 7-й

Преобразился еси на горе, Христе Боже, показавый учеником Твоим славу Твою, якоже можаху; да возсияет и нам грешным свет Твой присносущный, молитвами Богородицы, Светодавче, слава Тебе.

Кондак, глас 7-й

На горе преобразился еси, и якоже вмещаху ученицы Твои, славу Твою, Христе Боже, видеша; да егда Тя узрят распинаема, страдание убо уразумеют вольное, мирови же проповедят, яко Ты еси воистинну Отчее сияние.

Успение Пресвятой Богородицы 15 / 28 августа

Тропарь, глас 1-й

В рождестве девство сохранила еси, во успении мира не оставила еси, Богородице: преставилася еси к животу, Мати сущи Живота, и молитвами Твоими избавляеши от смерти души наша.

Кондак, глас 2-й

В молитвах неусыпающую Богородицу, и в предстательствах непреложное упование, гроб и умерщвление не удержаста: якоже бо Живота Матерь, к животу престави, во утробу Вселивыйся Приснодевственную.

Вход Господень в Иерусалим (Вербное воскресенье) - последнее воскресенье перед Пасхой

Тропарь глас 4-й

Спогребшеся Тебе крещением, Христе Боже наш, безсмертныя жизни сподобихомся воскресением Твоим, и воспевающе зовем: осанна в вышних, благословен грядый во имя Господне.

Кондак, глас 6-й

На престоле на небеси, нна жребяти наземли носимый, Христе Боже, Ангелов хваление и детей воспевание приял еси зовущих Ти: благословен еси, грядый Адама воззвати.

Вознесение Господне - 40-й день после Пасхи

Вознесение Господне. Икона, середина XV века

Тропарь глас 4-й

Вознеслся еси во славе, Христе Боже наш, радость сотворивый учеником обетованием Святаго Духа, извещенным им бывшим благословением, яко Ты еси Сын Божий, Избавитель мира.

Кондак, глас 6-й

Еже о нас исполнив смотрение, и яже на земли соединив небесным, вознеслся во славе, Христе Боже наш, никакоже отлучаяся, но пребывая неотступный, и вопия любящим Тя: Аз есмь с вами и никтоже на вы.

Пятидесятница (Троица) - 50-й день после Пасхи

Тропарь глас 8-й

Благословен еси Христе Боже наш, Иже премудры ловцы явлей, низпослав им Духа Святаго, и теми уловлей вселенную, Человеколюбче, слава Тебе.

Кондак, глас 8-й

Егда снизшед языки слия, разделяше язаки Вышний, егда же огненныя раздаяше, в соединение вся призва; и солгласно славим Всесвятаго Духа.

Всех святых - первое воскресенье после Пятидесятницы

Неделя Всех святых. Икона, XVI век

Тропарь, глас 4-й

Иже во всем мире мученик Твоих, яко багряницею и виссом, кровьми Церковь Твоя украсившися, теми вопиет Ти, Христе Боже; людем Твоим щедроты Твоя низпосли, мир жительству Твоему даруй и душам нашим велию милость.

Кондак, глас 8-й

Яко начатки естства, Насадителю твари, приноисит Тя, Господи, богоносныя мученики; тех молитвами в мире глубоце Церковь Твою, жительсто Твое Богорородицею соблюде Многомилостиве.



error: Content is protected !!