Орион охотник. Артемида

О чем Вы думаете, когда поднимаете свой взор к небу? Окинув ночную картину быстрым взглядом, что Вы видите?

Каждую ночь на небе зажигаются звезды, и каждый раз они горят одинаково, находятся в том же расположении. Это своего рода картина, которая появляется после захода солнца, и которую рисует сама природа. Что же за рисунки она создает?


В серверном и южном полушарии насчитывается 88 созвездий, и каждое из них по-своему красиво. Созвездие Скорпиона, Лебедя, Лиры или Орла, каждое завораживает наш взгляд.

Итак, Орион очень легко найти на небе, зимой, в ночное время, при достаточно хорошей видимости он находится в южной части неба. Если Вы неплохо разбираетесь в астрономии, то он находится рядом с Сириусом, если же данные слова Вам не о чем не говорят, то хорошенько вглядитесь и попробуйте найти три звезды, расположенные почти на одной прямой и на одинаковом угловом расстоянии друг от друга. Они называются поясом Орина. Снизу и сверху от этой троицы по две ярких звезды. Сверху находятся звезды Бетельгейзе и Беллатрикс. Бетельгейзе имеет красноватый оттенок и находится по левую сторону созвездия, Беллатрикс по первую. Снизу же расположены звезды Ригель и Саиф, но, к сожалению, Саиф не такая яркая звезда, и чтобы ее увидеть, нужно достаточно хорошо приглядеться. Она находится слева, чуть ниже уровня Ригеля.

Если подумать об ассоциациях, то у многих это созвездие вызывает в памяти силуэт песочных часов, и действительно, он похож.

К сожалению, самая прекрасная часть созвездия скрыта от наших глаз, не поддается человеческому зрению. Чуть ниже пояса Ориона (Альнитак, Альнилам, Минтака) находятся две, близко расположенных друг к другу звезды, между которыми располагается прекрасная туманность Ориона, напоминающая бутон чудесной розы.

У данного созвездия есть очень красивая легенда. В древнегреческой мифологии Орион это знаменитый охотник, не случайно рядом с ним находят созвездия Большого и Малого пса, Зайца и Льва. Он отличался необычайной красотой и таким ростом, что его иногда называли великаном.

«Орион был сыном бога морей Посейдона. Это был стройный, красивый и ловкий человек. Со своими двумя собаками (Большой Пес и Малый Пес) ходил он охотиться по лесам и горам на диких зверей, но сердце у него было добрым. Как-то по поручению богов он очистил остров Хиос от диких зверей. Благодарные жители острова устроили пышное чествование героя, во время которого его увенчали лавровым венком и преподнесли дорогие подарки. Праздник сопровождался исполнением гимнов и танцами девушек. Среди них Орион увидел красавицу Меропу, дочь местного царя. Молодые люди понравились друг другу, и Орион стал просить у царя руки его дочери. Однако у отца были другие планы, и он отказал герою. Тогда с согласия Меропы Орион похитил красавицу. Царь пошел на хитрость: догнав беглецов, он сделал вид, что дает согласие на их брак. Но ночью, опоив героя, он ослепил его. Посейдон, узнав об этом, страшно разгневался и попросил Гелиоса вернуть сыну зрение. Казалось, вопрос о свадьбе после всех злоключений будет решен, но в дело вмешалась Гера. Когда-то Орион случайно убил любимого быка богини. Зная, что Орион — храбрый и ловкий охотник, которому нет равного в искусстве поимки зверя, она напустила на него Скорпиона, укус которого был смертельным. Орион погиб, но по просьбе Посейдона Зевс поместил его на небо и даже сделал так, чтобы он не мог встретиться с ужасным Скорпионом. И действительно, созвездия Орион и Скорпион никогда не видны на небе одновременно».

Так же, существует легенда, что знаменитые пирамиды в Египте (Хуфу, Хефрена, Микерина) были построены именно по этим трем звезда, и правда, если мы взглянем на них, то заметим сходство расположения.

«На потолке одной из погребальных камер — пирамиды изображен шагающий человек; выше него — три звезды пояса Ориона».

Известный французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери написал в своей книге «Маленький принц» такую фразу:

«Хотел бы я знать, зачем звезды светятся. Наверно, затем, чтобы рано или поздно каждый мог вновь отыскать свою. У каждого человека свои звезды».

Задумайтесь, а вы уже нашли свои звезды?

Орион был сыном Посейдона и Эвриалы (одной из трёх сестёр Горгон).

Родился он в греческой провинции Бейотии, и был великим охотником, красавцем и силачом. В один весенний день он оправился на остров Хиос. В то время там правил король Ойнопион. У него была прекрасная дочь, которую звали Меропа. Орион безумно влюбился в неё и попросил её руки у Ойнопиона.

Королю не понравилась мысль о разлуке с дочерью, и он дал Ориону невыполнимое задание: избавить остров от населявших его диких зверей, надеясь на то, что Орион погибнет. Он сказал Ориону, что он разрешит свадьбу, как только работа будет выполнена. Орион проявил всё своё мастерство и задание жестокого отца было выполнено.

Он пришёл заявить свои права на Меропу, но король Ойнопион отказался отпускать свою дочь и заявил, что работа не была выполнена полностью. Орион понял, что Ойнопион просто не хочет отдавать ему свою дочь, и, в приступе ярости, взял Меропу силой. На следующее утро Меропа сказала отцу, что Орион изнасиловал её. Король очень разозлился, но, с другой стороны, был рад такому хорошему предлогу избавиться от Ориона. Следующей ночью Ойнопион, ослепил Ориона и выбросил на морской берег.

Оракул сообщил Ориону, что он прозреет, если пойдет но восток и даст лучам восходящего солнца коснуться его глаз. Ослеплённый охотник дошёл до Лимноса, и там он вернул себе зрение.

Эос, богиня утренней зари, увидела Ориона, когда тот покидал Хиос, и влюбилась в него. Орион провёл некоторое время с Эос, затем он решил вернуться на Хиос, чтобы отомстить Ойнопиону. Когда король узнал, что Орион вернулся, он немедленно скрылся в тайной пещере. Орион долго искал короля, но так и не нашёл.

Помешавшись на мести, Орион поехал на Крит в поисках Ойнопиона, но его нигде не было. Там он встретил прекрасную Артемиду - такую же прекрасную охотницу, как и он сам. Она решила, что Орион - тот, кого она ждала всю жизнь. Чувства были взаимными. Орион влюбился так сильно, что забросил свои мысли о мести.

Орион хвастался, что он величайший охотник во вселенной. Когда жена Зевса, Гера, услышала его заявления, она разозлилась и послала ядовитого скорпиона убить Ориона. Скорпион подкрался к Ориону и ужалил его, отчего тот и умер.

Артемида ужаснулась случившемуся. В глубочайшем горе, она отнесла тело Ориона своему племяннику Асклепию, умоляя его оживить Ориона, но прежде чем Асклепий успел что-нибудь сделать, Зевс уничтожил тело Ориона молнией. Артемида смирилась наконец с его смертью, и отправила своего любимого на небеса.

Гера же поместила своего скорпиона на противоположную сторону неба. Даже теперь Орион пытается скрыться от скорпиона до самого своего заката. Скорпион восходит на востоке, когда несколько звёзд Ориона ещё виднеются над западным горизонтом.

Сестра-близнец Аполлона Артемида (A r t e m i z) · этимология неизвестна, возможны варианты: "медвежья богиня", "владычица", "убийца" - была богиней охоты, гор и лесов, дочерью Зевса и Лето. Родилась на острове Астрея (Делос)

Согласно Котте, Артемид было три:

Дочь Зевса и Персефоны, родила крылатого Эрота от Гермеса.

Дочь Зевса третьего и Лето.

Дочь Уписа и Главки, которую называют Упис.

Об ее почитании греками уже во II тыс. до н.э. свидетельствуют имя "Артемида" на одной из кносских глиняных табличек и данные о малоазийской богине Артемиде Эфесской, характеризующие ее, как владычицу природы, госпожу зверей и предводительницу амозонок. В олимпийской религии Гомера она - охотница и богиня смерти, сохранившая от своей малоазийской предшественницы приверженность к троянцам и функцию покровительницы рожениц.

Артемида не только убивала кабанов, оленей, но и заботилась о них, брала на руки их детенышей, защищала от хищников. Но это было проявлением не доброты, а божественной предусмотрительности. Артемида охраняла дикую природу от бессмысленного уничтожения. Ей был мил целинный, не вытоптанный стадами луг, где только пчелы и шмели, собирая пыльцу, жужжали хвалу природе.

Она устраивалась на отдых в самых отдаленных местах гор и лесов, обычно в пещерах близ источника.

Артемида проводит время в лесах и горах, охотясь в окружении нимф - своих спутниц и тоже охотниц. Она вооружена луком, ходит в короткой одежде, ее сопровождает свора собак и любимая лань. Устав от охоты, она несется к брату Аполлону в Дельфы и там водит хороводы с нимфами и музами. В хороводе она прекраснее всех и выше всех на целую голову

Богиня обладает решительным и агрессивным характером. В ней много общего с амазонками, которым приписывается основание древнейшего и самого знаменитого храма Артемиды в малоазийском Эфессе. Люди приходили в этот храм, чтобы получить от Артемиды благословение на счастливый брак и рождение ребенка. Главные ее черты - энергичность, непреклонность и беспощадность. Ей нравились кровь и мучения.

В древнейшие времена на алтарях Артемиды совершались человеческие жертвоприношения. После их отмены в Спарте в дни празднества Артемиды ивовыми прутьями секли юных спартанцев, и их кровь орошала ее алтарь. Жрица, наблюдавшая за истязанием, держала в руках статуэтку Артемиды и наклоном или подъемом ее указывала, что нужно усиливать или ослаблять удары.

Дети ниобы (ниобеи)

Высокомерие по отношению к бессмертным никогда не доводило людей до добра. Так и Ниобея, жена царя Фив, не избежала этой горькой участи. Для того чтобы уязвить Лето, мать Аполлона и Артемиды, Ниобея похвалялась, что она родила семерых сыновей и семерых дочерей, тогда как у богини было только двое детей. Близнецы страшно отомстили за обиду, нанесенную их матери: Аполлон убил семерых сыновей Ниобеи своими бьющими без промаха стрелами, а его сестра, богиня охоты, убила всех ее дочерей. В довершение всего Зевс превратил Ниобею в скалу, источающую слезы, в ее родной Лидии. Ужасный конец детей Ниобеи и послужил сюжетом росписи этого кратера, композиция которого разворачивается в обрамлении двух лент орнамента из лотосов и пальметт. Имя художника этой сцены неизвестно, поэтому ученые дали ему соответствующий псевдоним: Мастер Ниобид.

образ каллисто

Находилась в числе спутниц Артемиды-охотницы. Сопровождала Артемиду на охоте и дала обет остаться девушкой. Зевс разделил с ней ложе, приняв облик Артемид(по другой версии, Аполлона). По одной версии, Артемида застрелила её за то, что она не сохранила девственность, и Зевс послал Гермеса спасти ребёнка, которого Каллисто носила во чреве.

По другому рассказу, Зевс превратил её в медведицу, но Гера убедила Артемиду застрелить её из лука, как дикого зверя (либо стала медведицей из-за гнева Геры). Её поймали козопасы и вместе с сыном отдали Ликаону. Родила сына Аркада (либо Аркада и Пана).

миф об актеоне

В жаркий полдень, покинув других охотников, Актеон, сопровождаемый охотничьими собаками, забрался в непроходимую чащу. С трудом выбравшись из нее, он увидел ручей и рядом с ним тенистый грот. Ему бы бежать без оглядки! А им овладело любопытство, не раз уже губившее смертных. Неслышными шагами он подошел к гроту и заглянул внутрь. Его взору предстали красавицы нимфы. С криком они окружили Артемиду, уже раздевшуюся для омовения. Лицо богини покрылось румянцем, глаза зажглись гневом.С головы Актеона внезапно упал петас, хотя было безветренно. Бросив взгляд на запруду для купания, охотник с ужасом увидел, что у него выросли ветвистые рога. "О боги! Что со мною делается",-подумал он. Лук выпал из его руки, ибо пальцы срослись, превратившись в копыта, и он уже не может держаться прямо, а стоит на четырех ногах. Пятнистая шкура покрыла тело. Уже ему не подвластен язык. Вместо мольбы из уст вырвалось мычание.

Артемида со смехом вышла из пещеры. Ей нечего было скрываться. Перед нею уже не человек, а дрожащий от ужаса олень. Хотя он сохранил человеческий разум, ему не рассказать, как выглядит Артемида. Но люди узнают, как она наказывает за дерзость!

Вдоволь насмеявшись, богиня подняла с земли тугой лук и оттянула тетиву. Напуганный Актеон бросился бежать. Лучше бы он остался на месте и принял смерть от руки той, что бессердечно изменила его облик.

Бежит прекрасный олень по ущельям Киферона, и за ним несется неудержимая свора псов. Все ближе и ближе их лай. Актеон понимает, что ему не уйти. Остановившись, он обращается к каждой из собак:- Не прыгай так, Ниса! Вспомни, как я поднял тебя на ноги, когда тебя поразил кабан. Ларк! Как ты смеешь бросаться на своего хозяина? Ведь я всегда отличал тебя в своре.Но не различают собаки в мычании человеческого голоса.

Не могут они учуять нюхом, что перед ними в шкуре оленя их хозяин, их бог. Ниса впилась в горло. Ларк вцепился в бедро.Актеон упал на колени. В его огромных выпуклых глазах застыло такое горе, что если бы сама Артемида оказалась на этой поляне, растаяло бы ее каменное сердце!Подоспевшие охотники, отогнав собак, с удивлением разглядывали прекрасного оленя.

Ну и добычу послала псам Актеона милостивая Артемида! - воскликнул старший охотник.

За это она получит заднюю ногу, - отозвался другой, доставая нож.

Куда это запропастился сам Актеон? - проговорил третий охотник. - Вот он обрадуется, когда узнает, какого оленя загнала его свора!

миф об орионе (поздняя античность)

Так и пряталась в чащах и пещерах Артемида, не подпуская к себе ни одного мужчину. Но однажды она услышала об Орионе, сыне Посейдона и Эвриалы, дочери царя Миноса. Слава о его мощи, красоте и охотничьих успехах наполнила весь мир, И более всего боги и смертные удивлялись тому, что Орион переходил с острова на остров по воде. Дар хождения по волнам был от Посейдона, выделявшего Ориона среди других сыновей. Пользуясь им, он быстро добрался до острова Хиоса и перебив своей медной дубиной множество расплодившихся и нападавших на островитян зверей. Орион обладал такой силой, что ему ничего не стоило передвинуть горы, чтобы создать гавань или воздвигнуть на понравившемся ему месте храм Посейдону.

И решила Артемида охотиться с Орионом. У великана была жена Сиде (Плод граната), родившая ему 50 сыновей и двух дочерей. Долго уговаривала она супруга, чтобы он держался подальше от богини, погубившей множество смертных. Но ему не терпелось показать Артемиде, что не уступает он ей ни в силе, ни в ловкости.

Так Артемида и Орион стали охотиться вместе, преследуя зверей по всему свету. Их сопровождал верный пес Ориона, Сириус, обладавший невероятной неутомимостью и остротой нюха.Все чаще и чаще заглядывалась Артемида на своего спутника. Она, враждебная Афродите и ее дарам, впервые ощутила ранее непонятное ей желание быть ближе к существу другого пола, прикоснуться к его лицу, ощутить его дыхание. Кто знает, к чему бы это привело, если бы они не вышли на широкий луг, словно приспособленный для метания камня или диска.Взяли Орион и Артемида в ладони медные диски.

Бросай первая! - предложил Орион.

Он всегда уступал Артемиде как женщине и богине.

Артемида занесла руку назад, и диск, вырвавшись со свистом, описал огромную дугу. На месте падения образовалась видная издалека яма.

Орион кинул свой диск дальше. Не выдержала богиня того, что смертный оказался победителем, и поразила Ориона стрелой. Опомнившись, она зарыдала и стала рвать свои прекрасные волосы. Ринувшись к Зевсу на Олимп, она взмолилась, чтобы он вернул Ориону жизнь.

Это не в моих силах, дочь моя, - объяснил ей Зевс. - Лучше бы ты научилась сдерживать свой гнев.

Тогда сделай так, чтобы я могла любоваться красотой Ориона, - не унималась Артемида.

Это я могу! - проговорил Зевс.

И вскоре на небе появилось новое созвездие Орион. Оно до сих пор сияет в небе Эллады с начала лета и до наступления зимы.

Древнее представление об Артемиде связано с ее лунной природой, отсюда ее близость к колдовским чарам богини луны Селены и богини Гекаты, с которой она иногда сближается. Поздняя героическая мифология знает Артемиду-луну, тайно влюбленную в красавце Эндимиона.

артемида медведица, многогрудая

Обычно Артемиду изображали как охотниц: в коротком, неаккуратно подпоясанном одеянии, ноги и руки оголены; на плече- колчан, в руке-лук. В волосах выблескивала диадема, имевшая вид полумесяца. На побережье Малой Азии, в Эфесе, построен храм в честь Артемиды, где она изображена совсем по-другому: как мать всего сущего, со ста грудями. Это была не Артемида, а азиатская богиня, культ которой местные греки переняли у соседей, но переименовали божество по-своему.

Древнейшая Артемида - не только охотница, но и медведица. В Аттике (в Бравроне) жрицы Артемиды Бравронии надевали в ритуальном танце медвежьи шкуры и назывались медведицами. Святилища Артемиды часто находились вблизи источников и болот (почитание Артемиды Лимнатис - "болотной"), символизируя плодородие растительного божества. Хтоническая необузданность Артемиды близка образу Великой матери богов - Кибеле в Малой Азии, откуда оргиастические элементы культа, прославляющего плодородие божества. В Малой Азии, в знаменитом Эфесском храме, почиталось изображение Артемиды многогрудой. Рудименты архаической растительной богини в образе Артемиды проявляются в том, что она через свою помощницу (в прежнем свою ипостась) Илифию помогает роженицам. Только появившись на свет, она помогает матери принять родившегося вслед за ней Аполлона. Ей же принадлежит прерогатива приносить быструю и легкую смерть. Однако классическая Артемида - девственница и защитница целомудрия. Она покровительствует Ипполиту, презирающему любовь. Перед свадьбой Артемиде, согласно обычаю, приносилась искупительная жертва. Царю Адмету, забывшему об этом обычае, она наполнила брачные покои змеями. Артемида убила страшного Буфага ("пожирателя быков"), пытавшегося посягнуть на нее, так же как и охотника Ориона.

Она давала урожай земле, поэтому ей были посвящены болота, ручьи и речки; её имя славили и на полях, и в долинах, и в лесах на холмах Тайгета, потому что она благословляла растения, и животных, и детей, которых отдавали под её защиту, и поддерживала рожениц во время родов. В Спарте ежегодно перед её жертвенником секли розгами мальчиков так, чтобы их кровь брызгала на статую богини. Это был отзвук тех времён, когда Артемиде как богине смерти приносили в жертву людей. Жители Тавриды (нынешнего Крыма), наверное, еще в давние времена приносили её в жертву пойманных на побережье чужеземцев.

Созвездие Ориона в традиционной культуре народов южной Сибири

Созвездие Орион своим движением отметило Закат, конец целой эпохи в истории Земли. Орион - это медиатор-посредник между прошлым и будущим, царством теней и миром живых. Точно такая же роль была присуща и сибирскому шаману - посредника, жреца, устанавливающего “мосты” между сферами бытия.

Орион - одно из самых ярких созвездий ночного Неба всегда привлекал к себе внимание людей. Еще в глубокой древности, наряду с другими созвездиями и небесными светилами (планетами), он стал объектом поклонения и мифотворчества.


Из древнегреческой мифологии нам хорошо известна история о безжалостном охотнике (истребителе животных), который превратился в созвездие, названное его именем, то есть Орионом.



Особое значение придавалось этому созвездию и в Древнем Египте. С ним отождествлялся бог Осирис - владыка царства мертвых. Да и сами великие пирамиды долины Гизе (в Египте), как это следует из работ Р.Бьювэла и Г.Хэнкока, являются ни чем иным как проекцией трех звезд “пояса Ориона” в нижней точке прецессиального движения, то есть в 10500 г.до н.э.



Есть упоминание о созвездии Орион и библейской книге Иова. Три звезды “пояса Ориона” часто встречаются под такими названиями как Три Мага, Три Волхва, Посох Иакова, Меч Калева (у эстонцев), Ножи Колдуна (у вогулов).


В Центральной Азии, на территории Монголии, Тувы, Алтая также хорошо известна символика Ориона. В частности, это три параллельные линии в верхней части большинства оленных камней. Такие исследователи, как Г.Н. Потанин, связывали указанный символ с расположением звезд Ориона. Известны подобные знаки и по петроглифам великих сибирских рек Улуг-Хема и Лены.


Если же учесть, что оленные камни являются антропоморфными изображениями мужчин-воинов, то символы Ориона на них можно легко сопоставить с известным у всех палеосибирских народов мифом о Небесном охотнике и олене. Олень, как и бык, у большинства народов Древнего мира был зримым символом, архетипом Солнца. Это наглядно видно по петроглифам Горного Алтая и Монголии.



Почитанием быка, коровы отмечены цивилизации древнего Крита, Египта, Индии. (С крито-минойской цивилизацией связана известная легенда о человеко-быке минотавре. В древнем Египте священный бык Апис был олицетворением Вселенной, мироздания. В Индии же бык стал главным символом Вишну. У скифов и древних тюрков олень (а затем конь) являлся медиатором - посредником между сферами земли и неба).


Согласно вышеупомянутому мифу, охотник (на Алтае это Эрке-Когульдей) гонится за “солнечным оленем”, догоняет его, стреляет в него из лука и затем превращается в созвездие, “уходит на небо”. Здесь на лицо явная конвергенция с древнеегипетским мифом об Осирисе - тот тоже в конце своего пути становится созвездием Ориона.


В героическом эпосе Алтая “Маадай-Кара” Когульдей гонится за тремя маралухами и затем, улетев на небо, превращается вместе с ними в созвездие Юч-Мыйгак (Орион).


Уже в 1924 г. академик Н.К. Рерих в своих работах отмечал небывалую распространенность культа Ориона в Центральной Азии. Он пишет: “Созвездию Ориона - посвящены древние таинственные храмы Средней Азии. Шаманская мудрость поклоняется [этим звездам]“.


Упоминание о “шаманской мудрости” здесь не случайно. Некоторые наскальные изображения в древних святилищах, местах шаманских камланий имеют ярко выраженный солярно-астральный характер, иногда явно указывающий на конкретные созвездия (в том числе и Орион). Это, например, знаменитое святилище в урочище Мугур-Саргол на Енисее.



На территории Горного Алтая изображения созвездия Орион можно встретить в Кара-Оюке, известном также как Чаганка. Место расположено в Кош-Агачском районе Республики Горный Алтай в 10 км от села Бельтыр.


Однако по аналогии с оленными камнями, и согласуясь с сюжетом палеосибирского мифа, основным изображением Ориона на сибирских петроглифах, видимо, надо считать фигуру стрелка с натянутым луком. С этой фигурой можно, определенно, связать и древнейший образ шамана. Бубен у шамана, по этнографическим источникам, иногда выступает в роли лука. Но чаще, как ездовое животное. Видимо, когда-то в глубокой древности два эти понятия слились в одно целое. Круглая дискообразная форма бубна, возможно, является одним из архетипов дневного светила, а колотушка, ее удары имплицитно символизируют власть охотника над диким животным, которую он также получает, поражая его из лука.



Обозначенная выше конвергенция палеосибирского мифа с древнеегипетским мифом об Осирисе может быть продолжена еще в ряде характерных деталей: согласно древнеегипетскому мифу, бог зла Сет вначале заколачивает Осириса в ящик, затем бросает его в Нил. Доплыв до города Библос, ящик прорастает деревом, из которого его в дальнейшем извлекает богиня Исида. Сибирский шаман так же связан в своей земной жизни с каким либо деревом - аналогом космического мирового дерева. А после смерти его часто хоронили в дупле, или подвешивали на дерево в специальных колодах.


Далее, в древнеегипетском мифе Сет разрубает тело Осириса на 13-14 частей; из них богиня Исида вновь соберет тело своего мужа. Собранный по частям Осирис воскреснет и “вознесется” на Небо, сливаясь с созвездием Ориона.



Сибирский шаман в свою очередь также рассекается духами на отдельные части. Духи “ищут” суть человека, средоточие жизни. Они “отделяют все суставы, кости очищают, выскребая мясо, и удаляя соки тела. Оба глаза вынимают из впадин и кладут отдельно. По окончании всей этой операции кости снова соединяют и сшивают железными нитками:, а глазное яблоко кладут обратно на место”. Только после этого “шаман” становится настоящим Шаманом, так как получает своих личных духов - помощников.


Аналогичный по сути ритуал смерти и воскрешения на уровне психоэмоциональной перцепции проходят и “маги” - дайялы Кафиристана. Правда, там место шаманских духов занимают прекрасные пери (или “дакини” - у тибетцев).



Исследуя оленные камни Центральной Азии, В.Д.Кубарев нашел аналогии, уже описанным выше, трем параллельным линиям в верхней части этих камней (знак Ориона) в китайском даосизме. Это известные триграммы в даосской системе Багуа. Три параллельные линии там обозначают понятие “Небо”. Кроме того, все позы и упражнения в этой системе являются “отражением” определенных созвездий ночного неба. Даже точки акупунктуры (иглоукалывания) на теле человека располагаются как проекция звездного атласа. В то же время числовые значения “пути шамана” на небо и практика Багуа совпадают и равны девяти. И тот и другой должен преодолеть девять препятствий. В этой связи можно предположить, что ранний шаманизм предусматривал не просто перерождение и ритуальное воскрешение шамана, но и отождествление его со “звездными рунами” - созвездиями, среди которых ведущую роль, видимо, играл Орион.


Само слово “Орион” переводится как “страж предела”, “границы” и т.д.



На сибирских петроглифах Ориона-охотника, или Когульдея обычно сопровождают одна или две собаки. Собака же, как и волк, еще на заре человечества была олицетворением мира теней, “царства мертвых” и ставилась в один семантический ряд с такими хтоническими существами как змея и дракон.



В традиционном Китае, если случалось затмение солнца, считалось, что его пожирает “небесная собака”. В находках из курганов Пазырыка так же есть изображение волка, пожирающего “солнечного оленя”. В древнеиндийской ведической традиции владыку подземного мира Ямараджу всегда сопровождают две четырехглазых собаки.



В скандинавской мифологии, в “Прорицании Вёльвы” одним из главных губителей мира и богов-асов выступает волк Фенрир. Один сумел связать его, но когда в “конце времен” Фенрир освободится, начнется Рагнарёк - предсказанная битва богов-асов с демонами тьмы, в которой боги должны погибнуть вместе с сиянием этого мира.



Если же вспомнить древнегреческую мифологию, то там врата Аида (царства мертвых) охраняет трехглавый пес Кербер.


У древних египтян на суд Осириса в царство мертвых душу ведет шакалоголовый бог Анубис. По другой версии два Анубиса (второго зовут Упуат) охраняют вход в “царство мертвых”.


В Хакасии у деревни Малая Сыя, что стоит на реке Белый Июс в восточных отрогах Кузнецкого Алатау были обнаружены предметы художеств, творчества и изображения, созданные человеком уже 35 тыс. лет назад. На одном из них прорисовано мировое дерево, рассекающее на двое фигуру волка. Суммируя данные факты, можно утверждать, что собака, как страж “царства мертвых” выступает в качестве маркера некого порога или предела бытия. А ее нахождение рядом со стрелком Когульдеем только подчеркивает тот смысл, что вкладывался в слово “Орион” древними греками.


“Пороговую” роль Ориона подтверждает и открытие Р.Бьювэла в изучении астральных культов Древнего Египта. Исследуя “вентиляционные шахты” великой пирамиды Гизе, Бьювэл пришел к выводу об их точной нацеленности на определенные звезды ночного неба, в том числе и Ориона. Но он пошел дальше, обратив внимание на определенную топографию размещения на поверхности Земли трех Великих пирамид, и выдвинул свою теорию корреляции их с тремя звездами пояса Ориона.


Это был крупный прорыв в познании древнеегипетской цивилизации. Многочисленные проверки подтвердили гипотезу Р.Бьювэла: первые две звезды (Аль-Нитак и Аль-Нилам) расположены также, как первая и вторая пирамиды, а третья звезда (Минтака) несколько смещена к востоку от оси, на которой лежат остальные две. Аналогично смещена и последняя из трех, маленькая пирамида Менкаура.


Используя астрономические компьютерные программы “Скай глоуб” (”Небесная сфера”) и “Ред шифт” (”Красное смещение”) удалось имитировать цикл прецессии, чтобы точно установить, когда звезды Ориона соответствовали их пирамидальным аналогам на Земле. Сделать это вполне возможно, так как интервал прецессионного “сдвига” земной оси относительно небесной сферы никогда не менялся за много тысяч лет. Каждые 72 года происходит сдвиг на 1 градус. Таким образом, 2160 лет Солнце находится строго в одном созвездии, постепенно “проходя” их все (полный круг из 12-ти) за 25920 лет.



Р.Бьювэл установил, что в ходе прецессионного цикла три звезды Пояса Ориона скользят вверх и вниз по меридиану: 13000 лет “вверх” (то есть набирают высоту над горизонтом в момент прохождения меридиана) и 13000 лет “вниз” (то есть теряют высоту над горизонтом при прохождении меридиана). Самая низкая точка этого цикла приходится на 10500 г.до н.э., А самая высокая будет наблюдаться где-то после 2000 г.н.э.


Компьютерная программа показала, что именно в 10500 г.до н.э. три звезды пояса Ориона точно соответствовали трем пирамидам долины Гизе. Подтверждает эту дату и знаменитый Сфинкс долины Гизе. Он смотрит прямо на восток, где восходит солнце. В день весеннего равноденствия 10500 г.до н.э. оно поднималось в созвездии Льва.


Крайняя точка прецессиального движения созвездия Орион однозначно совпадает с периодом глобального изменения климата на Земле. В это время происходит массовая гибель мамонтов, других животных. Повышается уровень мирового океана, что сказалось на затоплении некоторых участков суши и, как следствие, вызвало к жизни многочисленные легенды и сказания о Потопе. Эзотерическая традиция связывает с этим периодом исчезновение острова Атлантиды. Кстати, в свое время академик Обручев В.А. причиной глобального потепления считал именно исчезновение Атлантиды, которая своим отсутствием позволила теплым водам Гольфстрима проникнуть в область Северного Ледовитого океана.


Таким образом, созвездие Орион своим движением отметило Закат, конец целой эпохи в истории Земли. Орион стал “стражем порога”, отделяющего один период времени от другого. По сути, Орион - это медиатор-посредник между, условно говоря, прошлым и будущим, царством теней и миром живых. Точно такая же роль была присуща и сибирскому шаману - посредника, жреца, устанавливающего “мосты” между сферами бытия. Небесный охотник убивает оленя - Солнце, и оно медленно “умирает на западе”, погружаясь в царство теней. Орион-Когульдей движется к своему зениту - наступает “утро магов”, время шаманов и прорицателей будущего. “Оживает” великий Эрлик, он же Осирис и Ямарадж - хозяин царства теней и ночного неба в заснеженной Сибири.



Ерошкин Д.В. - научный сотрудник Бийского краеведческого музея им. В.В. Бианки

  • Головой на север или на юг?

    На нашу жизнь и здоровье влияет множество различных окружающих факторов. Некоторые направления философии, например, фен-шуй, уверены, что на нас влияют стороны света. Учитывать это нужно не только при выборе места в доме для установки...

  • Как выбрать жидкость для снятия лака

    Что вам больше всего не нравится в маникюре? Мне – запах от лаков. Он не просто неприятный, он ведь – опасный, можно и отравиться. И это не предположения и не шутки. Даже современные лаки формулы 3-free или 5-free (без толуола,...

  • Как сделать бархатный маникюр (велюровый, вельветовый или кашемировый)

    Как сделать бархатный маникюр Бархатный маникюр отлично подойдёт для того, чтобы закончить свой нарядный образ. В подобной технике можно выполнить маникюр на каждом ноготке, на нескольких, тем самым сделав особый акцент на изысканности...

  • «Точка, линия, штрих, пятно»

    Как нарисовать лицо гелевой ручкой?Нарисовать свою картину или графическую работу для многих людей кажется недостижимой задечей, а нарисовать лицо человека кажется еще сложеней. Примерно так я думал еще 5 лет назад, когда не абсолютно...

  • Рисунки гелевой ручкой черной легкие поэтапно

    Что нарисовать ручкой? Обычное рисование можно разнообразить и попробовать рисовать не совсем привычными материалами, например, шариковой ручкой. Что рисовать ручкой? Собственно, все, что угодно, все, что привлекло ваше...

  • Как сделать идеальные блики на ногтях?

    Как делать идеальные блики на гель-лаке? [Подготовка, выравнивание ногтевой пластины, фото] Для создания идеальных бликов на ногтях важно выполнить качественный аппаратный маникюр и выровнять ногтевую пластину. Подготовка: 1. Пилкой от 200...



error: Content is protected !!