Трактат о цикории авиценна читать. Авиценна

Ибн Сина жил в неспокойную эпоху, и такой же переменчивой была его жизнь: годы благополучия сменялись годами скитания. В силу гениального дарования в различных областях и, прежде всего, медицины, он пользовался благосклонностью власть имущих, был видным государственным деятелем и советником крупнейших правителей, а при переменах во власти и политических потрясениях вынужден был спасаться от преследований то пешком, то верхом, и скитаться в поисках убежища по различным городам Средней Азии и Ирака; порой он кормился только врачеванием. Многие свои работы он писал в седле во время долгих переездов. Не раз его бросали в тюрьму, где он также написал часть своих сочинений.

В жизнеописании Ибн-Сины приводится история о пребывании его в заточении в крепости Фарджан, возведенной на высокой скале неподалеку от Хамадана для защиты подступов к столице. Комендант крепости страдал от глухоты, и глухота его все усиливалась. На третий день заключения Ибн-Сина осмотрел его уши, промыл их и вытащил серные пробки, после чего старик стал различать привычные звуки. В благодарность за исцеление он приказал освободить ученого от цепей, даже принес узнику бумагу из собственной канцелярии, чернильницу и тростниковое перо, и в заключении Ибн-Сина написал «Книгу о правильном пути», переделал «Книгу о коликах».

Ибн Сине пришлось побывать при дворах нескольких султанов и эмиров того времени, он был придворным врачом саманидских и даилемитских султанов, некоторое время был визирем в Хамадане, поселился затем в Исфахане, но нигде не знал полного покоя, безопасности и умиротворения.

Так, в 1030 году, после захвата Исфахана Масудом Газневи все вещи Ибн-Сины были разграблены. Исчезла огромная энциклопедия, озаглавленная Китаб аль-Инсаф («Книга беспристрастных суждений», 28000 вопросов и ответов в двадцати томах), где он противопоставлял свою собственную философию, назаванную им «восточной философией» (хикмат машрикийа) произведениям других мыслителей, изобилующим трудностями и неувязками. Ему удалось восстановить лишь несколько фрагментов этого колоссального труда.

Преследуемый до конца жизни врагами и завистниками, он не имел семьи, и с подорванным здоровьем нашел смерть в пути – во время похода эмира Алаед-Дауда – в Хамадане в 1037 году, в возрасте 57 лет. Перед смертью он приказал раздать все свое имущество беднякам. Похоронен в Хамадане (Иран), где и сейчас находится его могила .

Трактаты Ибн-Сины были необычайно популярны на Востоке и на Западе. Всего произведений Ибн Сины насчитывается более двухсот.
Основной труд Ибн-Сины – энциклопедия теоретической и клинической медицины «Канон врачебной науки» (в 5 книгах) – обобщение взглядов и опыта греческих, римских, индийских и среднеазиатских врачей, где изложена его система медицины, в главных чертах имеющая много общего с системой Галена.
«Канон врачебной науки» – одна из самых знаменитых книг в истории медицины. Этот капитальный труд, включающий в себя около 200 печатных листов, уже в двенадцатом веке был переведен с арабского языка на латинский и разошелся во множестве рукописей. Когда был изобретен печатный станок, «Канон...» оказался среди первых печатных книг, и по числу изданий соперничал с Библией. Латинский текст «Канона врачебной науки» был издан впервые в 1473 году, а арабский – в 1593 году (в 4-х томах в Риме). Существует множество переводов «Канона…» на латинский язык. Самый тщательный из них принадлежит Племию (Львов, 1658).
«Канон…» много веков был обязательным руководством для врачей, в том числе – в средневековой Европе, и выдержал около 30 латинских изданий.
Точная дата завершения работы над «Каноном...» не установлена. Предположительно, это 1020 год.

Свои медицинские открытия Ибн Сина изложил и в стихотворной форме в виде поэмы, причем сделал это с умыслом: в форме стиха наставления лучше воспринимаются и запоминаются потомками.
«Поэма о медицине» (Урджуза) , написанная рукой Ибн Сины, жива и сегодня. Она находится в Институте востоковедения Академии наук Узбекистана (г. Ташкент). Это второй по объему и значимости медицинский труд Ибн Сины после знаменитого «Канона врачебной науки».

Из «Поэмы о медицине»: О пище и питье
« Хвалы достойна пища, если вновь
Она заменит и очистит кровь.
Полезна рыба непременно тем,
Кто обессилен, истощен совсем.
Остры и терпки лук, чеснок, горчица,
Но польза в них великая таится».

В «Трактате о пульсе» Ибн-Сина описывает боле 60 разновидностей простого и 30 видов сложного пульса, а также говорит об их диагностическом значении.

Любая книга, написанная Авиценной, содержит отдельные главы, посвященные вопросам частной и общей фармакологии. Он рассматривает свыше 3000 простых и сложных лекарственных средств, более 80% из них – растительные.

Ибн-Сину и поныне называют «бессмертным великим мыслителем Востока». Его открытия относятся не только к медицине, но и к философии, математике, поэзии и литературоведению.

В латинском переводе изданы и его философские сочинения. Особенное внимание схоластиков обратило на себя сочинение Авиценны о метафизике (служащее комментарием к метафизике Аристотеля). Основные философские сочинения – «Книга исцеления», «Книга указаний и наставлений» и другие – содержат также естественнонаучные воззрения, музыкально-теоретические положения Ибн Сины.

Афоризм Авиценны: «О мудрости твердят: она бесценна,
Но за нее гроша не платит мир».

И еще один афоризм: «О том, что у тебя болит живот,
Больному говори – здоровый не поймет».


Об Ибн-Сине слагают легенды, рассказывают сказки, передают из уст в уста притчи.
Мы приводим здесь некоторые из них, напоминая на всякий случай, что народные сказания и предания обычно имеют мало общего с реальностью и не могут использоваться как факты биографии великого Учителя...

Ключевые слова

КАНОН МЕДИЦИНЫ / АВИЦЕННА / ИСТОРИЯ КАРДИОЛОГИИ / ХАРАКТЕРИСТИКИ ПУЛЬСА / THE HISTORY OF CARDIOLOGY / PULSE CHARACTERISTICS / AVICENNA / THE CANON OF MEDICINE

Аннотация научной статьи по ветеринарным наукам, автор научной работы - Глянцев Сергей П., Магомедова Суйканат М.

Хронологически наиболее близким к нашему времени врачом Средних веков, составившим пространное учение о пульсе, был живший в 980–1037 гг. крупнейший врач арабского мира Абу Али Ибн-Сина (Авиценна ). Авторами проведен анализ учения о пульсе и диагностике заболеваний по его характеристикам в описании Авиценны с точки зрения кардиологии XXI века и доказательство гипотезы значимости учения о пульсе древних врачей для их современных коллег. Источником (базовым материалом) и методическим подходом для исследования был избран анализ главного труда крупнейшего врача Средневековья Авиценны (980–1037) «Канон врачебной науки» и два современных клинических руководства по пропедевтике внутренних болезней, их историко медицинский анализ и сравнение описанного Авиценной учения о пульсе с положениями, изложенными в руководствах начала XXI века. Установлено, что в Средние века для диагностики состояний пульса при тех или иных заболеваниях применялись куда более изощренные методические приемы, нежели в наше время. Например, врачи того времени, описывая четырехтактовую пульсовую волну, умели исследовать каждый из тактов в отдельности. Анализ показал, что основные положения учения о пульсе Авиценны дошли до наших дней. Выявлены сходство и различия в понимании тех или иных видов пульса и их причин. В то же время некоторые понятия ушли в историю, а иные были гораздо изощреннее современных представлений, что объяснимо значением пульсовой диагностики в древности. В рамках проведенного исследования был сделан вывод о том, что творческое наследие гениального врача прошлого до сих пор не утратило своей актуальности и должно учитываться при современном изучении видов и причин нарушений ритма и проводимости сердца.

Похожие темы научных работ по ветеринарным наукам, автор научной работы - Глянцев Сергей П., Магомедова Суйканат М.

  • Этапы становления и развития научных представлений о диагностике по пульсу

    2017 / Сорокин Олег Викторович, Манохар Рам, Панова Анастасия Сергеевна, Суботялов Михаил Альбертович
  • Предполагаемый механизм возникновения аритмии сердца человека

    2013 / Ермошкин Владимир Иванович
  • Pulse visualization with videosignal

    2015 / Чечулин Виктор Львович, Брохин Леонид Юрьевич, Черепанова Юлия Александровна, Анисимов Павел Иванович, Лях Егор Леонидович
  • Почему проблема аритмии исчезает при трансплантации сердца?

    2015 / Ермошкин В.И., Карпенко О.Л.
  • Системный анализ проблем самоконтроля интегративной метасистемы кровообращения

    2015 / Смогунов Владимир Васильевич, Кузнецов Никита Сергеевич
  • «Новая теория аритмии» проясняет причины аритмий и некоторых «Нарушений обмена веществ»

    2015 / Ермошкин Владимир Иванович
  • Некоторые результаты экспериментального исследования излучения пульсовых волн телом человека

    2014 / Горовой Сергей Владимирович
  • Особенности пульсовой волны при хронической артериальной недостаточности нижних конечностей

    2012 / Мизева И. А., Думлер А. А., Муравьев Н. Г.
  • Новая гипотеза фибрилляции и дефибрилляции сердца

    2014 / Ермошкин Владимир Иванович
  • Артериальная гипертензия у пациентки с неспецифическим аортоартериитом (болезнь Такаясу) и АА-амилоидозом: описание клинического случая

    2018 / Свеклина Татьяна Сергеевна, Куликов Александр Николаевич, Мациевская Галина Корнеевна, Густайнис Константин Романович

Doctrine about Avizenna"s pulse: look from the present

The most chronologically close to nowadays doctor of Middle Ages who compiled detailed doctrine of pulse was the greatest physician of Arabian world Abu Ali Ibn-Sina (Avicenna ) who had lived in 980–1037. The authors studied the doctrine of pulse and diagnosis of diseases using the characteristics of Avicenna ’s description in the context of XXI century cardiology and evidence of hypothesis about the importance of ancient physicians’ pulse doctrine for their contemporary colleagues. As the source (reference material) and methodological approach for the study was selected analysis of the main lifework of the greatest physician of Middle Ages Avicenna (980–1037) “The Canon of medicine ” and two contemporary clinical guidelines on internal diseases propedeutics, historical medical analysis and comparison of Avicenna ’s doctrine of pulse with statements outlined in the guidelines of the turn of the XXI century. It was established that in Middle Ages to diagnose pulse state associated with some or other diseases there were used far more sophisticated techniques than nowadays. For example physicians then could study every tact separately describing four-tact pulse wave. The analysis shows that the main statements of Avicenna pulse doctrine are extant. Similarity and differences in comprehension of some or other pulse types and their reasons were revealed. At the same time some concepts were gone and others were far more sophisticated than contemporary conceptions which could be assignable to pulse diagnosis in old time. In the frame of the studies carried out there was concluded that artistic legacy of the genius physician of the past did not lose its relevance up to now and should be considered when studying contemporary types and reasons of rhythm disturbances and heart conductivity.

Текст научной работы на тему «Учение о пульсе Авиценны: взгляд из настоящего»

ИСТОРИЯ

© С. П. ГЛЯНЦЕВ, С. М. МАГОМЕДОВА, 2012 УДК 612.16:92 Авиценна

УЧЕНИЕ О ПУЛЬСЕ АВИЦЕННЫ: ВЗГЛЯД ИЗ НАСТОЯЩЕГО

С. П. Глянцев*, С. М. Магомедова

ФГБУ «Научный центр сердечно-сосудистой хирургии им. А. Н. Бакулева» (директор - академик РАН и РАМН Л. А. Бокерия) РАМН, Москва

Хронологически наиболее близким к нашему времени врачом Средних веков, составившим пространное учение о пульсе, был живший в 980-1037 гг. крупнейший врач арабского мира Абу Али Ибн-Сина (Авиценна).

Авторами проведен анализ учения о пульсе и диагностике заболеваний по его характеристикам в описании Авиценны с точки зрения кардиологии XXI века и доказательство гипотезы значимости учения о пульсе древних врачей для их современных коллег.

Источником (базовым материалом) и методическим подходом для исследования был избран анализ главного труда крупнейшего врача Средневековья Авиценны (980-1037) «Канон врачебной науки» и два современных клинических руководства по пропедевтике внутренних болезней, их историкомедицинский анализ и сравнение описанного Авиценной учения о пульсе с положениями, изложенными в руководствах начала XXI века.

Установлено, что в Средние века для диагностики состояний пульса при тех или иных заболеваниях применялись куда более изощренные методические приемы, нежели в наше время. Например, врачи того времени, описывая четырехтактовую пульсовую волну, умели исследовать каждый из тактов в отдельности.

Анализ показал, что основные положения учения о пульсе Авиценны дошли до наших дней. Выявлены сходство и различия в понимании тех или иных видов пульса и их причин. В то же время некоторые понятия ушли в историю, а иные были гораздо изощреннее современных представлений, что объяснимо значением пульсовой диагностики в древности.

В рамках проведенного исследования был сделан вывод о том, что творческое наследие гениального врача прошлого до сих пор не утратило своей актуальности и должно учитываться при современном изучении видов и причин нарушений ритма и проводимости сердца.

Ключевые слова: история кардиологии, характеристики пульса, Авиценна, Канон медицины.

The most chronologically close to nowadays doctor of Middle Ages who compiled detailed doctrine of pulse was the greatest physician of Arabian world Abu Ali Ibn-Sina (Avicenna) who had lived in 980-1037.

The authors studied the doctrine of pulse and diagnosis of diseases using the characteristics of Avicenna’s description in the context of XXI century cardiology and evidence of hypothesis about the importance of ancient physicians’ pulse doctrine for their contemporary colleagues.

As the source (reference material) and methodological approach for the study was selected analysis of the main lifework of the greatest physician of Middle Ages Avicenna (980-1037) “The Canon of medicine” and two contemporary clinical guidelines on internal diseases propedeutics, historical medical analysis and comparison of Avicenna’s doctrine of pulse with statements outlined in the guidelines of the turn of the XXI century.

It was established that in Middle Ages to diagnose pulse state associated with some or other diseases there were used far more sophisticated techniques than nowadays. For example physicians then could study every tact separately describing four-tact pulse wave.

The analysis shows that the main statements of Avicenna pulse doctrine are extant. Similarity and differences in comprehension of some or other pulse types and their reasons were revealed. At the same time some concepts were gone and others were far more sophisticated than contemporary conceptions which could be assignable to pulse diagnosis in old time.

In the frame of the studies carried out there was concluded that artistic legacy of the genius physician of the past did not lose its relevance up to now and should be considered when studying contemporary types and reasons of rhythm disturbances and heart conductivity.

Key words: the history of cardiology, pulse characteristics, Avicenna, the Canon of medicine.

Хронологически наиболее близким к нашему Авторами проведен анализ учения о диагнос-

времени врачом Средних веков, составив- тике заболеваний и состояний организма по харак-

шим пространное учение о пульсе, был живший теристикам пульса в описании Авиценны с точ-

в 980-1037 гг. крупнейший врач арабского мира ки зрения современной кардиологии. Выдвину-

Абу Али Ибн-Сина (Авиценна). та гипотеза о непреходящей значимости учения

* Адрес для переписки: e-mail: [email protected]

АННАЛЫ АРИТМОЛОГИИ, № 4, 2012

АННАЛЫ АРИТМОЛОГИИ, № 4, 2012

о пульсе для современной кардиологии. Источником (базовым материалом) был избран «Канон врачебной науки» Авиценны и современные учебники . В качестве методического подхода использовался историко-медицинский анализ «Канона» и сравнение его положений с представлениями современной пропедевтики внутренних болезней.

Основной областью изучения пульса Авиценна считал предплечье. По-видимому, речь шла о лучевой артерии, где изучают пульс и сегодня. Кроме того, он учил прощупывать пульс в состоянии психического и физического покоя, когда человек не сыт и не голоден, не испытывает внешний воздействий и ведет обычный образ жизни. Но причины колебания стенки сосудов Авиценна и современные авторы рассматривают по-разному. В Средние века считалось, что в артериях содержится воздух (пневма), а пульс есть не что иное, как «движение сосудов, <...> чтобы «охладить» пневму дуновением воздуха»1. Современные же кардиологи понимают под пульсом (от лат. pulsus - удар) толчкообразные колебания стенок артерий, связанные с сократительной деятельностью миокарда. Любопытно, что под «ударом» пульса Авиценна понимал не расширение (наполнение) сосуда, как считают сейчас, а сжатие, потому что считалось, что «пневму» привлекает сжатие артерии, а не ее растяжение.

«...У каждой пульсации [Авиценна различал] 4 части: 1) движение расширения; 2) период покоя между расширением и сжатием; 3) движения сжатия и 4) период покоя между сжатием и расширением». Не случайно пульс в те времена прощупывали не двумя или тремя, как сейчас, а четырьмя пальцами, пытаясь каждым уловить одну из частей пульса. При этом, если «величины отношений» этих четырех промежутков времени движения и покоя были равны, то говорили о ровном пульсе с хорошим ритмом, схожем с музыкой. Если нет, то такой неровный пульс имел дурной ритм.

Авиценна различал 9 разновидностей (категорий) ровного, ритмичного пульса2: 1) по величине расширения; 2) по качеству удара (сжатия); 3) по времени движения; 4) по состоянию (стенки артерии); 5) по степени пустоты и наполнения (артерии); 6) по теплоте и холодности (прощупываемого места); 7) по времени покоя; 8) по ровности и неровности; 9) по наличию порядка (или беспорядка) в неровности («размер» пульса).

Под величиной пульса понимали его длину, ширину и высоту, дававших в совокупности 9 простых

2 В дальнейшем прямым полужирным шрифтом мы будем обозначать названия разновидностей (категорий) пульса

у Авиценны, а полужирным курсивом - современные.

видов пульса: 1-3) долгий (длинный), уравновешенный (нормальной длины) и короткий; 4-6) широкий, уравновешенный (нормальной ширины) и узкий; 7-9) высокий, уравновешенный (нормальной высоты) и низкий. Сегодня аналогию этим характеристикам дать трудно, а для того, чтобы их прочувствовать, современному кардиологу нужно напрячь воображение и стать немного философом.

Сочетания простых видов величины пульса составляли его сложные разновидности. Так, пульс, превосходящий обычный по длине, ширине и глубине, называли большим, а уступающий обычному в этих отношениях - малым. Пульс между ними считали уравновешенным. Соответственно сегодня к большому (pulsus magmus) и малому (pulsus parvus) пульсу добавился нитевидный пульс (pulsus fili-formis), а величиной пульса оценивают степень напряжения стенки артерии и наполнения ее кровью. Широкий и высокий пульс Авиценна называл толстым, узкий и низкий - тонким. Обычный (уравновешенный) был средним между ними. Уже по этим характеристикам видно, насколько интеллектуально-изощренной была диагностика состояний пульса того времени.

По качеству удара различали пульс сильный, ударяющий в пальцы при прощупывании и небольшом прижатии артерии, противоположный, слабый, и обычный, уравновешенный (средний между ними).

По времени движения Авиценна различал скорый, медленный и уравновешенный пульс. Эти разновидности пульса: скорый (pulsus celer), медленный (pulsus tardus) и дикротический, или сдвоенный (pulsus dycroticus), наблюдаемый при снижении тонуса периферических артерий и сохранении сократительной функции миокарда, дошли до нашего времени.

Состояние стенки артерии, по мнению Авиценны, характеризовали мягкий, легко исчезавший при надавливании, твердый и уравновешенный виды пульса. В наши дни этим характеристикам соответствует напряжение пульса, сочетающее в себе качество пульсового удара и состояние стенки артерии: напряженный, или твердый (pulsus durus), и ненапряженный, мягкий (pulsus mollis) виды пульса.

По степени наполнения артерии пульс может быть: «полным, то есть таким, когда в полости [артерии] нащупывается значительное количество наполняющей ее жидкости, а не чистая пустота, пустым, противоположным этому, и затем уравновешенным», - учил Авиценна3.

3Отметим, что согласно этой характеристике, в «бьющем сосуде» - артерии должна находиться жидкость (кровь), а не воздух. Полагаем, что Авиценна прочел об этом у Галена . Но он писал об этом вскользь, как бы между прочим, не заостряя на этом внимание читателя.

Сегодня кардиологи определяют наполнение пульса в зависимости от изменения диаметра артерии при прохождении пульсовой волны: пульс полный (pulsus plenus) и пустой (pulsus vacuus). Эта характеристика, взятая в совокупности с напряжением пульса, означает его величину.

По ощущению врача различали пульс «горячий, холодный и уравновешенный, [стоящий] между ними». В современной кардиологии аналогов этим видам пульса нет.

Интересны разновидности пульса по длительности периода покоя: «частый, то есть [пульс] с короткими ощущаемыми [перерывами] между двумя ударами, его называют также настигающим и уплотненным, и редкий, противоположный ему, или отстающий и вялый, и между ними - обычный, уравновешенный». Методика выявления периодичности пульса у Авиценны была, пожалуй, самой изощренной: «Этот период [определяется] в зависимости от того, как ощущается сжатие [артерии]; если сжатие не ощущается вовсе, то периодом [покоя считается] промежуток времени между каждыми двумя расширениями; если же сжатие уловимо, то [период покоя определяется] по времени конца обоих [состояний]».

Современные кардиологи различают пульс редкий (менее 60 ударов в минуту, pulsus rarus, или bradis) и частый (более 90 ударов в минуту, pulsus frequens, или tachis). В России первое состояние называют брадикардией, а второе - тахикардией. В Украине говорят о бради- и тахисфигмии.

По ровности и неровности биения «пульс бывает либо ровный, либо неровный. <...> Пульс ровный - это пульс ровный во всех [упомянутых выше] отношениях; если же он ровен в одном из них, то называется ровным только лишь в этом отношении. : «ровный в силе», «ровный в скорости». То же самое неровный пульс: он бывает неровный вообще или в том, в отношении чего он является неровным».

В нашем понимании ровный пульс есть ритмичный (pulsus regularis), а неровный - аритмичный (pulsus irregularis). Последний Авиценна раз делял на неровный упорядоченный и неровный неупорядоченный (беспорядочный).

«Неровность пульса во многих частях одного удара» проявлялась либо в расположении частей артерии, либо в движении ее частей. «Неровность в расположении частей сосуда есть неровность отношения частей сосуда к направлению; поскольку направлений имеется 6, то столько же бывает неровностей 4. Неровность в движении [пульса] проявляется либо в скорости и медленности, либо

4Возможно, речь идет о направлениях «вверх - вниз», «вправо - влево», «вперед - назад».

в отставании или опережении, то есть когда часть [сосуда] движется раньше времени или позднее, [чем следует], либо в силе и слабости, либо в большой или малой величине, причем все это протекает либо в ровном порядке, либо в неровном порядке, увеличиваясь и уменьшаясь, и имеет место либо в двух частях, либо в трех, либо в четырех.

Что касается неровности пульса в одной части [одного удара], то сюда относится [пульс] прерывистый, возвращающийся и непрерывный.

Прерывистый - это пульс, который прерывается в одной части удара истинным перебоем, причем концы части удара, отделенной перебоем, расходятся в отношении скорости, медленности и взаимного сходства. Возвращающийся - это такой, когда большой пульс становится малым в одной части, потом понемногу возвращается [к первоначальному достоинству]. Такого же рода и пульс слитный, когда один удар из-за неровности подобен двум ударам или два удара подобны одному удару, так как они сливаются. Непрерывный пульс - это такой, когда неровность [нарастает] непрерывно и не чувствуется границы при переходе от быстроты к медленности, и наоборот, или к уравновешенности, или [к неровности] от уравновешенности в этих двух отношениях, либо [переход] от большого или малого достоинства, или от уравновешенности к какому-либо иному качеству, к которому переход [возможен].

Упорядоченный - это такой [пульс], неровность которого сохраняет известный порядок и [повторяется] циклически. [Неровный упорядоченный пульс] бывает двояким: это либо [неровный пульс], упорядоченный вообще, когда [постоянно] повторяется лишь одна какая-либо неровность, либо упорядоченный циклический, когда бывает два цикла неровностей или больше.

Так, например, при этом может быть один цикл и другой, отличный от него, но только они [всегда] возвращаются вместе, друг за другом, как один цикл, а [неровный] неупорядоченный [пульс] - нечто противоположное этому. Если тщательно исследовать, то окажется, что эта девятая разновидность [в действительности есть] как бы вид восьмой разновидности и подходит под [категорию] неровного [пульса]».

Современного врача не может не поразить способность его средневекового коллеги различать неровности пульса в одной, двух, трех или даже четырех частях одного удара. Иначе говоря, врачи того времени могли воспринимать изменения пульса по времени, силе или величине в каждой из четырех частей пульсовой волны!

Неровный пульс более других напоминает современный аритмичный и его многочисленные разновидности, однако установить, что понимали

АННАЛЫ АРИТМОЛОГИИ, № 4, 2012

АННАЛЫ АРИТМОЛОГИИ, № 4, 2012

древние врачи под тем или иным определением, не так-то просто.

Так, «пульс с перебоями это [такой] неровный пульс, когда: а) ожидаешь движения, но имеет место неподвижность, [или же] ... б) ожидаешь неподвижности, а имеет место движение». По всей видимости, перед нами не что иное, как желудочковая и предсердная экстрасистолии. К желудочковой экстрасистолии, возможно, следует отнести и прерывистый пульс.

Пульс, неровный в движении, напоминает альтернирующий, или перемежающийся, пульс наблюдаемый при поражении миокарда, для которого характерно сочетание больших и малых пульсовых волн. Возвращающийся пульс может означать парадоксальный или пульс при дыхательной аритмии, слитный - бигеминию или уже упоминавшийся ди-кротический пульс, а непрерывный похож на мерцательную аритмию.

Любопытно, что под ритмичностью пульса средневековые врачи понимали не совсем то, что нынешние. Ритмичным в их понимании считался пульс, описанный первыми семью из описанных выше 9 категорий, отвечавший законам (гармонии, ритма, темпа, тембра) музыки и соответствовавший возрасту обладавшего им человека. Примерно так же, как нашему возрасту соответствует тембр нашего голоса. При этом приоритет сравнения пульса с музыкой Авиценна отдавал Галену.

Ритм, соответствовавший возрасту, считался хорошим, а не соответствовавший - дурным. Разновидностей пульса с дурным ритмом Авиценна различал три: «.пульс изменяющегося и переходящего ритма есть пульс, ритм которого является ритмом, присущим возрасту, смежному с возрастом обладателя [исследуемого пульса]; так, у детей бывает ритм пульса юношей. Вторая разновидность - это пульс отдаленного [по возрасту] ритма, например, когда у детей [находим] ритм пульса стариков; и третья - пульс, выходящий из ритма, то есть пульс, не похожий по своему ритму на пульс какого бы то ни было возраста. Выход пульса из ритма часто указывает на значительное расстройство состояния [здоровья]». Эти концепции, безусловно, интересны, но в настоящее время имеют лишь историческое значение. Среди них были и такие:

«Пульс «газели» есть такой, который бьется неровно в одной части удара, когда [эта часть] медленная, потом прерывается и [затем] спешит». Что это? Пароксизмальная тахикардия?

«Волнообразный [пульс] - неровный в отношении большой и малой величины частей сосудов или по их подъему и ширине и по опережению и отставанию в начале движения пульса при наличии в нем мягкости. Он не очень мал, имеет неко-

торую ширину и напоминает волны, следующие одна за другой подряд, различаясь по степени подъема и падения, быстроты и медленности». Этот пульс напоминает описанный выше неровный в движении и, как мы уже сказали, похож на альтернирующий.

«Червеобразный пульс похож на [волнообразный], но только очень мал и весьма част».

«Муравьиный пульс очень мал и еще более част. Неровность червеобразного и муравьиного пульса в отношении подъема, опережения и отставания проявляется на ощупь яснее, чем неровность в отношении ширины; последняя может даже совсем не проявляться». Возможно, что червеобразный и муравьиный пульс сегодня называют нитевидным.

«Пилообразный пульс. Он похож на волнообразный по неровности частей в отношении подъема и ширины и в отношении опережения и отставания, но только он твердый, и при наличии твердости части его не равны по твердости. Пилообразный [пульс] быстрый, частый и твердый, части его различны по величине расширения, твердости и мягкости». Современную аналогию этому пульсу и двум следующим отыскать трудно.

«Мышиный хвост. Это пульс, неровность которого постепенно изменяется, начиная от уменьшения к увеличению или от увеличения к уменьшению. «Мышиный хвост» иногда наблюдается во многих ударах, и иногда прощупывается в нескольких частях одного удара или в одной. Наиболее свойственная [для него] неровность та, что связана с величиной, а иногда она относится к быстроте и медленности, слабости и силе».

«Веретенообразный пульс. Это пульс, который отправляется от уменьшения к некому пределу увеличения, затем непрерывно отступает назад, пока не достигнет первоначального предела уменьшения. Получаются два «мышиных хвоста», сходящиеся у наибольших концов».

«Двухударный пульс. Врачи расходятся во мнениях относительно этой [разновидности]: некоторые из них считают [два удара] за одно биение пульса, неровное в отношении опережения и отставания, а другие говорят, что это два удара, следующие друг за другом без перерыва. Но, в общем, время между ними не таково, чтобы вместить сжатие [артерии] и затем расширение». Прочтя такое, в первую очередь думаешь о бигеминии.

О «пульсе с перебоем» и «пульсе, приходящемся на середину [пульсации]», уже упоминалось. Различие между «пульсом, приходящимся на середину», и пульсом «газели» в том, что при пульсе «газели» второй удар поспевает раньше, чем кончится первый, а при «приходящемся на середину» [второй] удар возникает во время паузы, по окончании пер-

вого. Все эти рассуждения снова и снова говорят об утраченной ныне изощренности методики пульсовой диагностики, которой владели древние.

«Пульс судорожный, дрожащий, вибрирующий, который похож на свиваемую и скручиваемую нитку. Он входит в разряд неровностей в отношении опережения и отставания, положения и ширины».

«Пульс, напряженный как струна, - разновидность вибрирующего пульса. Случаи напряженного, вибрирующего и «клонящегося в одну сторону» пульса чаще всего бывают при «сухих» болезнях».

Таким образом, даже простое перечисление (а мы проанализировали далеко не все) позволяет выявить около 60 характеристик пульса, которые различали средневековые врачи. Из них до нашего времени дошло порядка 20. Точные понятия о некоторых других утрачены. Возможно, навсегда. Причины, обусловливающие характер пульса (то есть его совокупные характеристики), Авиценна называл удерживающими. Таких причин, по его мнению, было три:

1. «Животная сила, движущая пульс, которая находится в сердце».

2. «Орудие, то есть бьющий сосуд».

3. «Необходимость уменьшать теплоту».

Рассмотрим эти положения. В понимании Авиценны основная движущая причина пульса находилась в сердце (по Галену - «жизненный дух»5) и передавалась на артерии для охлаждения находящейся в них пневмы. С современной точки зрения, обусловленность пульса сокращениями сердца следует считать верной, как и влияние стенки артерии на скорость пульсовой волны. Заметим, что возникшее в начале ХХ в. «учение о периферическом сердце», апологетом которого в России был ученик С. П. Боткина М. В. Яновский, в своей основе повторяло представления древних о самостоятельном сокращении и расслаблении артерий.

Что касается «теплоты», то если под ней понимать температуру тела, влияющую на частоту пульса, то и третья причина разновидности пульса вполне резонна. Только причина при этом смешивалась со следствием: Авиценна считал, что пульс учащается для того, чтобы уменьшить температуру тела, а мы считаем, что лихорадка вызывает тахикардию.

5 Один из трех духов, обеспечивающих жизнедеятельность организма. Попадал в человека с вдыхаемым ртом воздухом, переносился артериями и наделял человека жизнью (душа - дыхание - жизнь). Второй дух - животный - проникал в организм аэрофагически, находился в печени, распространялся по венам и обеспечивал рост органов и частей тела. Третий дух - растительный - находился в желудочках мозга, проникая туда с воздухом, вдыхаемым носом, распределялся по телу нервами и ведал нашей двигательной активностью.

Различные сочетания этих трех причин, а также некоторых внешних, «необязательных», приводила к тем или иным разновидностям пульса.

Большой пульс в представлении Авиценны соответствовал большой «животной силе» (здоровый миокард. - Прим. авт.), мягким стенкам сосудов и «надобности в охлаждении» (при лихорадке. - Прим. авт.). Малый пульс говорил о слабости животной силы (сердечная недостаточность. - Прим. авт.). Если же стенка сосуда при этом была твердой, а «надобность в охлаждении незначительна», то пульс делался еще меньше. Иначе говоря, что абсолютно верно, малый пульс наблюдали как при атеросклерозе, так и при сердечной слабости.

А вот как Авиценна объяснял причину тахикардии: «Если надобность в охлаждении велика, жизненная сила значительна, но твердость сосудистой стенки не дает пульсу стать большим, то он обязательно должен сделаться быстрым, чтобы наверстать быстротой то, что он упустил, не стал большим (здесь и далее курсив наш. - Прим. авт.). Если же сила слаба, то не удается ни увеличить пульс, ни создать в нем быстроту, и он неминуемо должен стать частым, чтобы частотой наверстать то, что он упустил, не став большим и быстрым. Многочисленные частые удары заменяют один большой полновесный удар или два быстрых удара. ».

Быстрым и частым, писал Авиценна, пульс делается и тогда, когда при нормальной величине находящейся в сердце силы и достаточно мягких сосудах возрастает необходимость в большем охлаждении пневмы (например, при лихорадке). Редким же пульс становится, когда необходимость в охлаждении пневмы отпадает, например, при сильном общем охлаждении, «крайнем упадке силы» или «приближении смерти». Блестящее наблюдение!

Среди причин, ведущих к слабости пульса, Авиценна называл «бессонницу, истощение, чрезмерную физическую работу». Твердым пульс становится «при кризисах вследствие сильной борьбы тела с болезнью и возникающего из-за этого напряжения органов, направленного на отражение болезни». Мягкий пульс бывает при «увлажняющих факторах, как, например, водянка или купание в бане». Его следующее наблюдение замечательно: «К причинам неровности пульса относится переполнение сосудов кровью. , такое явление устраняется кровопусканием». Обратим на это внимание. Ведь, с одной стороны, выходит, что лечение пароксизмальной тахикардии при аортальном пороке кровопусканием было известно задолго до Авиценны. Но, с другой стороны, из этого наблюдения следует, что, по мнению автора, в артериях могла находиться как пневма, так и кровь! Но если она

АННАЛЫ АРИТМОЛОГИИ, № 4, 2012

АННАЛЫ АРИТМОЛОГИИ, № 4, 2012

там была, то как она туда попадала, если по представлениям анатомов того времени артериальная и венозная системы друг с другом не сообщались? Не допускал ли Авиценна в таком случае (вслед за Галеном!) возможность попадания крови из правого сердца в левое ?

Если это так, то становятся понятными его следующие слова: «. особенно если подобное нагромождение (то есть смешение крови и пневмы. - Прим. авт.) происходит поблизости от сердца (курсив наш. - Прим. авт.)».

Интересно замечание великого врача о появлении перебоев (экстрасистолии) и даже трепетания пульса при переполнении желудка. Другая причина пульса с перебоями - «изнеможение силы» (физическая и психическая усталость. - Прим. авт.) и «какое-либо внезапное явление, к которому сразу обращаются естество и душа» (физическое и психическое волнение и напряжение, вызывающее появление желудочковых экстрасистол. - Прим. авт.).

Выше мы предположили, что червеобразный и муравьиный виды пульса сегодня интерпретируются как нитевидный. Подтверждение этому находим у Авиценны: «Причиной этих видов пульса является такая большая слабость силы (возможно, низкий сердечный выброс. - Прим. авт.), что в частях пульсации соединяются замедленность, частота и неровность.»

Интересны замечания Авиценны о пульсе при физической нагрузке. Поскольку при движении организм (и, соответственно, пневма) согревается, то пульс становится большим, сильным, быстрым и частым. Ведь «горячую пневму» нужно охлаждать. При длительной или большой нагрузке (переутомлении) пульс становится малым и слабым, оставаясь быстрым и частым, а при чрезмерной нагрузке и выраженной усталости превращается в червеобразный. Нагрузка, приводящая человека к смерти, делает пульс муравьиным (нитевидным).

Перед нами не что иное, как своеобразный пульсовой стресс-тест «мрачного» средневековья.

Анализ показал, что основные положения учения о пульсе Авиценны дошли до наших дней. В то же время некоторые понятия ушли в историю, а иные методики были намного изощреннее современных, что объяснимо значением пульса в древности.

Авиценна изучал характеристики пульса в зависимости от находящейся в сердце «жизненной силы» (современный аналог - сердечный выброс), состояния сосудистой стенки (эластичная - плотная - твердая), уровня обмена веществ (температура человеческого тела), пола, возраста, темперамента, места проживания человека, количества и качества съедаемой им пищи, а также изменения пульса, обусловленные сном и бодрствованием, болью, беременностью, наличием онкологических заболеваний, душевными (например, любовными) переживаниями, приближающейся смертью. Он также описал особенности изменения пульса при возрастающей физической нагрузке. В известной степени это можно считать концептом современных стресс-тестов.

В результате проведенного исследования можно сделать вывод, что «кардиологическое» наследство гениального врача Средних веков не только не утратило своей актуальности, но и должно учитываться при современном изучении проблемы нарушений ритма и проводимости сердца.

Конфликт интересов

Конфликт интересов не заявляется.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Авиценна. Канон врачебной науки. Ташкент: Медицина,1979.

2. Пропедевтика внутренних болезней / Под ред. Н. А. Мухина, В. С. Моисеева. М., 2002.

3. Пропедевтика внутренних болезней / Под ред. Н. Е. Федорова и др. Минск, 2007.

4. Глянцев С. П. Гален - пионер описания множественных дефектов межжелудочковой перегородки // Бюллетень НЦССХ им. А. Н. Бакулева РАМН. 2010. Т. 11, № 1. С. 51-57.

Основные медицинские произведения Ибн Сины:

«Канон врачебной науки» («Китаб ал-Канун фи-т-тибб») -- сочинение энциклопедического характера, в котором предписания античных медиков осмысленны и переработаны в соответствии с достижениями арабской медицины.

«Лекарственные средства» («Ал-Адвият ал калбия») -- написан во время первого посещения Хамадана. В произведении подробно приведены роль сердца в возникновении и проявлении пневмы, особенности диагностики и лечения заболеваний сердца.

«Удаление вреда от разных манипуляций посредством исправлений и предупреждений ошибок» («Дафъ ал-мазорр ал куллия ан ал-абдон ал инсония би-тадорик анвоъ хато ан-тадбир»).

«О пользе и вреде вина» («Сиёсат ал-бадан ва фазоил аш-шароб ва манофиъих ва мазорих») -- самый короткий трактат Ибн Сины.

«Поэма о медицине» («Урджуса фит-тиб»).

«Трактат о пульсе» («Рисолайи набзийа»).

«Мероприятия для путешественников» («Фи тадбир ал-мусофирин»).

«Трактат о сексуальной силе» («Рисола фил-л-бох») -- описаны диагностика, профилактика и лечение сексуальных нарушений.

«Трактат о уксусомёде» («Рисола фи-с-сиканджубин») -- описаны приготовление и лечебное применение различных по составу смесей уксуса и мёда. философ авиценна медицинский труд

«Трактат о цикории» («Рисола фил-хиндабо»).

«Кровеносные сосуды для кровопускания» («Рисола фил-урук ал-мафсуда»).

«Рисола-йи жудия» -- описываются лечение заболеваний уха, желудка, зубов. Кроме этого в нём описаны проблемы гигиены. Некоторые исследователи оспаривают авторство Авиценны.

Особенно велики заслуги Ибн Сины в области медицины. Его справедливо считают одним из величайших ученых медиков в истории человечества. По сведениям различных источников, общее число медицинских трудов Ибн Сины доходит до 50, но из них сохранилось около 30 в степени 8. По содержанию их можно разделить (за исключением “Канона”) условно на три группы: 1) труды общего характера, в которых освещаются те или иные разделы медицины и некоторые ее теоретические вопросы; 2) труды о заболеваниях какого-либо одного органа или об одной конкретной болезни, например, о заболеваниях сердца и средствах его лечения, о болезни толстой кишки (куландж), о расстройствах функции половых органов;3) труды по лекарствоведению.

Однако главным медицинским трудом Ибн Сины, принесшим ему многовековую славу во всем культурном мире, является “Канон врачебной науки”. Это подлинно медицинская энциклопедия, в которой с логической стройностью излагается все, что относится к профилактике и лечению болезней. В “Каноне врачебной науки”, а также в ряде специальных работ по лекарствоведению (“Книга о лекарствах при сердечных болезнях”, “О свойствах цикория”, “О свойствах уксуса - лида” и др.). Ибн Сина не только объединил разрозненный опыт прошлого и дополнил его результатами собственных наблюдений, но и сформировал ряд принципиальных положений рациональной формации. Если Ибн Аббаз (930-994) указывал на благоприятные условия проверки действия в больнице, то Ибн Сина предлагает систему их испытания, включающую наблюдение за их действием у постели больного, постановку опытов на животных и даже некоторое подобие клинического испытания. При этом Ибн Сина считает наиболее надежным экспериментальный путь проверки действия лекарственных средств и предлагает “условия”, обеспечивающие “чистоту эксперимента”. В “Каноне врачебной науки” содержаться указания на необходимость выявления побочного действия лекарств, на наличие взаимного усиления их и взаимного ослабления действия лекарственных средств при их совместном назначении.

Ибн Сина связывал развитие рациональной фармации с применением лекарственных средств, полученных химическим путем. Эта идея, которую разделяли некоторые арабские и среднеазиатские ученые и врачи (Джабир ибн Хайян; Рази, Бируни и др.),была в дальнейшем развита алхимиками средневековой Европы, а также врачами эпохи Возрождения и Нового времени. Ибн Сина описал много новых лекарственных средств растительного, животного и минерального происхождения.В частности, с его именем связывают первое применение ртути, которая в 10 в. добывалась в окрестностях Бухары, для лечения сифилиса. Им же как побочное действие ртути описаны проявления ртутного стоматита. Из перечня лекарственных средств, приложенного к Книге второй “Канона врачебной науки”, около 150 значились в первых восьми изданиях русской фармакопеи.

Являясь порождением древней высокоразвитой культуры, среднеазиатская медицина в значительной степени определила уровень и своеобразие медицины арабского Востока. Обобщающие энциклопедические труды среднеазиатских врачей во многом способствовали сохранению и развитию достижений медицины древности (античной, эллинистической, индийской, иранской, среднеазиатской), осмыслению и синтезу их богатого практического опыта и теоретических концепций. Подобно обобщающим трудам арабских врачей, некоторые среднеазиатские мед. Энциклопедические труды были переведены на европейские языки и сыграли важную роль в развитии медицины в Европе. Это прежде всего относится к “Канону врачебной науки” Ибн Сины, несомненно, являвшемуся самой популярной из мед. книг, созданных на Востоке. На протяжении нескольких веков “Канон” служил основным учебным пособием в европейских университетах, оказав огромное влияние на уровень специальных знаний врачей средневековой Европы. Передовые среднеазиатские ученые - философы, врачи, естествоиспытатели явились провозвестниками ряда новых идей, получивших признание и развитие лишь несколько веков спустя. К ним относятся попытки внедрения экспериментального метода в патологию и лекарствоведение, утверждение естественно-научной сущности медицины как области научной и практической деятельности, идеи связи медицины с химией, взаимосвязи организма с окружающей средой и роли этой среды в патологии, неразрывной связи психического и телесного, предположение Ибн Сины о невидимых существах, могущих вызывать лихорадочные заболевания и распространяться через воздух, воду и почву, и др. Передовые врачи и ученые Средней Азии активно выступали против царивших в современной им медицине суеверий, отвергали астральные представления, магическую цифрологию, целебные свойства драгоценных камней, заговоров, амулетов, противопоставляя рациональные средства диагностики, терапии и гигиены. Однако все их усилия остались по преимуществу “гласом вопиющего в пустыне”. Большинство представителей мед. профессий охотно применяли, а иногда и предпочитали магические и мистические приемы методам рациональной диагностики и терапии, по большей части предоставляя судьбу своих пациентов воле аллаха. Что же касается новых идей, то они нашли мало приверженцев. Разумеется, и те из среднеазиатских врачей и ученых, кто составил гордость медицины Средней Азии- Бируни,Масихи,Ибн Сина, ал-Джурджани (ок. 1080-1141), Фахраддин Рази, Умар Чагмини и др.- не смогли полностью преодолеть сковывавшего влияния феодального мировоззрения. Труды древних, за исключением некоторых частностей,они почитали высшим авторитетом. Ни один из них не усомнился в справедливости натурфилософского учения о четырех соках. Все придерживались анатомо-физиологических представлений Галена. Ни один из них не занимался анатомией, без развития которой было немыслимо построение рациональной физиологии и патологии. Причины, не позволявшие врачам мусульманского Востока изучать анатомию человека, хорошо известны, а гуморолистические концепции, содержащие элементы диалектики и материалистическое, хотя и эклектическое, объяснение жизнедеятельности и механизмов развития патологических процессов, неизмеримо прогрессивнее “медицины пророка”. Эпоха не позволила им “перешагнуть через себя”. И,если для истории медицины наиболее выдающимися достижениями крупнейших врачей Средней Азии являются прежде всего их неоцененные новые идеи, значительно опережавшие свое время, то для современников и ближайших потомков наиболее существенными и значимыми были их достижения в области практической медицины- диагностики, клиники, лечения, гигиены.

Творчесво Ибн Сины занимает особое место в истории культуры. Крупнейший врач и мыслитель своего времени, он был признан уже современниками, и присвоенный ему еще при жизни почетный титул “шейх-ар-раис” (наставник ученых) сопровождал его имя в течение многих веков. Философские и естественно-научные сочинения Ибн Сины пользовались широкой известностью в странах Востока и Западной Европы,не смотря на то, что основное его философское произведение “Книга исцеления” было объявлено еретическим и сожжено в Багдаде в 1160 г. Обессмертивший его имя “Канон врачебной науки” многократно переводился на многие европейские языки, около 30 раз издавался на латинском языке и более500 лет служил обязательным руководством по медицине для европейских университетов и мед. школ арабского Востока.

Из 274 трудов Ибн Сины медицине посвящено только 20. Тем не менее принято считать, что из всех областей знаний, которыми занимался Ибн Сина, наибольший вклад им внесен в медицину. Прежде всего “Канон врачебной науки” принес ему всемирную славу и бессмертие. Каждая книга, в свою очередь, делится на части (фан), отделы (джумла), статьи (макала) и параграфы (фасл).

В Книге первой излагаются теоретические основы медицины и общие положения практической медицины. В ней дается определение понятия медицины, раскрываются задачи этой науки, приводятся учение о соках и натуре (темпераменте), сжатый анатомический очерк так называемых “простых” органов человеческого тела - костей, хрящей, нервов, артерий, вен, сухожилий, связок и мышц. Рассматриваются причины, проявления и классификации болезней и общие правила их лечения. Подробно излагаются учения о питании, образе жизни (общая диэтетика) и сохранении здоровья во все периоды жизни (общая и частная гигиена).

Книга вторая - это капитальный свод сведений о лекарственных средствах, применявшихся в медицинской практике того времени. В ней дано свыше 800 лекарственных веществ растительного, животного и минерального происхождения с указанием их лечебных свойств и способов применения. Помимо лекарственных средств, производившихся в Средней Азии и в других странах Ближнего и Среднего Востока, автор указывает немало лекарств, привозимых из Индии, Китая, Греции, Африки, островов Средиземного моря и др. районов земного шара. Многие из них стали известны прямо или косвенно средневековой Европе по сочинениям Ибн Сины, что само по себе характеризует значение “Канона” в истории лекарствоведения. Эта книга дает возможность ознакомиться не только с научной, но и с бытовой, народной медициной времени Ибн Сины. Многие лекарства, предложенные Ибн Синой, прочно вошли в фармакопею и применяются по сегодняшний день.

В Книге третьей трактуются “частные” или “местные” болезни органов человека, начиная с головы и кончая пятками, иными словами она посвящена частной патологии и терапии. В нее входят описания болезней головы и мозга (в том числе нервных и психических болезней), глаза, ухо, носа, полости рта, языка, зубов, десен, губ, горла, легких, сердца, груди, пищевода, желудка, печени, желчного пузыря, селезенки, кишечника, заднего прохода, почек, мочевого пузыря, половых органов. Каждый раздел начинается с подробного анатомического описания соответствующего органа.

В Книге четвертой рассматриваются “общие” болезни тела, не присущие лишь одному органу. К числу таковых отнесены различные лихорадки (кризисы при болезнях), опухоли (в том числе рак), прыщи, раны, язвы, ожоги, переломы и вывихи костей, ранения и прочие поражения нервов, повреждения черепа, груди, позвоночника, конечностей. В этой Книге говорится также о хронических и острых заразных болезнях: оспе, кори, проказе, чуме и бешенстве; освещены основные вопросы учения о ядах (токсикология). Специальный раздел книги посвящен вопросам сохранения красоты тела (косметика).

Книга пятая “Канона” представляет собой фармакопею. В ней излагаются способы изготовления и применения различных форм лекарств сложного состава. В первой части Книги описываются различные противоядия (терьяки), лекарственные кашки, пилюли, таблетки, порошки, сиропы, отвары, настои, вина, пластыри и т. д., а во второй части указываются испытанные средства, предназначенные для лечения конкретных заболеваний органов головы, глаз, уха, зубов, горла, органов грудной и брюшной полости, суставов и кожи.

Физические упражнения он называл “самым главным условием” сохранения здоровья, на следующее место он ставил режим питания и режим сна. Особые главы “Канона врачебной науки” Ибн Сина посвятил воспитанию и уходу за ребенком. В них содержится много тонких наблюдений и разумных советов. Другой сильной стороной “Канона врачебной науки” Является точное описание клинической картины болезней, тонкости диагностики. Первые описания ряда клинических явлений, их объяснения говорят о необычайной наблюдательности Ибн Сины, его таланте и опыте. В диагностике Ибн Сина пользовался ощупыванием наблюдением над пульсом, определением влажности или сухости кожи, осмотром мочи и испражнений.

Ибн Сина много занимался проблемами психологии, и психические расстройства интересовали его не только с чисто врачебных позиций, но и как объект психологического исследования. По-видимому, в этом кроется причина того, что при описании психических расстройств он подробно излагает свои взгляды на природу психических процессов и причины их нарушения. В представлении о сущности психических процессов особенно наглядно проявляются материалистические стороны философии Ибн Сины: ни у кого раньше не встречается столь четкого представления о связи отдельных психических процессов с функцией определенных участков головного мозга. Достаточно вспомнить, например, указания Ибн Сины о том, что ушибы, разрушающие отдельные части мозга расстраивают чувствительность и вызывают выпадение некоторых функций. Полностью отвергая демонологические взгляды на сущность психических болезней, Ибн Сина считал непосредственной причиной психических расстройств либо влияние условий окружающей среды, либо телесные расстройства. При этом выяснение взаимосвязей и взаимовлияния психического и соматического, по-видимому, представляла для Ибн Сины особый интерес: в “Каноне” содержатся указания на возможность возникновения психоза при острых лихорадочных заболеваниях, на связь расстройств желудочно-кишечного тракта с психическими переживаниями (“сильным горем”, гневом, огорчением и т. п.).

Через столетие после смерти автора “Канон” становится известен и на Западе. Уже в 12 в. он был переведен с арабского на латинский язык Герардом Кремонским (1114-1187) ,в 13 в. - на древнееврейский и разошелся во множестве рукописей. После изобретения книгопечатания в 15 в. в числе первых изданий был и “Канон”. Примечательно, что его первое издание появилось в 1473 г. в Страсбурге - одном из центров гуманизма эпохи Возрождения. Потом по частоте изданий он соперничал с Библией - только за последние 27 лет 15 в. “Канон” выдержал 16 изданий, а всего он издавался около 40 раз полностью и бесчисленное множество раз в выдержках. В течение пяти столетий “Канон” служил настольной книгой для врачей многих стран Азии иЕвропы. Во всех старейших унтверситетах Европы до середины 12 в. изучение и преподавание медицины основывалось на труде Ибн Сины.

Отдельные части “Канона” переводились на европейские языки, но полного перевода не было. Коллектив Института востоковедения АН Уз ССР, откликнувшись на призыв Всемирного Совета Мира (1952 г.) отметить во всем мире 1000 - летие со дня рождения (по лунному календарю) Ибн Сины, приступил к переводам с арабского языка на русский и узбекский языки главного медицинского сочинения великого ученого. Эта грандиозная работа была успешно завершена в 1961 году публикацией полного текста “Канона” на обоих языках.

Абу Али Хусейн ибн Абдаллах ибн Си́на (перс. ابو علی حسین بن عبدالله بن سینا‎ — abu ali hossein ebn-e abdâllah ebn-e sinâ, тадж. Абуалӣ Ҳуссайн ибни Абдуллоҳ ибни Сино), Ибн Сина (перс. ابن سینا‎ — ebn-e sinâ, тадж. Ибни Сино — отсюда «Авиценна»; родился в селе Афшана близ Бухары, 18 июня 980 года — умер в г. Хамадан, 16 августа 1037 г.) — таджикский философ и врач, представитель восточного аристотелизма. Был придворным врачом саманидских эмиров и дайлемитских султанов, некоторое время был визирем в Хамадане. Всего написал более 450 трудов в 29 областях науки, из которых до нас дошли только 274. В ряде стран известен под латинизированным именем Авице́нна.

Дата рождения: 980 год
Место рождения: Бухара
Дата смерти: 1037 год
Место смерти: Хамадан
Направление: Восточный аристотелизм

Основные интересы:
медицина, философия, астрономия, химия, геология, логика, поэзия

Биография

Мальчик с раннего возраста проявлял исключительные способности и одарённость. Уже к десяти годам он знал наизусть почти весь Коран. Затем его отправили изучать мусульманское законоведение в школу, где он был самым младшим. Но вскоре даже самые взрослые из слушателей школы оценили ум и знания мальчика и приходили к нему советоваться, хотя Хусейну только исполнилось 12 лет.

Позже он изучал логику и философию, геометрию и астрономию под руководством приехавшего в Бухару учёного Абу Абдаллаха Натили. С 14 лет юноша начал заниматься самостоятельно. И геометрия, и астрономия, и музыка ему давались легко, пока он не познакомился с «Метафизикой» Аристотеля. В автобиографии он упоминал, что несколько раз прочитал этот труд, но не смог понять его.

Помогла в этом книга Аль-Фараби с комментариями к «Метафизике». В 16 лет Ибн Сину пригласили лечить самого эмира Бухары. В автобиографии Авиценна писал: «Я занялся изучением медицины, пополняя чтение наблюдениями больных, что меня научило многим приёмам лечения, которые нельзя найти в книгах».

После взятия Бухары тюрками и падения династии Саманидов в 1002 году Ибн Сина направился в Ургенч, ко двору правителей Хорезма. Тут его стали называть «князем врачей». В 1008 г. после отказа Ибн Сины поступить на службу к султану Махмуду Газневи благополучная жизнь сменилась годами скитания. Некоторые работы он писал в седле во время своих долгих переездов.

В 1015—1024 гг. жил в Хамадане, сочетая научную деятельность с весьма активным участием в политических и государственных делах эмирата. За успешное лечение эмира Шамс ад-Давла он получил должность везира, но нажил себе врагов в военных кругах. Эмир отклонил требование военных предать Ибн Сину казни, но принял решение сместить его с занимаемой должности и выслать за пределы своих владений. Через сорок дней с эмиром случился очередной приступ болезни, который заставил его отыскать ученого и вновь назначить своим министром.

После смерти эмира за попытку перейти на службу к правителю Исфахана на четыре месяца он был заточен в крепость. В последние годы жизни служил в Исфахане при дворе эмира Ала ад-Давла. Перед смертью он приказал отпустить всех своих рабов, наградив их, и раздать всё своё имущество беднякам.

Ибн Сина был учёный, одержимый исследовательским духом и стремлением к энциклопедическому охвату всех современных отраслей знаний. Философ отличался феноменальной памятью и остротой мысли.
Лекарство для бессмертия

По преданию, почувствовав близкий конец, Ибн Сина решил дать бой смерти. Он приготовил 40 снадобий, которые надлежало последовательно применить в случае его смерти, и продиктовал правила их использования своему самому верному ученику. После смерти Ибн Сины ученик приступил к оживлению, с волнением замечая, как немощное тело старца постепенно превращается в цветущее тело юноши, появляется дыхание, розовеют щёки.

Оставалось последнее лекарство, которое нужно было влить в рот и оно бы закрепило жизнь, восстановленную предыдущими снадобьями. Ученик был так поражён произошедшими изменениями, что выронил последний сосуд. Спасительная смесь ушла в глубину земли и через несколько минут перед учеником лежало дряхлое тело учителя

Написанный на арабском энциклопедический труд «Книга исцеления» («Китаб аль-Шифа») посвящён логике, физике, биологии, психологии, геометрии, арифметике, музыке, астрономии, а также метафизике. «Книга знания» («Даниш-намэ») также является энциклопедией.

Труды по медицине

Основные медицинские произведения Ибн Сины:
«Канон врачебной науки» («Китаб ал-Канун фи-т-тибб») — сочинение энциклопедического характера, в котором предписания античных медиков осмысленны и переработаны в соответствии с достижениями арабской медицины. В «Каноне» Ибн Сина предположил, что заболевания могут вызываться какими-то мельчайшими существами.

Он первый обратил внимание на заразность оспы, определил различие между холерой и чумой, описал проказу, отделив её от других болезней, изучил ряд других заболеваний. Существует множество переводов «Канона врачебной науки» на латинский язык.
«Лекарственные средства» («Ал-Адвият ал калбия») — написан во время первого посещения Хамадана. В произведении подробно приведены роль сердца в возникновении и проявлении пневмы, особенности диагностики и лечения заболеваний сердца.
«Удаление вреда от разных манипуляций посредством исправлений и предупреждений ошибок» («Дафъ ал-мазорр ал куллия ан ал-абдон ал инсония би-тадорик анвоъ хато ан-тадбир»).
«О пользе и вреде вина» («Сиёсат ал-бадан ва фазоил аш-шароб ва манофиъих ва мазорих») — самый короткий трактат Ибн Сины.
«Поэма о медицине» («Урджуса фит-тиб»).
«Трактат о пульсе» («Рисолайи набзийа»).
«Мероприятия для путешественников» («Фи тадбир ал-мусофирин»).
«Трактат о сексуальной силе» («Рисола фил-л-бох») — описаны диагностика, профилактика и лечение сексуальных нарушений.
«Трактат о уксусомёде» («Рисола фи-с-сиканджубин») — описаны приготовление и лечебное применение различных по составу смесей уксуса и мёда.
«Трактат о цикории» («Рисола фил-хиндабо»).
«Кровеносные сосуды для кровопускания» («Рисола фил-урук ал-мафсуда»).
«Рисола-йи жудия» — описываются лечение заболеваний уха, желудка, зубов. Кроме этого в нём описаны проблемы гигиены. Некоторые исследователи оспаривают авторство Авиценны.

Философия

В понимании предмета метафизики Ибн Сина следовал Аристотелю. Вслед за Аль-Фараби Ибн Сина различает возможно сущее, существующее благодаря другому, и абсолютно необходимо сущее, существующее благодаря себе. Ибн Сина утверждает совечность мира Творцу. Творение в вечности Ибн Сина объяснял с помощью неоплатонического понятия эманации, обосновывая таким образом логический переход от первоначального единого к множественности тварного мира. Однако в отличие от неоплатонизма он ограничивал процесс эманации миром небесных сфер, рассматривая материю не как конечный результат нисхождения единого, а как необходимый элемент любого возможного бытия. Космос делится на три мира: материальный мир, мир вечных несотворенных форм, и земной мир во всем его многообразии.

Индивидуальная душа образует с телом единую субстанцию, обеспечивающую целостное воскрешение человека; носителем философского мышления выступает конкретное тело, предрасположенное к принятию разумной души. Абсолютная истина может быть постигнута посредством интуитивного видения, которое предстаёт кульминацией процесса мышления.

К кругу мистических произведений Ибн Сины относятся «Книга о птицах», «Книга о любви», «Книга о сущности молитвы», «Книга о смысле паломничества», «Книга об избавлении от страха смерти», «Книга о предопределении».

Ему же принадлежат стихотворения на персидском языке, большей частью в форме рубаи.

Астрономия

Находясь в Гургане, Ибн Сина написал трактат об определении долготы этого города. Ибн Сина не смог воспользоваться тем методом, которым пользовались Абу-л-Вафа и ал-Бируни, и предложил новый метод, состоящий в измерении кульминационной высоты Луны и её сравнении с высотой в Багдаде путём вычислений по правилам сферической тригонометрии.

В «Книге о способе, предпочитаемом другим способам при конструировании наблюдательного инструмента», Ибн Сина описал изобретенный им наблюдательный инструмент, который по его мнению, должен был заменить астролябию; в этом инструменте для уточнения измерений впервые применялся принцип нониуса.
Память

В его честь Карл Линней назвал род растений семейства Акантовые — Авиценния. В Таджикистане в его честь названы Таджикский государственный медицинский университет и горная вершина, ранее известная как Пик Ленина.

Могила Авиценны изнутри, Хамадан, Иран

«ТАЛАНТЛИВЫЙ человек талантлив во всем». Эта хорошо известная истина имеет прямое отношение к Абу Али Ибн Сине, родившемуся в 980 году в селе Афшана вблизи Бухары. Его настоящее имя — Хусейн. С годами для народов Средней Азии он стал Ибн Синой, а в Европе — Авиценной. В талантах «бессмертного великого мыслителя», коим величают Ибн Сину, прозрения в философии и медицине, естествоиспытаниях и математике, поэзии и литературоведении.

Неудивительно, что свои медицинские открытия Ибн Сина изложил в стихотворной форме в виде поэмы. И опять-таки сделал это с умыслом: в форме стиха наставления лучше воспринимаются и запоминаются потомками.

Поэма о медицине (Урджуза), написанная рукой Ибн Сины, жива и сегодня. Место ее пребывания — Институт востоковедения Академии наук Узбекистана (г. Ташкент). Это второй по объему и значимости медицинский труд Ибн Сины после знаменитого «Канона врачебной науки». В XII веке поэму перевели на латинский язык, позже — на многие другие языки Европы. Сразу же бросается в глаза, что поэму писал врач-философ, энциклопедист, человек обширнейших знаний, человеколюб, прежде всего озабоченный тем, чтобы не навредить больному. Советы великого врача не утратили значения и в наши дни.

В природе человека Ибн Сина различал СОЧЕТАНИЕ СТИХИЙ — огня, земли, воздуха, воды, тем самым не делая особого различия между природой живой и неживой материей. По его мнению, состояние здоровья зависит от состояния особого свойства тела — МИЗАДЖА, того, что впоследствии получило название витализма, или жизненной силы, которая зависит от сочетания в человеке указанных стихий. Далее Ибн Сина большое внимание уделял СОКАМ человека, различая флегму, кровь, желчь и пневму (дух). Желчь делил на полезную и вредную — желтую и черную, откуда пошло название «желчный», то есть вредный человек, а среди органов особо отмечал печень, сердце и мозг, причем по значимости ПЕЧЕНЬ ставил на первое место. Итак, избранное поэмы о медицине…

Из вступления

Огонь священный в сердце не потух,

Пылает разум, обновляя дух.

У каждого — свое дыханье, чувство,

И в том Творца премудрое искусство.

О назначении медицины

Здоровье сохранять —

Задача медицины.

Болезней суть понять

И устранять причины.

Об элементах природы

Все, что природа накопить сумела,

Незримо входит и в природу тела,

В любом из нас стихии те четыре,

Избыток иль нехватка лишь одной

Грозят больному тяжкою бедой.

Мизаджа знание врачу всего полезней

Для постиженья и леченья болезней.

На ощупь выявляются мизаджи:

Горячий, стылый, и сухой, и влажный.

О пище

Годятся в пищу нам со дня творенья

Животные продукты и растенья.

Бывает пища кислой, терпкой, вязкой,

Горячее пристало есть с опаской.

О натурах

В мужской натуре — сухость и тепло,

А в женской — влажность холодом свело.

Те, у кого видны под кожей вены,

Натурой горячи и откровенны.

Те, у которых вены не видны,

Напротив, по натуре холодны.

О цвете волос и глаз

Мизадж у белокурого, что лед.

У темнокудрого, наоборот, — горяч.

И волос чем светлей, рыж или рус,

Мизадж тем холодней.

Уравновешен он у тех людей,

Чей волос рыжеват иль чуть темней.

Глаза те обладают острым зреньем,

Когда они полны живых лучей,

У глаз неярких зрение слабей.

Об органах

Важнейший орган — печень, и всецело

Зависит от него питанье тела.

Другой источник щедрый — это сердце,

И без него бы телу не согреться.

Мозг головной — он через мозг спинной

Сердечной управляет теплотой.

Зависит от него процесс движенья.

В мозгу таятся наши ощущенья.

По виду пневмы все различны. И

У всякой пневмы качества свои.

Кроме того, заложены от века

Семь главных сил в натуре человека.

О влиянии звезд и Солнца

Восходят звезды и горят во мгле,

Лучи их ощутимы на Земле.

Является зловещая звезда —

И гибнут люди, гибнут города.
О влиянии цвета на зрение

Для наших глаз отрады лучшей нет,

Чем темный и зеленый видеть цвет.

Напротив, ярко-желтый цвет и белый

Для зрения — губительное дело.

О пище и питье

Хвалы достойна пища, если вновь

Она заменит и очистит кровь.

Полезна рыба непременно тем,

Кто обессилен, истощен совсем.

Остры и терпки лук, чеснок, горчица,

Но польза в них великая таится.
Об опорожнении и наполнении

Наш мозг, а также каждый орган тела

Опорожнять природа повелела,

Для горла и зубов найди настой,

Чтоб полость рта блистала чистотой.

Полезны в бане мыло и вода.

Почаще мойся, не жалей труда.

Для молодых в любви ослабь запреты:

Всегда опасны юные аскеты.

Тому, кто болен иль старик седой,

Грозит любовь телесная бедой.

Едва поев, не торопись к утехам —

Подагрой наградишь себя с успехом.

Излишества в любви расстроят дух,

От них наследство — слабость и недуг.

О пульсе

Пульс у мужчин в дороге жизни всей

Быстрее, чем у женщин, и сильней.

Пульс в юности свой ускоряет бег,

Замедлен он, коль полон человек.

Зимою склонен к большему покою,

Уравновешен раннею весною.

Пульс у ребенка тоньше и быстрей.

У взрослого — замедленней, слабей.

Имя Абу Али ибн Сины, известного также как Авиценна, знакомо не только медикам. Этот незаурядный человек оставил след в астрономии и химии, музыке и литературе. Однако, несмотря на широту интересов, ибн Сина был в первую очередь талантливейшим врачом, многие идеи которого не утратили актуальности и сегодня.

«Трактат о пульсе»

Задолго до открытия Гарвеем кругов кровообращения ибн Сина интуитивно понял, что за биением человеческого пульса скрыто очень много информации. Исследуя ежедневно десятки больных, он собрал ценные данные, которые сумел систематизировать и обобщить в сочинении, посвященном только пульсу. Ибн Сина выделил основные качества пульсовой волны: частоту, силу, наполненность, жесткость, и связал их с определенными болезнями.

Первым в истории медицины он обратил внимание на необходимость сравнения пульса на разных сосудах - например, на руках и ногах. Эта методика до сих пор уникальна по сочетанию простоты и доступности с высочайшей информативностью. Каждый врач в любых условиях может, прощупав пульс на запястье и на бедренной артерии, предположить наличие некоторых пороков сердца, атеросклероза сосудов нижних конечностей и др.

Начало ЛФК

Именно ибн Сине мы обязаны идеей о том, что адекватная физическая нагрузка - необходимое условие здоровья. Великий врач полагал физические упражнения лучшим лекарством и лучшей профилактикой всех болезней: «Подвижный, быстрый человек гордится стройным станом. Сидящий сиднем целый век подвержен всем изъянам» .

В одном из своих медицинских сочинений ибн Сина пишет: «Умеренно и своевременно занимающийся физическими упражнениями человек не нуждается ни в каком лечении, направленном на устранение болезни» . Однако, несмотря на это, он разработал отдельные комплексы для разных «симптомов», а также для периодов разгара болезни и выздоровления, фактически создав основы лечебной физкультуры. Основные принципы формирования комплексов ЛФК до сих пор не изменились.

Основы эпидемиологии

Ибн Сина был убежден в том, что заразность инфекционных заболеваний связана с некими невидимыми глазу, но материальными объектами. Он обратил внимание на существование природно-очаговых заболеваний, а также временнóй цикличности эпидемий. В соответствии с этим он давал советы людям, желающим выбрать место для жилья: «Следует знать, какова там почва, какова там вода, доступно ли данное место ветрам или находится в котловине, и какие там ветры - здоровые ли они и холодные. Надлежит дознаться, каково состояние местных жителей в отношении здоровья и болезни и когда в последний раз случалось моровое поветрие».

Эти же принципы сегодня используют эпидемиологи для оценки состояния той или иной местности, при планировании ее заселения или окультуривания, при расчете объемов медицинской помощи, которая может потребоваться.

Древняя нутрициология

Если взглянуть на труды Авиценны комплексно, невозможно не заметить, что фактически он создал сегодняшнюю концепцию здорового образа жизни. Краеугольными камнями ее стали физическая активность, здоровый сон и здоровое питание.

Последнему вопросу ибн Сина уделял самое пристальное внимание, и его взгляды соответствуют передовым тенденциям нашего времени. Он рекомендовал раздельное потребление белковой и углеводной пищи и считал, что трапезу надо прекращать чуть раньше, чем наступит полное насыщение. Так же, как впоследствии известный кардиолог Н. М. Амосов, ибн Сина писал, что пища не должна быть очень уж вкусной, ибо в этом случае ее едят слишком много.

Отдельно стоит упомянуть культуру винопития. Рекомендуя умеренность во всем, ибн Сина признавал пользу вина в небольших дозах: «Вино - наш друг, но в нем живет коварство: Пьешь много - яд, немного пьешь - лекарство». Вместе с тем в его работах встречаются исключительно полные описания «алкогольных» болезней - гепатита и энцефалопатии (поражения мозга), вызванных неумеренным потреблением вина.

«Философия здоровья» Авиценны за прошедшие века не только не потеряла свое значение, но и получила бесспорные доказательства в множестве исследований. Так что каждый может наслаждаться стихотворными рекомендациями великого врача и укреплять здоровье.

Лидия Куликова

Фото depositphotos.com



error: Content is protected !!