Фольклорный праздник «Осенние посиделки — капустник. Октябрь - капустник Традиции и обряды на праздник Сергей Капустник

8 октября - Сергей Капустник, Курятник В этот день православные люди отмечают память величайшего подвижника земли русской - Сергия Радонежского. Будущий святой, получивший при рождении имя Варфоломей, родился близ Ростова в семье служилого боярина Кирилла и его жены Марии. После смерти родителей юноша отправился в Хотьковско-Покровский монастырь, где уже иночествовал его вдовый брат Стефан. Однако там он пробыл недолго. Стремясь к уединению, вместе с братом Варфоломей основал пустынь на берегу реки Кончуры посреди глухого Радонежского боря. Позже Стефан, не выдержав аскетичной жизни, уехал в московский Богоявленский монастырь, где стал игуменом. В возрасте 23 лет Варфоломей принял постриг с именем Сергия. Спустя некоторое время к нему начали стекаться иноки, и образовалась обитель, впоследствии преобразовавшаяся в Троице-Сергиеву лавру. Сергий, ставший ее игуменом, прославился своим смирением и трудолюбием. Известно, что он запретил братии принимать подаяние и велел инокам жить только от своего труда. Позже Сергий основал еще несколько монастырей: Благовещенский на Киржаче, Старо-Голутвин близ Коломны, Высоцкий и Георгиевский на Клязьме. Настоятелями в этих обителях стали его ученики. Согласно житию, Сергий Радонежский совершил множество чудес. По преданию, однажды он даже воскресил умершего ребенка. Люди приходили к нему для исцеления, а иногда и просто для того, чтобы увидеть святого. Сергий был славен также тем, что часто примирял враждующих князей, убеждая их подчиниться Великому князю московскому. Благодаря этому, ко времени Куликовской битвы почти все русские князья признали главенство князя Дмитрия Иоанновича и выступили вместе с ним одним войском. Кстати, отправляясь на битву, московский князь приехал за благословением к Сергию, который предрек ему победу, а также отпустил в поход двух своих иноков - Пересвета и Ослябю. На Сергея Капустника русские люди по обыкновению рубили капусту, заготавливая ее на зиму. Опытные хозяйки знали, что солить капусту нужно с первыми заморозками - не раньше, иначе она закиснет. Засолкой занимались всей семьей: дети чистили морковь и яблоки, старики их резали. Мужчины и женщины секли капусту, складывали в кадки, засыпали солью, добавляли морковь, яблоки, бруснику или клюкву. На капустном листе пекли вкусные лепешки. Когда тесто клали на лист, молились, чтобы зима прошла благополучно. На стол в этот день подавали и пирожки с капустой. Второе прозвище, Курятник, досталось святому за то, что он считался хранителем домашней птицы, особенно кур. Правда, почему именно Сергию Радонежскому выпала такая «честь», сказать сложно. На Сергея судили об установлении зимы. Если выпадал первый снег, зиму ждали на Михайлов день, 21 ноября, а если погода стояла ясной, то и три последующие недели должны были быть такими же. Наблюдали и за ветром: если он дул с севера - это предвещало холодную зиму, если с юга - теплую, если с запада - снежную.

Приходящийся на 25 сентября (8 октября) . В этот день толокой рубили капусту для закваски, забивали на продажу кур, готовились к свадебному сезону . Девушки и парни собирались на капустную толоку, где много шутили, ёрничали, пели, стараясь «показать себя» .

Другие названия дня

Обряды и поверья

В России рубку капусты начинали с переломного дня (от лета к осени) и в зависимости от местности это был день Воздвиженья (14/27.IX) или Сергея-капустника (25.IX/8.X), а в Сибири - Богородицкий день . У русских во многих сёлах капустенские вечера длились две недели, начиная с Воздвиженья .

На капустки девушки (капустницы) приходили, чтобы помочь той или иной семье в заготовке на зиму капусты. Это делалось с весёлыми песнями; «гостьям подносилось сусло-пиво, ставились сладкие меда, подавались угощенья-заедки разные» . На капустки нередко приглашали семьи, в которых были дочки на выданье. Количество приглашённых зависело от урожая капусты у хозяина дома. Как правило, собиралось не менее 10–15 девушек. Парни приходили незваными .

Нарядно одетые капустницы, входя в дом, поздравляли хозяев с капустой, как с праздником. Хозяйка, поздоровавшись и высказав комплименты капустницам, показывала место для рубки. Девушки рубили капусту принесёнными с собой сечками. Через некоторое время приходили парни и развлекали их шутками, комплиментами, помогали закрывать кадки, наполненные капустой, относить их в подполье. Капустки устраивались и в небольших провинциальных городах. И. П. Сахаров писал о капустках («капустницах»): «Это народное торжество, отправляемое горожанками, известно во многих местах. В Алексине, уездном городе Тульской губернии, девушки в богатых уборах ходят с песнями из дома в дом рубить капусту. В домах, где приготовлена для гостей капуста, убирается особенный стол с закусками. За девицами является молодежь со своими гостинцами высматривать невест. Вечером по всему городу разыгрываются хороводы» .

Каждая девушка, отправляясь на капустки, надеялась, что её заметит хороший парень и посватается к ней после Покрова. По поверью, чтобы это произошло, она должна была в Воздвижение семь раз произнести заклятие: «Крепко мое слово, как железо! Воздвигни, батюшка Воздвиженьев день, в сердце добра молодца (имя) любовь ко мне, красной девице (имя), чтоб этой любви не было конца-веку, чтобы она в огне не горела, в воде не тонула, чтобы её зима студеная не тонула, чтобы её зима студеная не знобила! Крепкое мое слово, как железо» .

В Польше почти каждый хозяин приглашал для подготовки капусты девушек - чаще всего из соседних домов, которые очищали капусту от верхних листьев до ночи. По завершении работы хозяйка угощала их ужином, после которого приходили парни с вином и рубили капусту. По окончании работы парни ужинали и танцевали с девушками .

Поговорки и приметы

См. также

Напишите отзыв о статье "Сергей Капустник"

Примечания

Литература

  1. Ганцкая О. А. Поляки // . - М .: Наука , 1978. - С. 174–184. - 296 с.
  2. Даль В. И. // Пословицы русского народа. - 1861–1862.
  3. Ермолов А. С. . - СПб. : Типография А.С.Суворина, 1901. - Т. 1. Всенародный меяцеслов. - 691 с.
  4. Коринфский А. А. . - М .: Издание книгопродавца М. В. Клюкина, 1901. - 723 с.
  5. // АиФ Детская Энциклопедия. - М ., 2003. - № 10 (96) от 31 октября 2003 г. .
  6. Некрылова А. Ф. Русский традиционный календарь: на каждый день и для каждого дома. - СПб. : Азбука-классика, 2007. - 765 с. - ISBN 5352021408 .
  7. Сахаров И. П. Русское народное чернокнижие. - СПб. : Литера, 1997. - 416 с. - ISBN 5-86617-023-X .
  8. Посиделки / Е. С. Узенёва // : в 5 т. / Под общей ред. Н. И. Толстого ; . - М . : Международные отношения , 2009. - Т. 4: П (Переправа через воду) - С (Сито). - С. 196-200. - ISBN 5-7133-0703-4 , 978-5-7133-1312-8.
  9. Капуста / Усачева В. В. // Славянские древности: Этнолингвистический словарь : в 5 т. / Под общей ред. Н. И. Толстого ; . - М . : Международные отношения , 1999. - Т. 2: Д (Давать) - К (Крошки). - С. 457–461. - ISBN 5-7133-0982-7 .
  10. Шангина И. И. . - СПб. : Азбука-классика, 2007. - 352 с. - ISBN 978-5-352-02194-1 .
  11. Янин И. Т. История крылатых слов и выражений. - Калининград: Янтарный сказ, 2003. - 352 с. - ISBN 5-7406-0715-9 .
  12. Васілевіч Ул. А. // Паэзія беларускага земляробчага календара. Склад. Ліс А.С.. - Мн. , 1992. - С. 554-612 . (белор.)

Ссылки

  • (pandia.ru)

Отрывок, характеризующий Сергей Капустник

Князь Василий тотчас понял, кто был этот никому. Он шепотом сказал:
– Я верно знаю, что Кутузов, как непременное условие, выговорил, чтобы наследник цесаревич не был при армии: Vous savez ce qu"il a dit a l"Empereur? [Вы знаете, что он сказал государю?] – И князь Василий повторил слова, будто бы сказанные Кутузовым государю: «Я не могу наказать его, ежели он сделает дурно, и наградить, ежели он сделает хорошо». О! это умнейший человек, князь Кутузов, et quel caractere. Oh je le connais de longue date. [и какой характер. О, я его давно знаю.]
– Говорят даже, – сказал l"homme de beaucoup de merite, не имевший еще придворного такта, – что светлейший непременным условием поставил, чтобы сам государь не приезжал к армии.
Как только он сказал это, в одно мгновение князь Василий и Анна Павловна отвернулись от него и грустно, со вздохом о его наивности, посмотрели друг на друга.

В то время как это происходило в Петербурге, французы уже прошли Смоленск и все ближе и ближе подвигались к Москве. Историк Наполеона Тьер, так же, как и другие историки Наполеона, говорит, стараясь оправдать своего героя, что Наполеон был привлечен к стенам Москвы невольно. Он прав, как и правы все историки, ищущие объяснения событий исторических в воле одного человека; он прав так же, как и русские историки, утверждающие, что Наполеон был привлечен к Москве искусством русских полководцев. Здесь, кроме закона ретроспективности (возвратности), представляющего все прошедшее приготовлением к совершившемуся факту, есть еще взаимность, путающая все дело. Хороший игрок, проигравший в шахматы, искренно убежден, что его проигрыш произошел от его ошибки, и он отыскивает эту ошибку в начале своей игры, но забывает, что в каждом его шаге, в продолжение всей игры, были такие же ошибки, что ни один его ход не был совершенен. Ошибка, на которую он обращает внимание, заметна ему только потому, что противник воспользовался ею. Насколько же сложнее этого игра войны, происходящая в известных условиях времени, и где не одна воля руководит безжизненными машинами, а где все вытекает из бесчисленного столкновения различных произволов?
После Смоленска Наполеон искал сражения за Дорогобужем у Вязьмы, потом у Царева Займища; но выходило, что по бесчисленному столкновению обстоятельств до Бородина, в ста двадцати верстах от Москвы, русские не могли принять сражения. От Вязьмы было сделано распоряжение Наполеоном для движения прямо на Москву.
Moscou, la capitale asiatique de ce grand empire, la ville sacree des peuples d"Alexandre, Moscou avec ses innombrables eglises en forme de pagodes chinoises! [Москва, азиатская столица этой великой империи, священный город народов Александра, Москва с своими бесчисленными церквами, в форме китайских пагод!] Эта Moscou не давала покоя воображению Наполеона. На переходе из Вязьмы к Цареву Займищу Наполеон верхом ехал на своем соловом энглизированном иноходчике, сопутствуемый гвардией, караулом, пажами и адъютантами. Начальник штаба Бертье отстал для того, чтобы допросить взятого кавалерией русского пленного. Он галопом, сопутствуемый переводчиком Lelorgne d"Ideville, догнал Наполеона и с веселым лицом остановил лошадь.
– Eh bien? [Ну?] – сказал Наполеон.
– Un cosaque de Platow [Платовский казак.] говорит, что корпус Платова соединяется с большой армией, что Кутузов назначен главнокомандующим. Tres intelligent et bavard! [Очень умный и болтун!]
Наполеон улыбнулся, велел дать этому казаку лошадь и привести его к себе. Он сам желал поговорить с ним. Несколько адъютантов поскакало, и через час крепостной человек Денисова, уступленный им Ростову, Лаврушка, в денщицкой куртке на французском кавалерийском седле, с плутовским и пьяным, веселым лицом подъехал к Наполеону. Наполеон велел ему ехать рядом с собой и начал спрашивать:
– Вы казак?
– Казак с, ваше благородие.
«Le cosaque ignorant la compagnie dans laquelle il se trouvait, car la simplicite de Napoleon n"avait rien qui put reveler a une imagination orientale la presence d"un souverain, s"entretint avec la plus extreme familiarite des affaires de la guerre actuelle», [Казак, не зная того общества, в котором он находился, потому что простота Наполеона не имела ничего такого, что бы могло открыть для восточного воображения присутствие государя, разговаривал с чрезвычайной фамильярностью об обстоятельствах настоящей войны.] – говорит Тьер, рассказывая этот эпизод. Действительно, Лаврушка, напившийся пьяным и оставивший барина без обеда, был высечен накануне и отправлен в деревню за курами, где он увлекся мародерством и был взят в плен французами. Лаврушка был один из тех грубых, наглых лакеев, видавших всякие виды, которые считают долгом все делать с подлостью и хитростью, которые готовы сослужить всякую службу своему барину и которые хитро угадывают барские дурные мысли, в особенности тщеславие и мелочность.
Попав в общество Наполеона, которого личность он очень хорошо и легко признал. Лаврушка нисколько не смутился и только старался от всей души заслужить новым господам.
Он очень хорошо знал, что это сам Наполеон, и присутствие Наполеона не могло смутить его больше, чем присутствие Ростова или вахмистра с розгами, потому что не было ничего у него, чего бы не мог лишить его ни вахмистр, ни Наполеон.
Он врал все, что толковалось между денщиками. Многое из этого была правда. Но когда Наполеон спросил его, как же думают русские, победят они Бонапарта или нет, Лаврушка прищурился и задумался.
Он увидал тут тонкую хитрость, как всегда во всем видят хитрость люди, подобные Лаврушке, насупился и помолчал.
– Оно значит: коли быть сраженью, – сказал он задумчиво, – и в скорости, так это так точно. Ну, а коли пройдет три дня апосля того самого числа, тогда, значит, это самое сражение в оттяжку пойдет.
Наполеону перевели это так: «Si la bataille est donnee avant trois jours, les Francais la gagneraient, mais que si elle serait donnee plus tard, Dieu seul sait ce qui en arrivrait», [«Ежели сражение произойдет прежде трех дней, то французы выиграют его, но ежели после трех дней, то бог знает что случится».] – улыбаясь передал Lelorgne d"Ideville. Наполеон не улыбнулся, хотя он, видимо, был в самом веселом расположении духа, и велел повторить себе эти слова.
Лаврушка заметил это и, чтобы развеселить его, сказал, притворяясь, что не знает, кто он.
– Знаем, у вас есть Бонапарт, он всех в мире побил, ну да об нас другая статья… – сказал он, сам не зная, как и отчего под конец проскочил в его словах хвастливый патриотизм. Переводчик передал эти слова Наполеону без окончания, и Бонапарт улыбнулся. «Le jeune Cosaque fit sourire son puissant interlocuteur», [Молодой казак заставил улыбнуться своего могущественного собеседника.] – говорит Тьер. Проехав несколько шагов молча, Наполеон обратился к Бертье и сказал, что он хочет испытать действие, которое произведет sur cet enfant du Don [на это дитя Дона] известие о том, что тот человек, с которым говорит этот enfant du Don, есть сам император, тот самый император, который написал на пирамидах бессмертно победоносное имя.
Известие было передано.
Лаврушка (поняв, что это делалось, чтобы озадачить его, и что Наполеон думает, что он испугается), чтобы угодить новым господам, тотчас же притворился изумленным, ошеломленным, выпучил глаза и сделал такое же лицо, которое ему привычно было, когда его водили сечь. «A peine l"interprete de Napoleon, – говорит Тьер, – avait il parle, que le Cosaque, saisi d"une sorte d"ebahissement, no profera plus une parole et marcha les yeux constamment attaches sur ce conquerant, dont le nom avait penetre jusqu"a lui, a travers les steppes de l"Orient. Toute sa loquacite s"etait subitement arretee, pour faire place a un sentiment d"admiration naive et silencieuse. Napoleon, apres l"avoir recompense, lui fit donner la liberte, comme a un oiseau qu"on rend aux champs qui l"ont vu naitre». [Едва переводчик Наполеона сказал это казаку, как казак, охваченный каким то остолбенением, не произнес более ни одного слова и продолжал ехать, не спуская глаз с завоевателя, имя которого достигло до него через восточные степи. Вся его разговорчивость вдруг прекратилась и заменилась наивным и молчаливым чувством восторга. Наполеон, наградив казака, приказал дать ему свободу, как птице, которую возвращают ее родным полям.]

Очистка кочанов от «одёжки»
Тип народно-православный
иначе Сергей-курятник
также Сергей (христ.)
Значение Время капусту рубить и засаливать
Установлен Вероятно имеет древние дохристианские корни
Отмечается восточными славянами
Дата 25 сентября (8 октября)
Традиции Компания девушек рубит капусту с участием парней, совместный ужин

(вар. Капустки, Капустник, Сергей-курятник, Сергей, Сергий Радонежский) - день народного календаря славян, отмечаемый 25 сентября (8 октября) . В этот день капусту рубят толокой , кур бьют на продажу, идёт подготовка к свадебному сезону. Девушки и парни собирались на капустную толоку , где много шутили, ёрничали, пели, стараясь «показать себя», заигрывали друг с другом.

Каждая девушка, отправляясь на капустки, надеялась, что ее заметит хороший парень и посватается к ней после Покрова. По поверью, чтобы это произошло, она должна была в Воздвижение семь раз произнести заклятие: «Крепко мое слово, как железо! Воздвигни, батюшка Воздвиженьев день, в сердце добра молодца (имя) любовь ко мне, красной девице (имя), чтоб этой любви не было конца-веку, чтобы она в огне не горела, в воде не тонула, чтобы ее зима студеная не тонула, чтобы ее зима студеная не знобила! Крепкое мое слово, как железо» .

Поговорки и приметы

Вилки́ с ведро - секи серебро, сечкой мельчи, в кадку топчи. Вовсю идёт заготовка капусты на зиму. Секи капусту - не жди Покрова . Языком капусту не шинкуют. Хлеб да капуста лихого не подпустят. Ни один рот без капусты не живёт.

Если на Сергия показались снежинки, то зима явится во всей красе на


Народный праздник «Сергей Капустник» отмечается 8 октября (по старому стилю – 25 сентября). Православной церковью в этот день почитается святой Сергий, игумен Радонежский. Другие названия праздника: «День Сергия Радонежского», «Курятник», «Капустки». В этот день толокой рубили капусту для закваски, забивали на продажу кур, готовились к свадебному сезону.

По всей территории Руси в 14 веке гуляли татары, а князья занимались междоусобными войнами. Преподобный Сергий, настоятель монастыря, своим смирением и дивной жизнью смог привлечь к себе людские сердца, стал наставником в духовной жизни народа. Он посвятил всего себя поднятию и укреплению нравственных сил людей. Начав с себя, монах показал пример не только инокам, но и лицам, далеким от праведного образа жизни. Для каждого у преподобного находились слова утешения и поддержки.

На Сергея Капустника русские люди по обыкновению рубили капусту, заготавливая ее на зиму. Опытные хозяйки знали, что солить капусту нужно с первыми заморозками, и никак не раньше, иначе она закиснет. Засолкой занимались всей семьей: дети чистили морковь и яблоки, старики их резали. Мужчины и женщины секли капусту, складывали в кадки, засыпали солью, добавляли морковь, яблоки, бруснику или клюкву. На капустном листе пекли вкусные лепешки. Когда тесто клали на лист молились, чтобы зима прошла благополучно. На стол в этот день также подавались пирожки с капустой.

На капустки девушки (капустницы) приходили, чтобы помочь той или иной семье в заготовке на зиму капусты. Это делалось с весёлыми песнями. Гостьям подносилось сусло-пиво, ставились сладкие меда, подавались разные угощенья-заедки. На капустки нередко приглашали семьи, в которых были дочки на выданье. Количество приглашенных зависело от урожая капусты у хозяина дома. Как правило, собиралось не менее 10–15 девушек. Парни приходили незваными.

Нарядно одетые капустницы, входя в дом, поздравляли хозяев с капустой, как с праздником. Хозяйка, поздоровавшись и высказав комплименты капустницам, показывала место для рубки. Девушки рубили капусту принесёнными с собой сечками. Через некоторое время приходили парни и развлекали их шутками, комплиментами, помогали закрывать кадки, наполненные капустой, относить их в подполье.

Второе прозвище, Курятник, досталось святому Сергию за то, что он считался хранителем домашней птицы, особенно кур. Правда, почему именно Сергию Радонежскому выпала такая «честь», сказать сложно. Возможно потому, что куриный бульон поднимает на ноги тяжелобольных, а старый и молодой организм хорошо усваивает куриное мясо.

8 октября судили о приходе зимы. Если следующей ночью выпадал первый снег, зиму ждали на Михайлов день (21 ноября), а если погода стояла ясной, то и три последующие недели должны были быть такими же. Наблюдали и за ветром: если он дул с севера - это предвещало холодную зиму, если с юга - теплую, если с запада - снежную.

Поговорки и приметы:

Если выпал первый снег, зимы не будет еще больше месяца.
- Если снег в этот день сухой, значит лето будет хорошим.
- Толстый пласт снега на сырой земле означает хороший урожай в следующем году.
- На Сергея Капустника ясно и тепло – погода будет хорошей еще три недели.
- На Сергия капусту рубят.
- Секи капусту, не жди Покрова.
- Родившиеся 8 октября выносливы и горды нравом. Они хорошие хозяева. Носить им следует яшму.

Православная церковь посвятила этот день Сергию Радонежскому. От рождения будущий прославленный подвижник Руси был наречен Варфоломеем, отцом семейства его был служилый боярин Кирилл, матушку звали Мария, а жили они недалеко от Ростова. Осиротев, Варфоломей прежде всего, навестил брата Стефана, который, овдовев, жил иноком в Хотьковско-Покровском монастыре.

Но больше жизни монастырской, Варфоломея влекло уединение, и вместе с братом они обосновались на побережье реки Кончуры, где также основали пустынь. Брат, как оказалось, не был таким аскетом, и вскоре избрал иной путь - стал игуменом московского Богоявленского монастыря. В 23 года вместе с постригом Варфоломей сменил имя на Сергия. Благочестивая жизнь в строгости влекла к нему иноков, и вскоре, вместо скромного уединения, он жил в обители, положившей начало Троице-Сергиевой лавре, а сам Сергий стал в ней игуменом.

Братия обители кормилась лишь своим трудом, не принимая пожертвований. Не знавший усталости в трудах праведных Сергий основал целый ряд монастырей: на Клязьме - Георгиевский и Высоцкий, у Коломны - Старо-Голутвинский, на Киржаче - Благовещенский, поручая управление ими своим ученикам.

Святому приписывают совершение многих чудес, не только исцеления, но даже воскрешения одного мертвого ребенка.

К Сергию шли многие люди, порой, чтобы просто взглянуть на него. Он предотвращал распри, примиряя князей, сводя их воедино под власть Великого князя Московского. Считается, что это стало решающим в Куликовской битве, когда под знаменами князя Дмитрия Иоанновича собрались многие русские правители. И не удивительно, что благословение на сражение князь получил у Сергия, посулившего Дмитрию победу и также направившего с его войском иноков Ослябю и Пересвета.

Прозвание Капустник сложилось от обычной в это время заготовки капусты на зиму. Поспеть с этим нужно было аккуратно к первым заморозкам, чтобы капуста не скисла. Над запасами хлопотало все семейство - бабы и мужики рубили капусту, дети постарше чистили яблоки и морковку, а дедушки с бабушками нарезали их.

Затем капусту укладывали в кадки, пересыпали солью и добавками, прибавляя к моркови и яблокам также клюкву или бруснику. Иногда капусту солили половинками кочана. И, конечно, кое-что оставляли и на стряпню, например, на щи со свежей капустой, на начинку в пироги, а еще на ее листах пекли лепешки, причем укладывая на лист тесто, молились о том, чтоб зима была милостива.

А вот отчего святого прозвали Курятником, доподлинно неизвестно, но наши предки верили, что он оберегает домашнюю птицу и кур в особенности.

Первый снегопад на Сергея предвещал приход зимы 21 ноября, в Михайлов день, а, если погода была ясной и бесснежной, то того же ждали на следующие три недели. Были и долгосрочные прогнозы - ветер северный обещал зиму студеную, южный - теплую, а западный - щедрую на снега.



error: Content is protected !!